В статье рассматриваются специфика проявления профессионального выгорания у сотрудников салонов красоты. Цель исследования: выявить особенности проявления профессионального выгорания у сотрудников салонов красоты в зависимости от их квалификации. Для достижение данной цели большее место в работе отведено анализу результатов тестирования выгорания мастеров-парикмахеров и стилистов-парикмахеров. Главное внимание обращается на выраженность личностных особенностей специалистов с разным уровнем профессионального выгорания. В заключение автор констатирует факт о частичном подтверждении гипотезы и выдвигает тезис о психологических особенностях проявления профессионального выгорания у сотрудников салонов красоты 3-го и 5-го разрядов.
Ключевые слова : профессиональное выгорание, креативность, коммуникативный потенциал, мотивация к достижению успеха, эмоциональное выгорание, сотрудники салонов красоты, мастер-парикмахер, стилист-парикмахер.
Актуальность исследования обусловлена возрастающими требованиями со стороны общественности к роли лиц, предлагающих услуги в сфере красоты. Деятельность сотрудников салонов красоты является одной из самых напряжённых в психологическом отношении видов социальной деятельности, в результате чего ее можно отнести к разряду профессий, которые больше всего подвержены влиянию синдрома профессионального выгорания [6]. При этом можно предположить, что развитие синдрома профессионального выгорания во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, в частности от того, насколько человек ощущает себя благополучной личностью, какими чертами характера, стремлениями и свойствами он обладает, а также насколько удовлетворен своей жизнью. Профессиональная деятельность парикмахеров требуют особого психологического настроя, способности подстроиться под клиента, понять и угадать его желания, понимания особого результата своей деятельности в каждом индивидуальном случае. Данный результат выражается в правилах «Клиент всегда прав», «Слово клиента — закон» и «Клиент всегда должен быть доволен». Такое положение дел формирует необходимость соответствовать определенным особенностям личности специалиста и его профессионально важным качествам, а также определяет особую специфику взаимодействия с клиентом, отличающего от любых других профессий, относящихся к категории «человек-человек». Всё это несёт в себе определенную нагрузку на профессиональную личностную сферу, в связи с чем сотрудники салонов красоты также как и медицинские работники, педагоги, психологи относятся к группе риска развития синдрома профессионального выгорания. Однако, в современной литературе недостаточно научно-исследовательского материала в области самодиагностики и профилактики профессионального выгорания.
Объект исследования : синдром профессионального выгорания.
Предмет исследования: особенности проявленияпрофессионального выгорания у сотрудников салонов красоты 3-го и 5-го разрядов.
Цель исследования : выявить особенности проявления профессионального выгорания у сотрудников салонов красоты в зависимости от их квалификации.
Гипотеза исследования : существуют различия в уровне креативности, коммуникативного потенциала и мотивации к достижению успеха сотрудников салонов красоты разной квалификации в зависимости от их уровня профессионального выгорания: в большей степени выгорают парикмахеры с низким уровнем креативности, низким коммуникативным потенциалом и низкой мотивацией к достижению успеха, независимо от квалификации.
Методики исследования:
Методики исследования:
1) фактологическая анкета;
2) методика «Диагностика уровня профессионального выгорания» (В. В. Бойко, 2000);
3) методика «Диагностика личностной креативности» (Е. Е. Туник, 1989);
4) методика «Диагностика особенностей общения» (В. Н. Недашковский, 1998);
5) методика «Шкала потребности в достижениях» (Ю. М. Орлова, 1965).
Методы математической статистики:
– U-критерий Манна-Уитни;
– Н-Критерий Крускала-Уоллиса.
Характеристика выборки исследования : В исследовании приняли участие 279 испытуемых, из них 81 мужчина и 198 женщин. Возраст испытуемых — от 23 до 39 лет (средний возраст — 31 год).
Стаж работы испытуемых — от 1 года до 19 лет (средний стаж — 9 лет).
Вся выборка на две группы в зависимости от разрядов испытуемых, которые считаются единицей измерения квалификации мастера:
– Первую группу составили 72 стилиста-парикмахера 5-го разряда (или первого класса) мастерства. Этот статус дает право работать в салонах премиум-, люкс- и VIP-категорий. Особенность этих специалистов заключается в том, что мастера этого уровня способны находить индивидуальные подходы к клиентам, следуют веяниям моды, создают уникальнейшие образы, а не шаблонные стрижки и укладки.
Для того чтобы получить категорию пятого разряда, необходимо соблюсти ряд условий: необходимый опыт работы в статусе специалиста четвертого разряда не менее двух лет, а также диплом об окончании курсов повышения квалификации продолжительностью до 240 часов.
– Во вторую группу были включены мастера-парикмахеры 3-го разряда (или третьего класса) мастерства — 207 испытуемых. Данный разряд присваивается при первоначальном обучении по специальности парикмахера, как правило, при прохождении обучения в государственных учебных учреждениях среднего профессионального образования. Возможен и другой способ получения, когда лицо проходит обучающие курсы в специализированном учебном центре. После окончания курсов выдается сертификат, где отражены сведения о количестве прослушанных часов, а также о присвоенном разряде. Данная учебная категория означает, что мастер-парикмахер обучен первоначальным навыкам подстригания и способен выполнять простые стрижки для женщин, мужчин и детей, а также прически и несложное окрашивание. Такие мастера, как правило, работают в салонах экономкласса и «проходных» парикмахерских.
Эмпирическая база исследования: салоны красоты в г. Москва. Исследование проводилось через онлайн-форму «Google Forms».
Результаты исследования
Впервые синдром выгорания начали изучать с 1974 года. Этому способствовали научные исследования Герберта Дж. Фрейденбергера, в частности, он наблюдал за персоналом (и за собой в том числе) в бесплатной клинике для наркозависимых людей. В это время в журнале социальных проблем ученый представил клиническую концепцию под названием «burnout», что в переводе с английского языка означает «выгорание» [9]. Г. Дж. Фрейденбергер определил «выгорание» как состояние физического и психологического истощения, которое, как правило, формируется в контексте профессиональной деятельности. В дальнейшем исследователь вместе со своей коллегой Г. Норт Фрейденбергер выделил фазы синдрома выгорания [4].
В отечественной психологии феномен выгорания первый начал изучать Б. Г. Ананьев, который в попытках предоставления своих идей в области изучения синдрома выгорания, не нашёл одобрения среди ученых [3]. Однако позже тема синдрома профессионального выгорания не просто стала одной из интересующих учёных проблем, но и стала носить междисциплинарный характер. Феномен «синдром профессионального выгорания» стали изучать с позиции психологии, педагогики, медицины, социологии и юриспруденции. При этом в отечественной науке, наряду к определениям зарубежных психологов, основным определением синдрома выгорания была трактовка Б. Г. Ананьева, который подразумевал под этим психологическим явлением негативное состояние, возникшее в контексте межличностных отношений в профессиональной деятельности людей [1].
По мнению Л. С. Чутко, профессиональное выгорание следует понимать как ответную реакцию человеческого организма, которая возникает непосредственно в процессе продолжительного пребывания в состоянии стресса средней интенсивности при взаимодействиях, касающихся профессиональной деятельности [7]. Д. Мерзлякова считает, что профессиональное выгорание ведёт к обезличиванию межличностных отношений, в результате чего гуманные формы поведения между людьми постепенно пропадают, формируется конфликтное настроение в контексте коммуникаций и угроза для личностного развития [5]. С точки зрения Э. Бикбовой, синдрома эмоционального выгорания следует понимать как состояние профессионального истощения, характеризующейся низкой эффективностью в профессиональной деятельности и обесцениванием труда [2]. При этом Н. В. Козина добавляет, что такие особенности личности присущи только тогда, когда сама личность находится на развернутой фазе истощения. Это говорит о сформированности синдрома профессионального выгорания. В тоже время превалирование показателей по фазам «резистенция» и «напряжение» указывают о запуске механизма компенсаторных способностей с целью адаптации к текущему состоянию. Н. В. Козина в своём исследовании пишет о том, что высокие показатели первой фазы выгорания могут претерпеть обратное развитие, которое под влиянием различных факторов не всегда переходит в фазу «истощение» [8].
Для оценки показателей профессионального выгорания, креативности, коммуникативного потенциала и мотивации достижения успеха испытуемых на соответствие нормальному закону распределения был использован критерий согласия распределения Колмогорова-Смирнова. Анализ полученных данных показал, что значения практически всех анализируемых нами переменных не подчиняются нормальному распределению (p>0,05), поэтому для дальнейшей интерпретации результатов исследования мы можем использовать только непараметрические методы математической статистики.
На основании анализа полученных данных с помощью методики «Диагностика уровня профессионального выгорания» В. В. Бойко можно сделать вывод, что в обеих группах испытуемых (специалистов 3-го и 5-го разрядов) практически все симптомы профессионального выгорания находятся в стадии формирования. Исключение составляют симптомы, «неудовлетворенность собой» и «загнанность в клетку» в обеих группах, а также симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» в группе парикмахеров-стилистов 5-го разряда, значения по которым свидетельствуют об их несформированности. Кроме того, показатели выраженности симптомов «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей» в обеих группах, а также симптома «расширение сферы экономии эмоций» в группе парикмахеров 3-го разряда, выше средних значений, что говорит об их сформированности. Статистически значимыми являются различия, которые были установлены при помощи U-критерия Манна-Уитни, в профессиональном выгорании по симптомам переживания психотравмирующих обстоятельств, тревоги и депрессии, а также неадекватного избирательного эмоционального реагирования.
При этом, в обеих группах практически все фазы СПВ находятся в стадии формирования, а общий уровень выгорания соответствует средним значениям. Исключение составляет фаза напряжения, которая в группе парикмахеров-стилистов не сформирована. Ведущей в общей картине синдрома профессионального выгорания является фаза резистенции — по этой фазе были получены наиболее высокие, по сравнению с остальными фазами, значения в обеих группах. Более того, в большей степени фазы профессионального выгорания сформированы в группе парикмахеров 3-го разряда. В целом у большинства принявших участие в исследовании сотрудников салонов красоты средний уровень профессионального выгорания. При этом парикмахеров 3-го разряда с высоким уровнем больше почти в два раза, чем парикмахеров-стилистов 5-го разряда. Различия являются статистически значимыми по фазе резистенции, а также по уровню профессионального выгорания.
Для проверки гипотезы о наличии различий в уровне креативности, коммуникативного потенциала и мотивации к достижению успеха сотрудников салонов красоты разной квалификации в зависимости от их уровня профессионального выгорания каждая группа испытуемых с разным уровнем квалификации была разделена на подгруппы в зависимости от уровня выгорания:
группа парикмахеров-стилистов 5-го разряда:
– в подгруппу «низкий уровень выгорания» были включены 25 испытуемых;
– подгруппу «средний уровень выгорания» составил 41 испытуемый;
– в подгруппу «высокий уровень выгорания» вошли 6 испытуемых.
группа парикмахеров 3-го разряда:
– в подгруппу «низкий уровень выгорания» были включены 44 испытуемых;
– подгруппу «средний уровень выгорания» составили 133 испытуемых;
– в подгруппу «высокий уровень выгорания» вошли 30 испытуемых.
Дальнейший сравнительный анализ проводился по каждой группе сотрудников салонов красоты в зависимости от их уровня квалификации.
В таблице 1 представлены средние значения показателей креативности, полученные в ходе тестирования по методике «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник парикмахеров-стилистов 5-го уровня в зависимости от их уровня профессионального выгорания.
Таблица 1
Средние значения показателей креативности
Показатели |
Низкий уровень выгорания |
Средний уровень выгорания |
Высокий уровень выгорания |
Средние по данным Е. Е. Туник |
Любознательность |
22,6 |
19,8 |
18,6 |
13,9–21,7 |
Воображение |
22,1 |
20,3 |
22,8 |
10,8–20,4 |
Сложность |
21,8 |
19,4 |
21,5 |
12,8–21,6 |
Склонность к риску |
26,0 |
19,2 |
20,6 |
12,8–21,2 |
Личностная креативность |
92,6 |
78,9 |
83,6 |
51,6–83,6 |
Анализ данных таблицы 1 свидетельствует о том, что у большинства парикмахеров-стилистов 5-го разряда с низким уровнем выгорания показатели креативности соответствуют высокому уровню по всем шкалам методики. В группах со средним и высоким уровнем профессионального выгорания мы наблюдаем средние показатели креативности практически по всем шкалам методики, за исключением шкалы воображения, значения по которой распределились в зоне средних значений.
В тоже время наиболее высокие показатели креативности по всем шкалам методики зафиксированы в группе парикмахеров-стилистов с низким уровнем профессионального выгорания. Наименьшие показатели по шкалам воображения, сложности и склонности к риску отмечены в группе испытуемых со средним уровнем выгорания, а по шкале любознательности — в группе испытуемых с высоким уровнем профессионального выгорания.
Проверим, являются ли выявленные различия статистически значимыми, при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса. Результаты расчетов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты статистической обработки результатов исследования креативности при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса
Показатели |
Достоверность статистики |
|
Н-критерий |
Уровень различий |
|
Любознательность |
7,607 |
0,022* |
Воображение |
2,674 |
0,263 |
Сложность |
5,014 |
0,082 |
Склонность к риску |
7,581 |
0,023* |
Личностная креативность |
9,994 |
0,007** |
Примечание: * — различия значимы на уровне ≤0,05
** — различия значимы на уровне ≤0,01
Итак, в группе парикмахеров-стилистов 5-го разряда статистически значимыми в зависимости от их уровня профессионального выгорания являются различия по таким показателям креативности, как: любознательность, склонность к риску, а также по общему уровню личностной креативности.
В таблице 3 представлены средние значения показателей коммуникативного потенциала, полученные в ходе тестирования по методике «Диагностика особенностей общения» (В. Н. Недашковский) парикмахеров-стилистов 5-го уровня в зависимости от их уровня профессионального выгорания.
Таблица 3
Средние значения показателей коммуникативного потенциала
Показатели |
Группы |
||
Низкий уровень выгорания |
Средний уровень выгорания |
Высокий уровень выгорания |
|
Умение понимать собеседника |
3,1 |
2,0 |
2,3 |
Умение воспринимать и понимать себя |
1,9 |
1,8 |
2,3 |
Умение строить межличностные границы |
1,5 |
1,8 |
1,9 |
Особенности посланий в общении |
3,0 |
2,1 |
1,2 |
Общий уровень сформированности коммуникативного потенциала |
2,4 |
2,0 |
1,9 |
Анализ данных таблицы 3 свидетельствует о том, что у большинства парикмахеров-стилистов 5-го разряда, независимо от уровня профессионального выгорания, средние показатели уровня развития коммуникативного потенциала практически по всем шкалам методики. Однако по шкалам умения понимать собеседника и особенностям посланий в общении в группе испытуемых с низким уровнем выгорания показатели соответствуют высокому уровню развития. А в группе парикмахеров-стилистов с высоким уровнем профессионального выгорания показатели ниже средних по шкале особенностей посланий в общении.
Проверим, являются ли эти различия статистически значимыми, при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса (таблица 4).
Таблица 4
Результаты статистической обработки данных исследования коммуникативного потенциала при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса
Показатели |
Достоверность статистики |
|
Н-критерий |
Уровень различий |
|
Умение понимать собеседника |
14,835 |
0,001** |
Умение воспринимать и понимать себя |
0,997 |
0,607 |
Умение строить межличностные границы |
1,114 |
0,573 |
Особенности посланий в общении |
9,274 |
0,010** |
Общий уровень сформированности коммуникативного потенциала |
3,583 |
0,167 |
Примечание: * — различия значимы на уровне ≤0,05
** — различия значимы на уровне ≤0,01
Итак, в группе парикмахеров-стилистов 5-го разряда статистически значимыми в зависимости от их уровня профессионального выгорания являются различия по таким показателям коммуникативного потенциала, как: умение понимать собеседника и особенности посланий в общении.
В таблице 5 представлены средние значения уровня потребности в достижениях испытуемых обеих групп, полученные в ходе тестирования по методике «Шкала потребности в достижениях» (Ю. М. Орлова).
Таблица 5
Средние значения показателей потребности в достижениях и результаты статистической обработки этих данных при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса
Показатели |
Группы |
Достоверность статистики |
|||
Низкий уровень выгорания |
Средний уровень выгорания |
Высокий уровень выгорания |
Н-критерий |
Уровень различий |
|
Потребность в достижениях |
15,8 |
16,0 |
14,5 |
0,396 |
0,821 |
Исходя из данных таблицы 5, в группах парикмахеров-стилистов с низким и средним уровнем профессионального выгорания высокий уровень потребности достижений, в группе сотрудников с высоким уровнем выгорания — средний уровень потребности достижений.
Результаты статистической обработки данных тестирования по данной методике при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса позволил выявить различия в уровне потребности в достижениях у парикмахеров-стилистов 5-го уровня в зависимости от их уровня профессионального выгорания не являются статистически значимыми.
Таким образом, на данном этапе исследования были выявлены статистически значимые различия в следующих личностных особенностях парикмахеров-стилистов 5-го разряда в зависимости от их уровня профессионального выгорания: любознательность (≤0,05), склонность к риску (≤0,05), общий уровень личностной креативности (≤0,01), умение понимать собеседника (≤0,01) и особенности посланий в общении (≤0,01).
В таблице 6 представлены средние значения показателей креативности, полученные в ходе тестирования по методике «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник парикмахеров 3-го уровня в зависимости от их уровня профессионального выгорания.
Таблица 6
Средние значения показателей креативности
Показатели |
Группы |
Средние по данным Е. Е. Туник |
||
Низкий уровень выгорания |
Средний уровень выгорания |
Высокий уровень выгорания |
||
Любознательность |
11,9 |
10,1 |
9,6 |
13,9–21,7 |
Воображение |
12,1 |
9,4 |
11,0 |
10,8–20,4 |
Сложность |
12,3 |
9,5 |
10,1 |
12,8–21,6 |
Склонность к риску |
11,7 |
10,5 |
9,3 |
12,8–21,2 |
Личностная креативность |
48,1 |
39,7 |
40,1 |
51,6–83,6 |
Анализ данных таблицы 6 свидетельствует о том, что у парикмахеров 3-го разряда практически по всем шкалам методики, а также по общему уровню показатели креативности соответствуют низкому уровню, независимо от уровня профессионального выгорания. Исключение составила шкала воображения, значения по которой в группе парикмахеров с низким и высоким уровнем выгорания распределились в зоне средних значений.
На рисунке 1 отражены средние значения уровня личностной креативности по группам парикмахеров 3-го разряда с разным уровнем профессионального выгорания.
Рис. 1. Средние значения показателей креативности (общий показатель личностной креативности)
На рисунке 1 наглядно видны различия в уровне креативности испытуемых разных подгрупп: наиболее высокие показатели зафиксированы в группе парикмахеров с низким уровнем профессионального выгорания, наименее высокие — со средним уровнем выгорания.
Проверим, являются ли выявленные различия статистически значимыми, при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса (таблица 7).
Таблица 7
Результаты статистической обработки данные исследования креативности при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса
Показатели |
Достоверность статистики |
|
Н-критерий |
Уровень различий |
|
Любознательность |
5,123 |
0,077 |
Воображение |
14,294 |
0,001** |
Сложность |
9,768 |
0,008** |
Склонность к риску |
9,115 |
0,010* |
Личностная креативность |
7,015 |
0,030* |
Примечание: * — различия значимы на уровне ≤0,05
** — различия значимы на уровне ≤0,01
Итак, в группе парикмахеров 3-го разряда статистически значимыми в зависимости от их уровня профессионального выгорания являются различия по таким показателям креативности, как: воображение, сложность, склонность к риску, а также по общему уровню личностной креативности.
В таблице 8 представлены средние значения показателей коммуникативного потенциала, полученные в ходе тестирования по методике «Диагностика особенностей общения» (В. Н. Недашковский) парикмахеров 3-го уровня в зависимости от их уровня профессионального выгорания.
Таблица 8
Средние значения показателей коммуникативного потенциала
Показатели |
Группы |
||
Низкий уровень выгорания |
Средний уровень выгорания |
Высокий уровень выгорания |
|
Умение понимать собеседника |
2,7 |
2,0 |
2,2 |
Умение воспринимать и понимать себя |
2,3 |
2,0 |
2,2 |
Умение строить межличностные границы |
1,9 |
1,7 |
2,0 |
Особенности посланий в общении |
2,4 |
1,8 |
2,0 |
Общий уровень сформированности коммуникативного потенциала |
2,4 |
1,9 |
2,1 |
Анализ данных таблицы 8 свидетельствует о том, что у большинства парикмахеров 3-го разряда, независимо от уровня профессионального выгорания, средние показатели уровня развития коммуникативного потенциала по всем шкалам методики.
Проверим, являются ли эти различия статистически значимыми, при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса (таблица 9).
Таблица 9
Результаты статистической обработки данных исследования коммуникативного потенциала при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса
Показатели |
Достоверность статистики |
|
Н-критерий |
Уровень различий |
|
Умение понимать собеседника |
13,985 |
0,001** |
Умение воспринимать и понимать себя |
1,410 |
0,494 |
Умение строить межличностные границы |
1,392 |
0,499 |
Особенности посланий в общении |
6,792 |
0,034* |
Общий уровень сформированности коммуникативного потенциала |
11,197 |
0,004** |
Примечание: * — различия значимы на уровне ≤0,05
** — различия значимы на уровне ≤0,01
Итак, в группе парикмахеров 3-го разряда статистически значимыми в зависимости от их уровня профессионального выгорания являются различия по таким показателям коммуникативного потенциала, как: умение понимать собеседника, особенности посланий в общении, а также по общему уровню сформированности коммуникативного потенциала.
В таблице 10 представлены средние значения уровня потребности в достижениях испытуемых обеих групп, полученные в ходе тестирования по методике «Шкала потребности в достижениях» (Ю. М. Орлова).
Таблица 10
Средние значения показателей потребности в достижениях
Показатели |
Группы |
||
Низкий уровень выгорания |
Средний уровень выгорания |
Высокий уровень выгорания |
|
Потребность в достижениях |
11,2 |
6,9 |
6,7 |
Исходя из данных таблицы 10, в группах парикмахеров 3-го разряда, независимо от уровня профессионального выгорания, низкий уровень потребности достижения успеха.
В таблице 11 отражены результаты статистической обработки результатов тестирования по данной методике при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса.
Таблица 11
Результаты статистической обработки данных исследования потребности в достижениях при помощи Н-критерия Крускала-Уоллиса
Показатели |
Достоверность статистики |
|
Н-критерий |
Уровень различий |
|
Потребность в достижениях |
14,741 |
0,001** |
Примечание: * — различия значимы на уровне ≤0,05
** — различия значимы на уровне ≤0,01
Итак, различия в уровне потребности в достижениях у парикмахеров 3-го уровня в зависимости от их уровня профессионального выгорания являются статистически значимыми на высоком уровне значимости.
Таким образом, на данном этапе исследования были выявлены статистически значимые различия в следующих личностных особенностях парикмахеров 3-го разряда в зависимости от их уровня профессионального выгорания: воображение (≤0,01), сложность (≤0,01), склонность к риску (≤0,05), общий уровень личностной креативности (≤0,05), умение понимать собеседника (≤0,01), особенности посланий в общении (≤0,05), общий уровень сформированности коммуникативного потенциала (≤0,01) и потребность в достижениях (≤0,01).
Таким образом, на данном этапе исследования мы приходим к выводу, что гипотеза нашего исследования — существуют различия в уровне креативности, коммуникативного потенциала и мотивации к достижению успеха сотрудников салонов красоты разной квалификации в зависимости от их уровня профессионального выгорания: в большей степени выгорают парикмахеры с низким уровнем креативности, низким коммуникативным потенциалом и низкой мотивацией к достижению успеха, независимо от квалификации, — подтверждена частично.
В ходе тестирования испытуемых по методике «Диагностика уровня профессионального выгорания» В. В. Бойко установлено, что 34,7 % парикмахеров-стилистов 5-го разряда и 21,3 % парикмахеров 3-го разряда имеют низкий уровень выгорания, то есть большинству их них не свойственны переживания пресыщенности работой и неудовлетворенность жизнью. Как правило, они испытывают позитивные чувства к окружающим их людям и хорошо ладят как с клиентами, так и с коллегами. Однако периодически у них проявляется сглаживание и приглушение остроты чувств, все реже проявляются положительные эмоции и появляется некоторая отстраненность в отношениях как с коллегами по работе и клиентами, так и с членами семьи, нередко возникает состояние тревожности и неудовлетворенности жизнью.
Анализ результатов тестирования по методике «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник показал, что в группе парикмахеров-стилистов 5-го разряда показатели креативности соответствуют высокому уровню, а в группе парикмахеров 3-го разряда — низкому уровню. Полученные результаты, на наш взгляд, закономерны, поскольку высококлассному мастеру, кроме умения стричь и делать прически, необходимо быть творческой личностью, заранее представляя готовый результат. Для этого придется включить всю свою фантазию и выполнить работу в соответствии с требованиями клиента. Таких мастеров отличает не только высокий уровень профессионализма, но и способность найти индивидуальный подход к каждому клиенту. Они следят за новинками в индустрии красоты, знают все самые последние тенденции в области парикмахерского искусства. Это художники, создающие настоящие шедевры на волосах. И чем выше статус салона, в котором работают парикмахеры, чем выше уровень обслуживания клиентов, тем более востребованы творческие способности мастеров.
Выявлены также различия в уровне креативности испытуемых обеих групп в зависимости от их уровня профессионального выгорания. Так, в группе парикмахеров-стилистов 5-го разряда статистически значимыми являются различия по таким показателям креативности, как: любознательность, склонность к риску, а также по общему уровню личностной креативности. А в группе парикмахеров 3-го разряда — по показателям воображения, сложности, склонности к риску, а также общему уровню личностной креативности.
Следовательно, как у парикмахеров-стилистов 5-го разряда, так и парикмахеров 3-го разряда, наблюдается следующая тенденция: чем чаще и активнее они отстаивают свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставят перед собой высокие цели и пытаются их осуществить; допускают для себя возможность ошибок и провалов; любят изучать новые вещи или идеи и не поддаются чужому мнению; предпочитают иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится, тем в меньшей степени они подвержены профессиональному выгоранию.
Менее подвержены выгоранию также те парикмахеры 3-го разряда, которые мечтают о посещении различных мест, любят думать о явлениях, с которыми не сталкивались, видят необычное в обычных вещах, часто испытывают удивление по поводу различных идей и событий. Эти мастера проявляют интерес к сложным вещам и идеям; любят ставить перед собой трудные задачи и изучать что-то без посторонней помощи; проявляют настойчивость, чтобы достичь своей цели.
Что касается парикмахеров-стилистов 5-го разряда, то в меньшей степени выгорают те из них, которым нравится изучать новое, искать различные новые пути и варианты решения стоящих перед ними задач, изучают различную литературу, чтобы познать как можно больше.
В ходе тестирования по методике «Диагностика особенностей общения» (В. Н. Недашковский) было установлено, что в обеих группах испытуемых средние показатели уровня развития коммуникативного потенциала. Однако по шкалам умения понимать собеседника и особенностям посланий в общении в группе парикмахеров-стилистов 5-го разряда с низким уровнем профессионального выгорания показатели соответствуют высокому уровню развития. Эти различия являются статистически значимыми.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что, независимо от квалификации мастеров, чем охотнее они слушают клиентов, достаточно терпеливы в общении с ними, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости, тем реже они выгорают. Специалисты с низким уровнем профессионального выгорания без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В целом, они характеризуются как весьма общительные, любопытные, разговорчивые люди, которые всегда в курсе всех дел, берутся за любое дело, которые любят принимать участие во всех дискуссиях, охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеют о нем поверхностное представление, и которые всюду чувствуют себя в своей тарелке.
И, напротив, замкнутые, неразговорчивые мастера, которые предпочитают одиночество, а необходимость новых контактов надолго выводит их из равновесия, как правило, характеризуются высоким уровнем профессионального выгорания, не получая удовлетворения от своей деятельности.
При этом парикмахеров-стилистов 5-го разряда с низким уровнем выгорания отличает хорошо развитая способность понимать собеседника, партнера по общению. Они характеризуются однозначностью, ясностью посланий, открытой, искренней личностной позиции в общении. И это закономерно: мастер-парикмахер должен обладать коммуникабельностью, так как для выполнения работы потребуется обсуждение с клиентом его пожеланий и предложений или иных интересных тем, ведь чем общительнее будет парикмахер, тем большего расположения он к себе заслужит и в дальнейшем обзаведется большим количеством постоянных клиентов.
В ходе тестирования по методике «Шкала потребности в достижениях» (Ю. М. Орлова) установлено следующее: в группах парикмахеров-стилистов 5-го разряда с низким и средним уровнем профессионального выгорания высокий уровень потребности достижений, в группе сотрудников с высоким уровнем выгорания — средний уровень потребности достижений. При этом эти различия не являются статистически значимыми. Что касается группы парикмахеров 3-го разряда, то, независимо от уровня профессионального выгорания, у них низкий уровень потребности достижения успеха, при этом различия являются статистически значимыми на высоком уровне значимости.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинству парикмахеров-стилистов 5-го разряда, независимо от уровня выгорания, свойственна высокая настойчивость в достижении целей, стремление получить удовольствие от успеха. Что касается парикмахеров 3-го разряда, то им характерно допущение возможности работать без высокой самоотдачи, маловыраженное стремление сделать дело лучше. При этом чем менее настойчивы эти сотрудники салонов красоты в достижении цели, чем чаще склонны раздражаться профессиональной деятельностью, характеризуются отсутствием стремления получить удовольствие от успеха, привычкой плохо работать и нежеланием сделать дело как можно лучше, тем в большей степени они подвержены профессиональному выгоранию. Вероятно, это можно объяснить тем, что в «проходных» парикмахерских, ориентированных на массового потребителя, в которых чаще всего работают парикмахеры 3-го разряда, как правило, нет атмосферы творчества, здесь стригут исключительно ради денег, не заботясь о чувстве стиля. В хороших салонах, наоборот, мастера всегда в курсе событий в мире моды, следят за новыми коллекциями стрижек, предлагают их клиентам, следят за творчеством известных парикмахеров, работают на лучших красителях, лучшими инструментами. У них широкое поле для экспериментов, им интересно работать, и, главное, есть к чему стремиться.
Выводы
- У большинства принявших участие в исследовании сотрудников салонов красоты средний уровень профессионального выгорания (64,3 % и 56,9 % соответственно). При этом парикмахеров 3-го разряда с высоким уровнем больше почти в два раза (14,5 %), чем парикмахеров-стилистов 5-го разряда (8,3 %). Различия являются статистически значимыми по фазе резистенции (≤0,05), а также по уровню профессионального выгорания (≤0,05).
- В группе парикмахеров-стилистов 5-го разряда выявлены следующие результаты:
– у большинства испытуемых (83,6 %) с низким уровнем выгорания показатели креативности соответствуют высокому уровню по всем шкалам методики; в группах со средним и высоким уровнем выгорания — средние показатели креативности практически по всем шкалам методики, за исключением шкалы воображения, значения по которой распределились в зоне средних значений; статистически значимыми являются различия по показателям любознательности (≤0,05), склонности к риску (≤0,05), общему уровню личностной креативности (≤0,01);
– у большинства испытуемых, независимо от уровня профессионального выгорания, средние показатели уровня развития коммуникативного потенциала практически по всем шкалам методики, однако по шкалам умения понимать собеседника (3,1 балла) и особенностям посланий в общении (3 балла) в группе испытуемых с низким уровнем выгорания показатели соответствуют высокому уровню развития, а в группе парикмахеров-стилистов с высоким уровнем выгорания показатели ниже средних по шкале особенностей посланий в общении (1,2 балла); статистически значимыми являются различия по умению понимать собеседника (≤0,01) и особенностям посланий в общении (≤0,01);
– в подгруппах с низким и средним уровнем профессионального выгорания высокий уровень потребности достижений (15,8 баллов и 16 баллов соответственно), в подгруппе сотрудников с высоким уровнем выгорания — средний уровень потребности достижений (14 баллов); различия не являются статистически значимыми.
- В группе парикмахеров 3-го разряда выявлены следующие результаты:
– показатели креативности соответствуют низкому уровню, независимо от уровня профессионального выгорания, при этом наиболее высокие показатели (48,1 баллов) зафиксированы в группе парикмахеров с низким уровнем профессионального выгорания, наименее высокие — со средним уровнем выгорания; статистически значимыми являются различия по показателям воображения (≤0,01), сложности (≤0,01), склонности к риску (≤0,05), общему уровню личностной креативности (≤0,05);
– наиболее высокие показатели уровня развития коммуникативного потенциала зафиксированы в подгруппе парикмахеров с низким уровнем профессионального выгорания по шкалам умения понимать собеседника (2,7 балла), особенностей посланий в общении (2,4 балла), по общему уровню коммуникативного потенциала (2,4 балла); статистически значимыми являются различия по умению понимать собеседника (≤0,01), особенностям посланий в общении (≤0,05), общему уровню сформированности коммуникативного потенциала (≤0,01);
– независимо от уровня профессионального выгорания, у большинства парикмахеров низкий уровень потребности достижения успеха; при этом различия по подгруппам в зависимости от уровня профессионального выгорания являются статистически значимыми (≤0,01).
Таким образом, при проведении исследования нами были решены все задачи, цель достигнута, гипотеза частично подтверждена. Тем не менее, материал данной работы можно использовать в психотерапевтической работе по проблемам профессионального выгорания сотрудников салонов красоты. Эмпирические данные также могут служить основой для подготовки научных докладов, статей, методических пособий для практикующих психологов и психотерапевтов.
Стоит отметить, что благодаря исследуемому материалу обозначились дальнейшие пути в области решения проблем профессионального выгорания сотрудников салонов красоты:
– разработка и апробация психокоррекционной программы по проблеме профессионального выгорания;
– исследование социально-психологического климата в организации как основного фактора возникновения профессионального выгорания сотрудников;
– привлечение научного внимания к разработке экспресс-тестов профессиональной деформации сотрудников с целью своевременной профилактики данной проблемы.
Литература:
- Белугина М. А., Конькова С. И. Личностные факторы эмоционального выгорания матерей. [Текст] ‒ М.: Психология когнитивных процессов. 2020. № 9. С. 99111.
- Бикбова Э. Особенности синдрома эмоционального выгорания спортсменов. [Текст] ‒ Рига: LAP Lambert Academic Publishing: 2011 44 с.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 3-е изд. [Текст]– СПб.: Питер, 2017. — 344 с.
- Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания. [Текст] ‒ М.: «Психотерапия», № 11, 2003. 10 с.
- Мерзлякова Д. Психическое выгорание педагога. [Текст] ‒ Рига: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. ‒ 160 с.
- Пронин С. В. Эмоциональное выгорание у операторов call-центра во взаимосвязи с психосоциальными производственными факторами / С. В. Пронин, М. Г. Чухрова, А. Н. Султанова, Д. В. Михайлова [Текст] ‒ Алма-Аты: Медицина Кыргызстана. 2020. № 4. С. 5052.
- Чутко Л. С., Живолупов, С. А. Синдром менеджера. Офисная болезнь. [Текст] ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2017. 288 с.
- Чутко Л. С., Козина, Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. [Текст] ‒ М.: МЕДпресс-информ; 2014. — 256 с.
- de Vente, Wieke; van Amsterdam, Jan G. C.; Olff, Miranda; Kamphuis, Jan H.; Emmelkamp, Paul M. G. (October 2015). «Burnout Is Associated with Reduced Parasympathetic Activity and Reduced HPA Axis Responsiveness, Predominantly in Males». BioMed Research International. 2015: 431725.