«Активная перемена» как средство повышения уровня физического здоровья и физической подготовленности обучающихся начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 21.02.2024

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Зайцев, А. В. «Активная перемена» как средство повышения уровня физического здоровья и физической подготовленности обучающихся начальных классов / А. В. Зайцев, К. И. Антипова, Т. А. Жданов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111444/ (дата обращения: 03.04.2025).



Данное исследование отображает проблему гиподинамии обучающихся начальных классов. Практика внедрения «активных перемен» способствует повышению уровня физической подготовленности и физического здоровья. Также, система наставничества позволяет подготовить и передать знания, умения и навыки работы с детьми учащимся старшей школы.

Ключевые слова: активная перемена, физическая подготовленность, ВФСК ГТО, физическое здоровье.

ВXXI веке цифровизация завоевала все сферы деятельности человека, в том числе физическую культуру и спорт. С одной стороны современные цифровые технологии способны выступать помощниками в организации и проведении соревнований, с другой стороны — отвлекающими факторами физического развития детей.

С приходом автономной дисциплины «Киберспорт», дети школьного возраста стали меньше времени уделять физической активности. Гаджеты завоевали разум, тем самым досуг перестал быть активным. Дети стали меньше гулять, проводить время в компаниях при очной встрече. Все это актуально не только для подростков, но и для обучающихся начальной школы [1].

Во время образовательного процесса дети сидят за партой, а на переменах не все обучающиеся выходят в коридор. Всему виной — гаджеты и отсутствие мотивации к двигательной активности. Кроме того, учебная нагрузка имеет свойство роста от класса к классу обучения. Таким образом, возникает проблема нехватки времени для ведения активного образа жизни [2].

При выполнении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» уменьшается количество обладателей золотого знака отличия, тем самым проявляется проблема развития тех или иных физических качеств [6].

Цель исследования: определение средств повышения мотивации к активной двигательной деятельности и повышение уровня физического здоровья, успеваемости.

В ходе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме;

выявить проблемные места в развитии физических качеств обучающихся по результатам ВФСК «ГТО»;

разработать программу «Активная перемена» и подготовки обучающихся старших классов для ее реализации.

Методика и организация исследования. Всероссийский физкультурно-спортивный комплект «Готов к труду и обороне» получил свое возрождение 25 сентября 2015 года с изменениями в Федеральном законе о физической культуре и спорте Российской Федерации. Тем самым, государственные образовательные учреждения получили возможность проведения тестирования норм ГТО [4].

Выполнение норм ГТО является объективным показателем физического развития детей школьного возраста. Получение знака отличия по определенной возрастной ступени напрямую указывает на уровень физической подготовленности. Существует три знака отличия: бронза, серебро и бронза. Нормативы по каждому виду соответствуют знаку отличия.

Обращаясь к научной работе А. Я. Чамоковой, мы убеждаемся в том, что дети школьного возраста, занимающиеся в спортивных секциях, имеющие дополнительную двигательную активность, обладают гармоничным физическим развитием. Обучающиеся, у которых двигательная активность ограничена уроками физической культуры, имеют дисгармоничную физическое развитие. Однако, автор приводит только результаты исследования, не предлагая пути решения проблем. [5].

Вопросом мотивации к занятиям физической культурой занимался Б. К. Сангинов. Автор в своей работе выделил факторы, влияющие на интерес школьников к физической культуре, основными из которых являются: отношения в семье и в учебном коллективе: со сверстниками и преподавателями [3].

В свою очередь, мы проанализировали результаты выполнения норм ГТО за предшествующие годы и выяснили, какие физические качества имеют сниженный уровень развития.

В 2021–2022 учебном году средний результат по тесту «Наклон вперед из положения стоя» у обучающихся в возрасте 6–8 лет (I ступень) составил +18 сантиметров.

В 2022–2023 учебном году средний результат по тесту «Наклон вперед из положения стоя» у обучающихся в возрасте 6–8 лет (I ступень) составил +12 сантиметров.

В 2023–2024 учебном году средний результат по тесту «Наклон вперед из положения стоя» у обучающихся в возрасте 6–7 лет (I ступень) составил +11 сантиметров.

Таким образом, исходя из средних результатов, можно сказать, что физическое качество «Гибкость» имеет спад, что говорит о потенциальной гиподинамии учащихся.

Проанализировав результаты норматива «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» у обучающихся 8–10 лет мы выяснили:

В 2021–2022 учебном году средний результат по нормативу «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» составил 14 раз.

В 2022–2023 учебном году средний результат по нормативу «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» составил 12,5 раз.

– В 2023–2024 учебном году средний результат по нормативу «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» составил 12 раз.

Таким образом, проанализировав данный норматив, можем сделать вывод о том, что физическое качество «Сила» имеет сниженный уровень у нынешних школьников, относительно обучающихся прошлых лет. Данные результаты снова подтверждают влияние гиподинамии.

Для решения данной проблемы нами была разработана программа «Активная перемена», которая включает в себя дополнительную двигательную активность обучающихся начальных классов во время перемены. Активная перемена содержит в себе подвижные игры, физкультминутки, позволяющие между уроками повысить уровень двигательной активности. Комплексы упражнений и подвижные игры направлены на все основные физические качества, в частности, на гибкость и силу. Проведение активной перемены снижает риск травматизма обучающихся начальной школы во время перемены, так как все происходит организованно. Ответственными за проведение назначаются учителя физической культуры и классные руководители, а также учащиеся старших классов.

Кроме того, нами была разработана программа наставничества и подготовки проводящих активных перемен в лице обучающихся старших классов. Учащиеся 9–11 классов, обучающиеся по предпрофессиональной программе «Медицинский класс» выступили в роли проводящих, пройдя обучение у учителей физической культуры. Старшеклассники узнали о принципах, средствах и методах физической культуры. Им были предложены комплексы упражнений различной направленности и подвижные игры. Помимо этого, они прослушали лекцию от заведующего кафедрой медико-биологических дисциплин и основ безопасности жизнедеятельности Вятского государственного университета о влиянии физической нагрузки на физическое здоровье человека.

В рамках активных перемен учащиеся 9–11 класса также проводят измерения ЧСС, АД и следят за реакцией организма на физическую нагрузку.

Таким образом, дополнительная двигательная активность во время образовательного процесса положительно влияет на физическое здоровье, уровень физической подготовленности.

Проанализировав научно-методическую литературу, мы выяснили, что дети, не занимающиеся в спортивных секциях, имеют дисгармоничное физическое развитие. Мотивация к занятиям физической культурой зависит от отношений в семье и учебном коллективе.

Проанализировав результаты выполнения тестов ГТО, мы выяснили, что в данное время прослеживается снижения уровня силовых способностей и гибкости.

Разработали программу «Активная перемена» и программу подготовки и наставничества обучающихся старших классов «Медицинского класса» для проведения активных перемен.

Литература:

1. Базанина, Т. А. Роль физкультминуток на уроках информатики // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizkultminutok-na-urokah-informatiki (дата обращения: 01.02.2024).

2. Жданова, Д.Р., Рубизова, А. А. Гиподинамия — болезнь 21 века // БМИК. 2019. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gipodinamiya-bolezn-21-veka (дата обращения: 01.02.2024).

3. Сангинов, Б. К. Формирование интереса к физической культуре и спорту у учащихся образовательных учреждений республики Таджикистан: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Сангинов Бахром Каримович; ХГУ им. Б. Гафурова — Душанбе; 2020–174 с.

4. Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Чамокова, А. Я. Влияния двигательной активности на физическое развитие школьников // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-dvigatelnoy-aktivnosti-na-fizicheskoe-razvitie-shkolnikov (дата обращения: 01.02.2024).

6. Шаповалов, К. А, Шаповалова, Л. А, Забоева; М. В., Чичерова; О. П., Клочкова, М. С., Нелипович, Н. М., Саитова. О. Ю., Оценка результатов медицинских осмотров детей и подростков для выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в городской детской поликлинике субарктической территории // Медицина: теория и практика. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-rezultatov-meditsinskih-osmotrov-detey-i-podrostkov-dlya-vypolneniya-normativov-vserossiyskogo-fizkulturno-sportivnogo (дата обращения: 01.02.2024).

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, Сгибание-разгибание рук, физическая подготовленность, физическое здоровье, активная перемена, двигательная активность, дополнительная двигательная активность, обучающийся, обучающийся старший классов, научно-методическая литература.


Похожие статьи

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Опыт работы по воспитанию у старших дошкольников ценностного отношения к здоровью посредством здоровьесберегающих технологий

В процессе воспитания и развития старших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные характеристики, интересы детей, состояние их здоровья. Профессионализм, авторитет педагога, его отношени...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Обеспечение информационной безопасности детей в практике работы воспитателя ДОУ

Использование компьютерных технологий в ДОУ, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность, позволяет сделать занятие привлекательным и современным, но педагогам следует помнить, о риск...

Интерактивное обучение как условие активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы

В статье были сформулированы определения активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы, интерактивного обучения. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы и ...

Похожие статьи

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Опыт работы по воспитанию у старших дошкольников ценностного отношения к здоровью посредством здоровьесберегающих технологий

В процессе воспитания и развития старших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные характеристики, интересы детей, состояние их здоровья. Профессионализм, авторитет педагога, его отношени...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Обеспечение информационной безопасности детей в практике работы воспитателя ДОУ

Использование компьютерных технологий в ДОУ, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность, позволяет сделать занятие привлекательным и современным, но педагогам следует помнить, о риск...

Интерактивное обучение как условие активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы

В статье были сформулированы определения активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы, интерактивного обучения. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы и ...

Задать вопрос