Развитие связной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития с использованием альтернативных образовательных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 19.02.2024

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Латышева, Н. В. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития с использованием альтернативных образовательных технологий / Н. В. Латышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 96-100. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111414/ (дата обращения: 07.11.2024).



В наше время есть очень актуальная тема: «Р азвитие связной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития с использованием альтернативных образовательных технологий».

Начало изучения проблемы ЗПР было положено в 50-е годы работами отечественных ученых: Г. Е. Сухаревой, Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, В. И. Лубовского, К. С. Лебединкая и современных ученых: М. М. Семаго и др.

Задержка психического развития выступает в качестве наиболее распространенной формы, в которой представлено психическое нарушение. Это особое психическое нарушение, в котором отдельная психическая и психомоторная функция или психика не характеризуется надлежащей зрелостью. Формирование такого психического нарушения осуществляется в соответствии с наследственными, социально-средовыми и психологическими факторами.

В медицинской литературе ЗПР относится к предельным формам интеллектуального недостатка, и характеризуется замедленными темпами психического развития, отсутствием личностной зрелости.

Задержка психического развития имеет отличие от других психических нарушений своей устойчивой динамикой к компенсационным возможностям при создании условий в специальном обучении и воспитании.

К. С. Лебединская выделила классификацию задержки психического развития, в основе которой выделяется ее причина появления. Рассмотрим ее. [1, с. 4]

1) ЗПР конституционального генеза. У детей, обладающих данным видом ЗПР, специфический тип строения тела, чрезмерное эмоциональное поведение. Они способны проявлять хороший уровень воображения и творческих способностей в игре в связи с тем, что игра считается для них важнее учебной деятельности, и может повлиять на уровень социализации, и дальнейшей школьной адаптации детей.

2) ЗПР соматогенного генеза. Характерной особенностью данного вида является наличие хроматических соматических заболеваний. Дети, обладающие данным видом ЗПР, обладают стойким психическим и физическим видом астении, влекущей за собой понижение работоспособности, появление замкнутости, боязливости и робости. Дети имеют недостаточный уровень знаний об окружающем мире в связи с тем, что их воспитание происходит на основе ограничения и запрета. Также есть вероятность возникновения вторичной инфантилизации, которая негативно влияет на эмоционально-волевую сферу.

3) ЗПР психогенного генеза. Причиной появления данного вида задержки психического развития является длительное воздействие психотравмирующего фактора, который повлек стойкое нарушение психической сферы детей. В общественной жизни дети могут проявлять импульсивное поведение и не контролировать свое эмоциональное состояние. В случае гиперопеки у ребенка может наблюдаться эгоцентричное поведение и нарушения волевой сфере. Дети, обладающие задержкой психического развития психогенного генеза, характеризуются нарушением эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, отсутствием сформированной регуляции поведенческих характеристик.

4) Задержка церебрально-органического генеза. Характерной особенностью данного вида является сочетание недостаточности развития и разного уровня повреждения психической функции. Детям с задержкой психического развития церебрально-органического генеза характерно несколько групп: проявление психической неустойчивости и психическая тормозивность. Психическая неустойчивость проявляется шумности и подвижности. Психическая тормозивность проявляется в несамостоятельности, нерешительности, робости, медлительности. Эмоциональная привязанность к родителям может привести к адаптационным сложностям в школьном процессе.

И одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий, речь ребенка должна быть связной. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/15 количества жителей нашей планеты. Данные же всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13 %. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи: как на овладение семантикой речи, так и на усвоение языковых закономерностей, на формирование языковых обобщений. В настоящее время отмечается большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников педагогами.

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В настоящее время развитие речи у детей представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

На занятиях в качестве основного приема обучения используется рассказ педагога, после дети воспроизводят рассказ с незначительными изменениями, но их повествование невыразительно, словарный запас мал, используют простые предложения. Но самым главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет лишь услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.

На занятиях детям становиться скучно и неинтересно, они отвлекаются, уже доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Нужно лишь побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.

В коррекционно-педагогической работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти альтернативные образовательные технологии в развитии связной речи детей.

Понятие альтернативных образовательных технологий в развитии связной речи включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Очевидно, что необходимо изменение способов работы педагогов на занятиях по развитию речи дошкольников.

Такими средствами являются альтернативные образовательные технологии:

— Артикуляционная и пальчиковая гимнастика,

— Логоритмика

— Мнемотехника,

— Технология ТРИЗ

— Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок)

— Методика Зайцева Н. А.

— Методика ровесничества (Шулешко Е. Е) и др.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

Логоритмика

Логоритмика в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика! Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности. [8]

Мнемотехника

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника помогает развивать:

— ассоциативное мышление

— зрительную и слуховую память

— зрительное и слуховое внимание

— воображение

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс, вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Мнемотаблицы используют для:

— обогащения словарного запаса,

— при обучении составлению рассказов,

— при пересказах художественной литературы,

— при заучивании стихов.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа, строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок — желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников — чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

ТРИЗ технология

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой — то мере повторить исторический путь познания предмета или явления.

Основные этапы методики ТРИЗ [14]

  1. Поиск сути (Перед детьми ставится проблема или вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
  2. «Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо-плохо

Например, солнце — это хорошо или плохо. Хорошо — греет, плохо — может сжечь.

  1. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).

Например, зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носит его в сумке. Решение этого противоречия — складной зонтик.

Сказкотерапия

Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией — наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

— Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

— Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

— Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.

— Обучение преодолению страхов и трудностей.

— Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:

«Салат из сказок» (смешивание разных сказок);

«Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);

«Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);

«Введение в сказку новых атрибутов, героев». [9]

Методика Зайцева Н . А .

Преимуществом методики Зайцева Н. А. обучения чтению является то, что она может жить как самостоятельной жизнью, так и сочетаться с многообразными методическими приёмами. Таблицы и кубики «поются», делая игру с ними более весёлой и интересной. Каждая из попевок даёт хороший результат. Вижу, слышу, перевожу глаза с клетки на клетку, следя сначала за указкой, передвигаемой педагогом, а потом, укрепив навыки фиксации и перевода взгляда, легко отслеживать и самостоятельно. Такая тренировка глазных мышц, не только охраняет, но и развивает остроту зрения. Игры с кубиками Зайцева можно использовать как в сочетании с художественной деятельности, так и на физкультурных занятиях. Игра найди и принеси кубик, который назовут или покажут на таблице, развивает не только мышление, но и полезны для мелкой моторики, а значит и для развития речи. В познавательной деятельности можно составить из кубиков слова обозначающие предмет или животное, о котором идёт речь.

Используя кубики на занятиях, можно придумать много различных игр, всё зависит от воспитателя, его творчества и запросов детей. Когда ребёнок ищет нужный кубик, склад, букву и затем составляет слово, он учится самостоятельно выполнять действия и доводить дело до конца. В любом случае ребёнок получит положительные эмоции и самоутвердится, когда цель будет достигнута — составит слово. А вот условия достижения цели могут быть разными, это зависит от знаний и умений самого ребёнка. И здесь можно говорить ещё об одном положительном качестве методики Зайцева — индивидуальный подход к каждому ребёнку. Таким образом, игра с кубиками Зайцева даёт возможность с лёгкостью обучаться чтению, при этом существенно сократить время работы в сидячем положении, не теряя индивидуального подхода к выполнению заданий, формируя у детей самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, желания научиться читать.

Методика ровесничества (Шулешко Е. Е)

Методика ровесничества — социокультурный взгляд на педагогику, одна из наиболее насыщенных, доверительных и плодотворных форм отношений между детьми (и наиболее доступная для самоорганизации усилиями педагогов). При внедрении педагогики ровесничества, предполагается взаимодействие детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного с целью их первичной социализации.

Цель создание условий для организации взаимодействия детей младшего и старшего дошкольного возраста, обогащения социальным опытом младших детей при помощи старших.

Задачи взаимодействия:

  1. Создавать необходимую предметно-пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении.
  2. Расширять интересы детей и их направленность.
  3. Обеспечивать каждому ребёнку чувство комфорта, радости от общения с детьми другой возрастной группы.
  4. Объединять детей в совместной деятельности на основе совпадения их интересов, тяготения друг к другу.
  5. Организовывать коллективную деятельность, позволяющую представить значимость каждого ребёнка для получения значимого результата.

Игры-драматизации, инсценировки

Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре-драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра-драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Существует еще множество других методов, но все они и выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на коррекцию речевого развития детей с ЗПР, позволяет: значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса в аспекте комплексного подхода; учитывать образовательные потребности каждого ребенка.

Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

Литература:

  1. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М-2002
  2. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб.,2005
  3. Букатов В. М., Ершова А. П. Христоматия социо/игровых приёмов обучения на школьных уроках (интерактивные технологии современного образования в начальных классах) — С-П -2013
  4. Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5–6 лет с ОНР и ЗПР- М., 2016.
  5. Букатов. В. «Шишел-мышел взял да вышел», настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старшей и подготовительной группе детского сада…, М., «НИИ школьных технологий», 2008
  6. Букатов В. Карманная энциклопедия социо-игровых приёмов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие
  7. Воронова А. Е. Логоритмика для детей 5–7 лет, сфера-2019
  8. Вачков И.В «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку
  9. Глухов В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002.
  10. Попко Е., Технология творчества Триз для дошкольников, Салон-пресс- 2020г.
  11. Шулешко Е. Е. Понимание грамотности, Метод обучения книга 1 С-Пб — 2011
  12. Шулешко Е. Е. Понимание грамотности, Метод содружественного овладения детьми письмом, чтением и счетом в связи с занятиями по разным родам деятельности книга 2 С-Пб — 2011
  13. Шулешко Е. Е. Понимание грамотности, Про общую организацию жизни детей и взрослых в детском саду и начальной школе книга 2 С-Пб — 2011
  14. Шулешко Е. Е. Понимание грамотности, Условия успеха книга 1 С-Пб — 2011
  15. Шулешко Е. Е. Детская жизнь на пути согласия и социально- игровой стиль ведения занятий. ТЦ Сфера 2015
  16. Шулешко Е. Е., А. Г. Ершова, В. М. Букатов. «Социо-игровые подходы к педагогике», Красноярск,1990г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психическое развитие, развитие речи, связная речь, артикуляционная гимнастика, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, пальчиковая гимнастика, развитие речи детей, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Похожие статьи

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Задать вопрос