В данной статье отражены результаты изучения степени влияния когнитивных способностей на формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста на примере Частного учреждения дополнительного образования «Центр обучения Толмач» г. Ханты-Мансийска. Также по результатам проведенного корреляционного анализа были выявлено, что существуют особенности взаимосвязи между когнитивными способностями и уровнем учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: младшие школьники, когнитивные способности, мотивация, учебная мотивация, зависимость, объем логического мышления, памяти, внимания.
В современное время особое внимание педагогов и исследователей уделяется учебной мотивации обучающихся начальной школы, поскольку в дальнейшем это отразится на успеваемости школьников и их желании учиться в старшей школе [4, с. 290]. Более того, именно мотивация позволяет достичь высоких результатов в учебной деятельности, а также развивать мыслительные процессы, такие как память, мышление, внимание. Все это делает данную тему актуальной на сегодняшний день [1, с. 148].
Целью исследования ставится определение особенностей взаимосвязи между когнитивными способностями и уровнем учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Подобрать диагностирующий инструментарий, позволяющий выявить степень зависимости между когнитивными способностями и учебной мотивации младших школьников.
2. Осуществить и проанализировать результаты проведенного исследования.
3. Сформулировать выводы по работе.
Данное исследование было проведено на базе Частного учреждения дополнительного образования «Центр обучения Толмач», г. Ханты-Мансийск. Выборка 83 человека: 44 мальчика, 39 девочки.
Для подтверждения гипотезы о том, что существует связь между когнитивными способностями и уровнем учебной мотивации у младших школьников мы провели статистическую обработку полученных в результате исследования данных. Для статистической обработки данных мы использовали коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена, а также коэффициент U-Манна-Уитни для подтверждения гипотезы о том, что существуют особенности взаимосвязи между двумя независимыми группами [2, с. 151].
При исследовании параметров «Логическая память» и параметров учебной мотивации в ЭГ-1 было выявлено 4 положительных взаимосвязи и 4 отрицательных.
Параметр «Объём логической памяти» имеет положительные взаимосвязи со шкалами: «Внутренняя познавательная мотивация» (r = 0,868, при p< 0,001), «Внутренняя мотивация саморазвития» (r = 0,819, при p< 0,001), «Идентифицированная мотивация» (r = 0,886, при p< 0,05), «Позитивная интроецированная мотивация» (r = 0,722, при p< 0,001), «Коммуникативные мотивы» (r = 0,605, при p< 0,001), «Эмоциональные мотивы» (r = 0,537, при p< 0,001), «Мотивы достижения успеха» (r = 0,445, при p< 0,01). А
Параметр «Объём механической памяти» имеет положительные взаимосвязи со шкалами: «Внутренняя познавательная мотивация» (r = 0,703, при p< 0,001), «Внутренняя мотивация саморазвития» (r = 0,634, при p< 0,001), «Идентифицированная мотивация» (r = 0,635, при p< 0,001), «Позитивная интроецированная мотивация» (r = 0,668, при p< 0,001), «Коммуникативные мотивы» (r = 0,807, при p< 0,001), «Эмоциональные мотивы» (r = 0,537, при p< 0,001), «Мотивы достижения успеха» (r = 0,698, при p< 0,001).
Исследование параметров «Вербально-логического мышления» и шкал учебной мотивации показала, что параметр «Вербально-логическое мышление» имеет положительные взаимосвязи со шкалами: «Внутренняя познавательная мотивация» (r=0,909, при p<0,001), что обозначает практически прямую связь, «Внутренняя мотивация саморазвития» (r = 0,835, при p< 0,001), «Идентифицированная мотивация» (r = 0,794, при p< 0,001), «Позитивная интроецированная мотивация» (r = 0,860, при p<0,001), «Коммуникативные мотивы» (r = 0,683, при p< 0,001).
Корреляционный анализ параметров динамического внимания и шкал учебной мотивации показывает следующее: Положительная связь присутствует между параметром «Динамическое внимание» и «Внутренняя познавательная мотивация» (r = 0,745, при p<0,001), «Внутренняя мотивация саморазвития» (r = 0,708, при p< 0,001), «Позиции школьника» (r = 0,404, при p< 0,01), «Позитивная интроецированная мотивация» (r = 0,701, при p< 0,001).
Корреляционный анализ показал, что «Объём логической памяти» имеет положительные взаимосвязи со шкалами: «Внутренняя познавательная мотивация» (r = 0,941, при p< 0,001), «Внутренняя мотивация саморазвития» (r = 0,881, при p< 0,001), «Идентифицированная мотивация» (r = 0,789, при p< 0,001), «Позитивная интроецированная мотивация» (r = 0,789, при p< 0,001), «Коммуникативные мотивы» (r = 0,846, при p< 0,001), «Мотивы достижения успеха» (r=0,647, при p<0,001).
Параметр «Объём механической памяти» имеет положительные взаимосвязи со шкалами: «Внутренняя познавательная мотивация» (r = 0,770, при p< 0,001), «Внутренняя мотивация саморазвития» (r = 0,720, при p<0,001), «Идентифицированная мотивация» (r = 0,642, при p< 0,001), «Позитивная интроецированная мотивация» (r = 0,705, при p< 0,001), «Коммуникативные мотивы» (r = 0,653, при p< 0,001), «Мотивы достижения успеха» (r = 0,682, при p< 0,001).
Корреляционный анализ параметров динамического внимания и шкал учебной мотивации показывает следующее: Положительная связь присутствует между параметром «Динамическое внимание» и «Внутренняя познавательная мотивация» (r = 0,851, при p< 0,001), «Внутренняя мотивация саморазвития» (r = 0,814, при p< 0,001), «Идентифицированная мотивация» (r = 0,774, при p< 0,001), «Позитивная интроецированная мотивация» (r = 0,769, при p< 0,001), «Мотивы достижения успеха» (r = 0,547, при p< 0,001).
Для оценки различий в личностной направленности и учебной мотивации между ЭГ-1 и ЭГ-2 был использован непараметрический критерий U-Манна-Уитни [3, с. 488].
Таблица 1
Результаты применения непараметрического критерия U-Манна-Уитни для сравнения двух групп
№ |
Параметры |
Средний ранг |
U |
Ур. Знач. ( p) |
|
ЭГ — 1 |
ЭГ — 2 |
||||
1 |
Логическая память |
52,4 |
25,9 |
450,5 |
0,0002 |
2 |
Вербально-логическое мышление |
51,9 |
33,1 |
469 |
0,0003 |
3 |
Объём динамического внимания |
51,0 |
33,9 |
504 |
0,001 |
4 |
Внутренняя познавательная мотивация |
53,2 |
32,0 |
420 |
0,000 |
5 |
Внутренняя мотивация саморазвития |
53,4 |
31,8 |
412 |
0,000 |
6 |
Идентифицированная мотивация |
53,1 |
32,1 |
424,5 |
0,000 |
7 |
Позитивная интроецированная мотивация |
53,4 |
31,8 |
411 |
0,000 |
8 |
Негативная интроецированная мотивация |
33,6 |
49,3 |
534 |
0,003 |
9 |
Общая экстернальная мотивация |
32,5 |
50,3 |
488,5 |
0,000 |
10 |
Экстернальная мотивация |
32,4 |
50,4 |
486 |
0,000 |
11 |
Познавательные мотивы |
50,0 |
38,4 |
544 |
0,004 |
12 |
Коммуникативные мотивы |
50,6 |
34,3 |
521 |
0,002 |
13 |
Эмоциональные мотивы |
51,1 |
33,8 |
500 |
0,001 |
14 |
Мотивы саморазвития |
51,0 |
33,9 |
505 |
0,001 |
15 |
Мотивы достижения успеха |
53,3 |
31,9 |
416 |
0,000 |
16 |
Мотивы одобрения |
33,5 |
49,5 |
527 |
0,002 |
При проведении корреляционного анализа между шкалами когнитивных способностей и ведущими мотивами учебной деятельности было выявлено 20 положительных и 14 отрицательных взаимосвязей в ЭГ-1 и 24 положительных и 14 отрицательных взаимосвязи в ЭГ-2. Следовательно, мы можем сделать вывод, что взаимосвязь между когнитивными способностями и шкалами учебной мотивации присутствует достаточно сильная. Это означает что чем выше уровень развития когнитивных способностей, тем более осознанно ученики подходят к вопросу обучения, понимают его важность, чувствуют уверенность в своих академических возможностях, в общении со сверстниками, а также учебный процесс вызывает у них познавательный интерес и стремление к саморазвитию [5, с. 262].
Сравнивая между собой ЭГ-1 и ЭГ-2 при помощи критерия U Манна-Уитни мы пришли к выводу, что когнитивные способности и шкалы, демонстрирующие положительные виды мотивации больше выражены в ЭГ-1, а шкалы выраженные негативными видами мотивации в большей степени выражены в ЭГ-2, чем в ЭГ-1. Обнаруженные различия подтверждают гипотезу о том, что существуют особенности взаимосвязи между когнитивными способностями и уровнем учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Литература:
1. Богус М. Б. Мотивационные факторы развития умственных способностей младших школьников // Успехи современного естествознания. 2010. — № 9. — С. 148–151.
2. Виноградова Н. В. Мотивация достижения в учебной деятельности // Молодой ученый. 2021. — № 42 (384). — С. 151–153.
3. Ефременкова, В. В. Связь познавательных процессов младших школьников с уровнем мотивации учения // Молодой ученый. 2023. — № 47 (494). — С. 488–491.
4. Мосина Н. А. Т. В. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. — № 6–2. — С. 290–301.
5. Чеботарева Л. В. Познавательные умения младших // Молодой ученый. 2023.– № 27 (474). — С. 262–264.