В статье автор исследует устное народное творчество как средство развития речи детей.
Ключевые слова: фольклор, потешки, дети, развитие речи
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор — одно из действенных и ярких её средств. Он таит огромные дидактические возможности.
Детский фольклор — обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует их отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии подрастающего поколения.
Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека. Д. Б. Эльконин отмечает, что русские народные песенки, потешки, прибаутки развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение [6]. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства, позволит обогатить словарь детей, поможет детям освоить грамматический строй речи и сформировать фонематическое восприятие.
Проанализировав ситуацию, мы поставили перед собой цель — развитие активной речи детей второй группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи:
1) отобрать художественный материал для работы с детьми раннего возраста;
2) познакомить детей раннего возраста с малыми фольклорными формами;
3) сформировать у детей умение воспринимать фольклорные произведения, произносить их и передавать интонации, соблюдая лексико-грамматические значения слов;
4) развивать коммуникативные умения и навыки.
Ожидаемые результаты:
1) в процессе формирования активной речи у детей будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи;
2) словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями, произойдет качественный скачок от пассивной речи к активной;
3) сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Реализация цели и поставленных задач осуществлялась поэтапно.
На первом этапе проходили выявление уровня речевого развития детей, отбор диагностического инструментария и определение условий успешного развития активной речи средствами малых фольклорных жанров. Использовались карты нервно-психического развития детей, диагностика развития общения и речи, разработанная коллективом лаборатории психологического развития дошкольников Психологического института РАО (Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, Т. В. Ермоловой, С. Ю. Мещерякова).
На втором этапе мы старались активно использовать малые фольклорные произведения как возможность развития речи детей раннего возраста, сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
В своей работе мы определили два направления:
1) использование фольклора в играх-занятиях по развитию речи (мы рассматриваем его не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами);
2) использование фольклорных произведений в повседневной жизни.
На данном этапе мы учили слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова. Игры-занятия строили на активном соучастии педагога и ребёнка. При чтении произведений использовали все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр. При организации игр-занятий использовали прием инсценирования произведения с помощью картинок, игрушек. Мы стараемся, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Например, не все дети охотно ложатся в постель, испытывают чувство тревоги, тоску по маме; для такого случая у нас подобраны колыбельные, которые успокаивают малышей, помогают им почувствовать комфорт и теплоту.
В режимных моментах используем фольклорные подвижные игры «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.
Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая среда. В группу приобретены дидактические игры для развития речи детей: «Одень куклу соответственно сезону», «Кто как кричит?», «Кто, где живет», «Расскажи сказку» и др. — которые активно используем на занятиях и свободной речевой деятельности. В группе создан театральный уголок, в котором представлены разные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный.
Яркая привлекательная среда привлекает внимание детей, и они с удовольствием находят занятия по интересам.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому мы рассказывали родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Провели консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации по их применению поместили в папку-передвижку. Для родителей оформили папки-передвижки «Потешки при одевании и раздевании», «Для плачущего ребенка», «Потешки при укладывании спать», «Потешки при умывании», «Потешки во время еды». Провели анкетирование с родителями.
По окончании работы было проведено обследование детей. Анализируя результаты, мы можем говорить о том, что у детей развито понимание речи. У 53 % детей слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. 48 % детей освоили названия окружающих предметов и активно договаривают новые слова, фразы; знают потешки, пестушки, сказки, возросло количество понимаемых слов, и повысился процент детей с активной речью.
Данные подтвердили эффективность работы, наметилась положительная динамика в развитии речи детей.
Литература:
- Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Ярославль, 2016.
- Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2–4 года). М., 2002.
- Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М., 2016.
- Печора К. Л. Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни // Дошкольное воспитание. 2013. № 9. С. 44–53.
- Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду: Книга для воспитателей детских садов. М., 2012.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.