В статье описана характеристика контроля знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий. Рассматриваются плюсы этого метода контроля в использовании на уроках географии.
Ключевые слова: контроль знаний и умений, карточки-задания, устный опрос, письменный контроль, качество обучения, индивидуальные способности учащихся.
Курс географии в 5–6 классах — первый систематический курс, формирующий у обучающихся общие элементарные пространственные представления, способы действия, ценностные отношения. Содержание этого курса даёт первоначальные знания о природе Земли, основных этапах её географического освоения [4].
Успехи в работе каждого учителя, прежде всего, определяются способностью учителя дать каждому ученику необходимый объём знаний, предусмотренный программой для изучения предмета, научить разбираться обучающихся в сложной взаимосвязи событий и явлений и применить полученные знания в жизни.
Чтобы в сознании учащихся формировались и закреплялись разнообразные умения и навыки изучаемых тем начального курса географии, необходимо правильно организовать контроль знаний и умений обучающихся.
Существует многообразие форм и методов контроля знаний и умений, которые применяются учителем в своей практической работе.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке. Главным в контроле знаний и умений является определение слабых мест в усвоении пройденного материала, а так же заострение внимания учащихся на определённых понятиях, явлениях и процессах.
Письменный контроль более эффективнее, приучает к большой точности в ответах, лучшие развивает логическое мышление. Письменная проверка занимает меньше времени для контроля знаний и умений большого числа учащихся одновременно. К письменному контролю относятся географические диктанты, самостоятельные проверочные работы, рефераты, тесты [2].
Рассмотрим такой метод контроля знаний и умений обучающихся, как контроль с применением дидактического материала в виде карточек-заданий в сочетании с устным опросом.
Карточки-задания охватывают все разделы и темы курса физической географии. Задания карточек для каждого урока неодинаковы по сложности и охвату материала. Этот принцип соблюдается для того, чтобы учитывать индивидуальные способности учащихся для работы с обучающимися в соответствии с их восприятием и подготовленностью.
Карточки с простыми заданиями применяются с отстающими учащимися и с тем, кто пропустил занятия по наиболее важным темам курса географии.
Сложные по составу карточки-задания включают большее количество вопросов и могут использоваться для групповой или парной работы в классе.
Такой контроль знаний приводит к обмену мнениями, позволяет вступать в дискуссии, повышает интерес к изучаемому предмету — географии.
Карточки-задания при контроле знаний и умений способствуют развитию речи обучающихся, творческому мышлению, углубляют и закрепляют знания, приучают учащихся к самостоятельности.
Для повышения качества обучения необходим систематический контроль знаний и умений обучающихся. Поэтому учитель в своей практике использует и традиционные формы контроля (устный опрос, географические диктанты, самостоятельные и практические работы), и постоянно ищет и внедряет новые средства контроля. Такие средства контроля, при умелом владении учителем, способствуют повышению заинтересованности обучающихся в изучении предмета, обеспечивают активную работу каждого учащегося, предупреждая отставания. Использование карточек-заданий при контроле знаний и умений у учащихся раскрываются индивидуальные особенности, повышается уровень подготовки к уроку, что обеспечивает быстро и своевременно устранять проблемы и недостатки в знаниях обучающихся.
Перед учителями географии часто возникает вопрос, как же проводить текущий контроль усвоения знаний большинства обучающихся. Устный опрос не всегда эффективен, так как на вопросы отвечают подготовленные и более сильные учащиеся, а более слабые предпочитают отмалчиваться. Частое тестирование тоже не даёт нужных результатов. Для решения проблемы используются на уроках карточки-задания для контроля знаний и умений. Они помогают быстро определить уровень усвоения знаний на любой стадии изучения географии. Можно использовать задания разной степени трудности, и это позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход [3].
Такие задания не занимают много времени и позволяют провести контроль знаний и умений учащихся всего класса, используется рационально учебное время и способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.
При использовании такой методики контроля знаний и умений на уроках географии можно добиться высокого качества географического образования и подготовить обучающихся к использованию своих географических знаний в практической деятельности и реальной жизни, что способствует адаптации обучающихся в реалиях современной общественной жизни и способствует их личностному росту.
Использование при контроле знаний и умений дидактического материала в виде карточек-заданий преумножает, группирует и укрепляет знания. Учащиеся становятся активными, заинтересованными и равноправными участниками процесса обучения. Это позволяет развить стремление к знаниям и создаёт мотивацию к обучению. Такая работа на уроках имеет образовательное, воспитательное и развивающее значение. При использовании карточек-заданий у обучающихся развивается логическое мышление. Применение такого контроля знаний и умений обучающихся на уроках географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого развития и воспитания.
Контроль знаний и умений важен как для учителя, позволяет ему изучать своих учащихся и корректировать учебный процесс, так и для родителей, которые стремятся знать об успехах своих детей. Контроль помогает учителю управлять учебным процессом.
Контроль знаний и умений обучающихся с помощью карточек-заданий, является важным звеном учебного процесса, от которого во многом зависит успех обучения курса географии.
Следует помнить, что контроль лишь тогда эффективен, когда его методы адекватны конкретному географическому содержанию и действиям, которые нужно сформировать у учащихся.
При таком контроле знаний и умений на уроках географии обучающиеся активны и не воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, а считают необходимую им самим.
Материал карточек-заданий, предназначенный для контроля и закрепления знаний учащихся на уроках географии в 5–6 классах в школе включает различные типы заданий, которые позволяют учителю сделать опрос более разнообразным. Карточки-задания составляются в соответствии с программой общеобразовательного учебного заведения. Использование карточек-заданий на уроках для контроля знаний и умений помогает активизировать учебный процесс, развивает внимание, наблюдательность, мышление, память, развивает познавательную активность обучающихся и поддерживает интерес к изучаемому материалу на уроках географии.
Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а, следовательно, будет повышаться и качество обучения.
Литература:
- Еремина В. А. Практикум по физической географии материков и океанов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «География» / В. А. Еремина, Т. Ю. Притула, А. Н. Спрялин. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 255 с.
- Душина И. В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / И. В. Душина. — М.: Дрофа, 2020. — 552 c.
- Касьянова Н. В. География. Введение в географию. 5 класс. Текущий и итоговый контроль. Контрольно-измерительные материалы / Н. В. Касьянова. — М.: Русское слово — учебник, 2019. — 232 c.
- География. 5–6 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций / [А. И. Алексеев и др.]. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2021. — 191 с.
- География. Поурочные разработки. 5–6 классы: пособие для учителей образоват. учереждений / В. В. Николина. — М.: Просвещение, 2012. — 160 с.