Данное исследование отображает проблему гиподинамии обучающихся начальных классов. Практика внедрения «активных перемен» способствует повышению уровня физической подготовленности и физического здоровья. Также, система наставничества позволяет подготовить и передать знания, умения и навыки работы с детьми учащимся старшей школы.
Ключевые слова: активная перемена, физическая подготовленность, ВФСК ГТО, физическое здоровье.
ВXXI веке цифровизация завоевала все сферы деятельности человека, в том числе физическую культуру и спорт. С одной стороны современные цифровые технологии способны выступать помощниками в организации и проведении соревнований, с другой стороны — отвлекающими факторами физического развития детей.
С приходом автономной дисциплины «Киберспорт», дети школьного возраста стали меньше времени уделять физической активности. Гаджеты завоевали разум, тем самым досуг перестал быть активным. Дети стали меньше гулять, проводить время в компаниях при очной встрече. Все это актуально не только для подростков, но и для обучающихся начальной школы [1].
Во время образовательного процесса дети сидят за партой, а на переменах не все обучающиеся выходят в коридор. Всему виной — гаджеты и отсутствие мотивации к двигательной активности. Кроме того, учебная нагрузка имеет свойство роста от класса к классу обучения. Таким образом, возникает проблема нехватки времени для ведения активного образа жизни [2].
При выполнении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» уменьшается количество обладателей золотого знака отличия, тем самым проявляется проблема развития тех или иных физических качеств [6].
Цель исследования: определение средств повышения мотивации к активной двигательной деятельности и повышение уровня физического здоровья, успеваемости.
В ходе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме;
– выявить проблемные места в развитии физических качеств обучающихся по результатам ВФСК «ГТО»;
– разработать программу «Активная перемена» и подготовки обучающихся старших классов для ее реализации.
Методика и организация исследования. Всероссийский физкультурно-спортивный комплект «Готов к труду и обороне» получил свое возрождение 25 сентября 2015 года с изменениями в Федеральном законе о физической культуре и спорте Российской Федерации. Тем самым, государственные образовательные учреждения получили возможность проведения тестирования норм ГТО [4].
Выполнение норм ГТО является объективным показателем физического развития детей школьного возраста. Получение знака отличия по определенной возрастной ступени напрямую указывает на уровень физической подготовленности. Существует три знака отличия: бронза, серебро и бронза. Нормативы по каждому виду соответствуют знаку отличия.
Обращаясь к научной работе А. Я. Чамоковой, мы убеждаемся в том, что дети школьного возраста, занимающиеся в спортивных секциях, имеющие дополнительную двигательную активность, обладают гармоничным физическим развитием. Обучающиеся, у которых двигательная активность ограничена уроками физической культуры, имеют дисгармоничную физическое развитие. Однако, автор приводит только результаты исследования, не предлагая пути решения проблем. [5].
Вопросом мотивации к занятиям физической культурой занимался Б. К. Сангинов. Автор в своей работе выделил факторы, влияющие на интерес школьников к физической культуре, основными из которых являются: отношения в семье и в учебном коллективе: со сверстниками и преподавателями [3].
В свою очередь, мы проанализировали результаты выполнения норм ГТО за предшествующие годы и выяснили, какие физические качества имеют сниженный уровень развития.
В 2021–2022 учебном году средний результат по тесту «Наклон вперед из положения стоя» у обучающихся в возрасте 6–8 лет (I ступень) составил +18 сантиметров.
В 2022–2023 учебном году средний результат по тесту «Наклон вперед из положения стоя» у обучающихся в возрасте 6–8 лет (I ступень) составил +12 сантиметров.
В 2023–2024 учебном году средний результат по тесту «Наклон вперед из положения стоя» у обучающихся в возрасте 6–7 лет (I ступень) составил +11 сантиметров.
Таким образом, исходя из средних результатов, можно сказать, что физическое качество «Гибкость» имеет спад, что говорит о потенциальной гиподинамии учащихся.
Проанализировав результаты норматива «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» у обучающихся 8–10 лет мы выяснили:
– В 2021–2022 учебном году средний результат по нормативу «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» составил 14 раз.
– В 2022–2023 учебном году средний результат по нормативу «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» составил 12,5 раз.
– В 2023–2024 учебном году средний результат по нормативу «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» составил 12 раз.
Таким образом, проанализировав данный норматив, можем сделать вывод о том, что физическое качество «Сила» имеет сниженный уровень у нынешних школьников, относительно обучающихся прошлых лет. Данные результаты снова подтверждают влияние гиподинамии.
Для решения данной проблемы нами была разработана программа «Активная перемена», которая включает в себя дополнительную двигательную активность обучающихся начальных классов во время перемены. Активная перемена содержит в себе подвижные игры, физкультминутки, позволяющие между уроками повысить уровень двигательной активности. Комплексы упражнений и подвижные игры направлены на все основные физические качества, в частности, на гибкость и силу. Проведение активной перемены снижает риск травматизма обучающихся начальной школы во время перемены, так как все происходит организованно. Ответственными за проведение назначаются учителя физической культуры и классные руководители, а также учащиеся старших классов.
Кроме того, нами была разработана программа наставничества и подготовки проводящих активных перемен в лице обучающихся старших классов. Учащиеся 9–11 классов, обучающиеся по предпрофессиональной программе «Медицинский класс» выступили в роли проводящих, пройдя обучение у учителей физической культуры. Старшеклассники узнали о принципах, средствах и методах физической культуры. Им были предложены комплексы упражнений различной направленности и подвижные игры. Помимо этого, они прослушали лекцию от заведующего кафедрой медико-биологических дисциплин и основ безопасности жизнедеятельности Вятского государственного университета о влиянии физической нагрузки на физическое здоровье человека.
В рамках активных перемен учащиеся 9–11 класса также проводят измерения ЧСС, АД и следят за реакцией организма на физическую нагрузку.
Таким образом, дополнительная двигательная активность во время образовательного процесса положительно влияет на физическое здоровье, уровень физической подготовленности.
Проанализировав научно-методическую литературу, мы выяснили, что дети, не занимающиеся в спортивных секциях, имеют дисгармоничное физическое развитие. Мотивация к занятиям физической культурой зависит от отношений в семье и учебном коллективе.
Проанализировав результаты выполнения тестов ГТО, мы выяснили, что в данное время прослеживается снижения уровня силовых способностей и гибкости.
Разработали программу «Активная перемена» и программу подготовки и наставничества обучающихся старших классов «Медицинского класса» для проведения активных перемен.
Литература:
1. Базанина, Т. А. Роль физкультминуток на уроках информатики // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizkultminutok-na-urokah-informatiki (дата обращения: 01.02.2024).
2. Жданова, Д.Р., Рубизова, А. А. Гиподинамия — болезнь 21 века // БМИК. 2019. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gipodinamiya-bolezn-21-veka (дата обращения: 01.02.2024).
3. Сангинов, Б. К. Формирование интереса к физической культуре и спорту у учащихся образовательных учреждений республики Таджикистан: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Сангинов Бахром Каримович; ХГУ им. Б. Гафурова — Душанбе; 2020–174 с.
4. Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5. Чамокова, А. Я. Влияния двигательной активности на физическое развитие школьников // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-dvigatelnoy-aktivnosti-na-fizicheskoe-razvitie-shkolnikov (дата обращения: 01.02.2024).
6. Шаповалов, К. А, Шаповалова, Л. А, Забоева; М. В., Чичерова; О. П., Клочкова, М. С., Нелипович, Н. М., Саитова. О. Ю., Оценка результатов медицинских осмотров детей и подростков для выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в городской детской поликлинике субарктической территории // Медицина: теория и практика. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-rezultatov-meditsinskih-osmotrov-detey-i-podrostkov-dlya-vypolneniya-normativov-vserossiyskogo-fizkulturno-sportivnogo (дата обращения: 01.02.2024).