Контроль знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 21.02.2024

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Приемохова, Т. С. Контроль знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий / Т. С. Приемохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111465/ (дата обращения: 07.11.2024).



В статье описана характеристика контроля знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий. Рассматриваются плюсы этого метода контроля в использовании на уроках географии.

Ключевые слова: контроль знаний и умений, карточки-задания, устный опрос, письменный контроль, качество обучения, индивидуальные способности учащихся.

Курс географии в 5–6 классах — первый систематический курс, формирующий у обучающихся общие элементарные пространственные представления, способы действия, ценностные отношения. Содержание этого курса даёт первоначальные знания о природе Земли, основных этапах её географического освоения [4].

Успехи в работе каждого учителя, прежде всего, определяются способностью учителя дать каждому ученику необходимый объём знаний, предусмотренный программой для изучения предмета, научить разбираться обучающихся в сложной взаимосвязи событий и явлений и применить полученные знания в жизни.

Чтобы в сознании учащихся формировались и закреплялись разнообразные умения и навыки изучаемых тем начального курса географии, необходимо правильно организовать контроль знаний и умений обучающихся.

Существует многообразие форм и методов контроля знаний и умений, которые применяются учителем в своей практической работе.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке. Главным в контроле знаний и умений является определение слабых мест в усвоении пройденного материала, а так же заострение внимания учащихся на определённых понятиях, явлениях и процессах.

Письменный контроль более эффективнее, приучает к большой точности в ответах, лучшие развивает логическое мышление. Письменная проверка занимает меньше времени для контроля знаний и умений большого числа учащихся одновременно. К письменному контролю относятся географические диктанты, самостоятельные проверочные работы, рефераты, тесты [2].

Рассмотрим такой метод контроля знаний и умений обучающихся, как контроль с применением дидактического материала в виде карточек-заданий в сочетании с устным опросом.

Карточки-задания охватывают все разделы и темы курса физической географии. Задания карточек для каждого урока неодинаковы по сложности и охвату материала. Этот принцип соблюдается для того, чтобы учитывать индивидуальные способности учащихся для работы с обучающимися в соответствии с их восприятием и подготовленностью.

Карточки с простыми заданиями применяются с отстающими учащимися и с тем, кто пропустил занятия по наиболее важным темам курса географии.

Сложные по составу карточки-задания включают большее количество вопросов и могут использоваться для групповой или парной работы в классе.

Такой контроль знаний приводит к обмену мнениями, позволяет вступать в дискуссии, повышает интерес к изучаемому предмету — географии.

Карточки-задания при контроле знаний и умений способствуют развитию речи обучающихся, творческому мышлению, углубляют и закрепляют знания, приучают учащихся к самостоятельности.

Для повышения качества обучения необходим систематический контроль знаний и умений обучающихся. Поэтому учитель в своей практике использует и традиционные формы контроля (устный опрос, географические диктанты, самостоятельные и практические работы), и постоянно ищет и внедряет новые средства контроля. Такие средства контроля, при умелом владении учителем, способствуют повышению заинтересованности обучающихся в изучении предмета, обеспечивают активную работу каждого учащегося, предупреждая отставания. Использование карточек-заданий при контроле знаний и умений у учащихся раскрываются индивидуальные особенности, повышается уровень подготовки к уроку, что обеспечивает быстро и своевременно устранять проблемы и недостатки в знаниях обучающихся.

Перед учителями географии часто возникает вопрос, как же проводить текущий контроль усвоения знаний большинства обучающихся. Устный опрос не всегда эффективен, так как на вопросы отвечают подготовленные и более сильные учащиеся, а более слабые предпочитают отмалчиваться. Частое тестирование тоже не даёт нужных результатов. Для решения проблемы используются на уроках карточки-задания для контроля знаний и умений. Они помогают быстро определить уровень усвоения знаний на любой стадии изучения географии. Можно использовать задания разной степени трудности, и это позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход [3].

Такие задания не занимают много времени и позволяют провести контроль знаний и умений учащихся всего класса, используется рационально учебное время и способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.

При использовании такой методики контроля знаний и умений на уроках географии можно добиться высокого качества географического образования и подготовить обучающихся к использованию своих географических знаний в практической деятельности и реальной жизни, что способствует адаптации обучающихся в реалиях современной общественной жизни и способствует их личностному росту.

Использование при контроле знаний и умений дидактического материала в виде карточек-заданий преумножает, группирует и укрепляет знания. Учащиеся становятся активными, заинтересованными и равноправными участниками процесса обучения. Это позволяет развить стремление к знаниям и создаёт мотивацию к обучению. Такая работа на уроках имеет образовательное, воспитательное и развивающее значение. При использовании карточек-заданий у обучающихся развивается логическое мышление. Применение такого контроля знаний и умений обучающихся на уроках географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого развития и воспитания.

Контроль знаний и умений важен как для учителя, позволяет ему изучать своих учащихся и корректировать учебный процесс, так и для родителей, которые стремятся знать об успехах своих детей. Контроль помогает учителю управлять учебным процессом.

Контроль знаний и умений обучающихся с помощью карточек-заданий, является важным звеном учебного процесса, от которого во многом зависит успех обучения курса географии.

Следует помнить, что контроль лишь тогда эффективен, когда его методы адекватны конкретному географическому содержанию и действиям, которые нужно сформировать у учащихся.

При таком контроле знаний и умений на уроках географии обучающиеся активны и не воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, а считают необходимую им самим.

Материал карточек-заданий, предназначенный для контроля и закрепления знаний учащихся на уроках географии в 5–6 классах в школе включает различные типы заданий, которые позволяют учителю сделать опрос более разнообразным. Карточки-задания составляются в соответствии с программой общеобразовательного учебного заведения. Использование карточек-заданий на уроках для контроля знаний и умений помогает активизировать учебный процесс, развивает внимание, наблюдательность, мышление, память, развивает познавательную активность обучающихся и поддерживает интерес к изучаемому материалу на уроках географии.

Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а, следовательно, будет повышаться и качество обучения.

Литература:

  1. Еремина В. А. Практикум по физической географии материков и океанов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «География» / В. А. Еремина, Т. Ю. Притула, А. Н. Спрялин. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 255 с.
  2. Душина И. В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / И. В. Душина. — М.: Дрофа, 2020. — 552 c.
  3. Касьянова Н. В. География. Введение в географию. 5 класс. Текущий и итоговый контроль. Контрольно-измерительные материалы / Н. В. Касьянова. — М.: Русское слово — учебник, 2019. — 232 c.
  4. География. 5–6 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций / [А. И. Алексеев и др.]. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2021. — 191 с.
  5. География. Поурочные разработки. 5–6 классы: пособие для учителей образоват. учереждений / В. В. Николина. — М.: Просвещение, 2012. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): контроль знаний, умение обучающихся, урок географии, умение, устный опрос, учебный процесс, изучение предмета, использование карточек-заданий, письменный контроль, учащийся.


Ключевые слова

качество обучения, устный опрос, контроль знаний и умений, карточки-задания, письменный контроль, индивидуальные способности учащихся

Похожие статьи

Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педаг...

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена

В статье рассматривается вопрос организации контроля и учета в образовательной среде, в частности, на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется автоматизированным системам учета, которые повышают качество, эффективность и оперативность уп...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

В статье раскрываются особенности проектной деятельности младших школьников. Для изучения готовности младших школьников к проектной деятельности использованы диагностические методики, представлен анализ полученных результатов.

Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы

В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Особенности преподавания математики в условиях дистанционного обучения

В статье авторы постарались изложить особенности преподавания предметов математического цикла в условиях дистанционного обучения и описать эффективные приемы, направленные на повышение учебной мотивации школьников. О методиках, применяемых на уроках ...

Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля

Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...

Похожие статьи

Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педаг...

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена

В статье рассматривается вопрос организации контроля и учета в образовательной среде, в частности, на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется автоматизированным системам учета, которые повышают качество, эффективность и оперативность уп...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

В статье раскрываются особенности проектной деятельности младших школьников. Для изучения готовности младших школьников к проектной деятельности использованы диагностические методики, представлен анализ полученных результатов.

Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы

В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Особенности преподавания математики в условиях дистанционного обучения

В статье авторы постарались изложить особенности преподавания предметов математического цикла в условиях дистанционного обучения и описать эффективные приемы, направленные на повышение учебной мотивации школьников. О методиках, применяемых на уроках ...

Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля

Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...

Задать вопрос