Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 23.02.2024

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Куценко, Д. С. Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы) / Д. С. Куценко, Ю. С. Кривошеина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 90-91. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111477/ (дата обращения: 24.12.2024).



Мы живем в интересное время. Передовые технологии расширяют наш кругозор и предоставляют массу новых возможностей и знаний. С другой стороны, из-за избытка новизны и хаотичности информации, мы обесцениваем традиционные ценности. Границы морали размыты, общество переживает культурный пик метапостмодернизма (иными словами — калейдоскопическое восприятие мира в целом).

Сегодняшнее мировоззрение общества коснулось и сферу образования. Многие работники из данной сферы все больше начали сталкиваться с недопонимаем со стороны нынешних родителей. Если в советское время в обществе ценился ответственный и идейный человек, то сегодня в человеке воспевается личная индивидуальность (а насколько эта личность индивидуальна?).

Прежние методические пособия, где родитель воспитанника делился на гиперопекающего, тревожного, агрессивного, становятся бесполезным информационным блоком. Поведение современных родителей можно охарактеризовать в двух словах: конфликтность и непредсказуемость.

Легкий доступ к информации, и сама «разжеванность» подачи информации, формирует у современного человека ряд когнитивных заблуждений. К примеру, родитель, не имея должного педагогического образования, читает в интернете непроверенную статью о «продвинутом» воспитании детей, после чего, применяет новые знания на своем ребенке. А в дальнейшем, взрослый требует от муниципального дошкольного учреждения определённый подход к воспитанию. Естественно, родитель не берет во внимание основную программу, которой придерживается данное учреждение.

Непроверенная информация, слабое критическое мышление, отсутствие саморефлексии, незаметная подмена своего мнения (или его отсутствие) на чужое, ложное представление о себе как о всезнающем человеке — создает «хорошую» почву для конфликта.

Педагогический работник — педагог, психолог, представитель администрации, логопед и т. д.- попадает в зону риска. Неоднократно, многие коллеги говорят о том, что педагоги чаще сталкиваются с профессиональным выгоранием. И современный родитель как раз и является одним из основных факторов выгорания. Умение правильно и вовремя предотвращать конфликт — залог успешного взаимодействия с родителем воспитанника. Грамотное выстраивание отношений — хорошая профилактика профессионального выгорания.

Мы долго думали над данной проблемой — как найти подход к каждому родителю для решения конфликтных ситуаций. Казалось, задача — не выполнима. Но благодаря личному опыту, коммуникативным навыкам и наблюдению мы все-таки смогли собрать достаточно информации, чтобы начать работать в необходимом для нас направлении.

Мы разделили родителей условно на три группы: « Условно безопасный родитель», «Сложный полуконфликтный родитель» и «Конфликтный родитель».

Если излагать кратко, то к каждой вышеуказанной группе родителей необходим свой подход. К примеру, самый менее конфликтный тип — «Условно безопасный» . Данный тип легче идет на контакт. С таким родителем можно и договориться, и попросить помощи. Негативные проявления у них слабо выражены, с ними легче найти компромисс и решить любой вопрос.

Второй тип — « Сложный полуконфликтный родитель» . С таким представителем общаться надо аккуратно. Их конфликтное поведение возникает с определенной периодичностью. Обычно такие родители требуют достаточно информации, подчинения со стороны работников сада. При должном общении конфликты можно погасить на длительный период. Пренебрегая таким собеседником, педагоги рискуют переход данного родителя в «конфликтного», а это уже следующий тип.

Про «конфликтного» родителя можно сказать следующее: если «сложный-полуконфликтный» — это проигнорированный взрослый, который имеет ригидную систему ценностей. Не разобравшись в правилах ДОУ, родитель будет настаивать на своих интересах. Но, если грамотно преподнести информацию, то данный тип родителя либо пересмотрит свои негативные взгляды в позитивную сторону, либо частично смягчится.

А вот у «конфликтного» родителя — нет цели договориться с представителями ДОУ, нет желания идти даже на частичные уступки. «Конфликтный» тип будет всевозможными способами придерживаться своих позиций. Не нужно думать, что данный родитель будет кричать и ругаться. Методы, которыми пользуется «Конфликтный» — не сразу очевидные, но негативные последствия бывают крайне разрушительны для общей рабочей атмосферы ДОУ.

Такой родитель может использовать манипуляцию, намеренно ссорить родителей, детей, представителей ДОУ между собой, распространять ложную информацию, угрожать — одним словом, намеренно вредить. Возникает встречный вопрос: «Какая выгода у родителя?». Мотиваций для причинения вреда полно. Это может быть психически нездоровая личность, эмоционально незрелый и не образованный родитель, человек, который привык доминировать в обществе и т. д.

В таких случаях, рекомендовано максимально объединиться воспитателям с администрацией ДОУ, привлечь конфликтную комиссию. Общаться с манипулятором крайне осторожно. Такому типу свойственно «переворачивать» информацию.

Чтобы избежать дальнейших конфликтов необходимо представителям ДОУ придерживаться следующих правил. Правила достаточно просты и эффективны, как и в работе с обычными родителями, так и со сложными типами:

— Избегать панибратства с родителями. Сегодня родитель приятельствует с воспитателем, а завтра при небольшом конфликте может сильно испортить репутацию вчерашнему другу-воспитателю.

— Отсюда следует следующее правило: не сплетничать при родителях. И уж тем более не обсуждать родителей при их же детях.

— Быть вежливым, соблюдать рабочую субординацию, исключить из речи слова-паразиты и сленг.

— При возникновении конфликта между родителями и педагогами необходимо исключить обвинительное обращение: «Мы — (сделали вот это), а вы — нет!». В место этого, можно заменить на метод «Я-послание»: «Я понимаю, что сейчас вам сложно принять данную ситуацию, мне жаль. Я бы хотела/ чувствую…»

— Отстаивать интересы воспитанников и не позволять посторонним родителям эмоционально давить на них.

— Придерживаться с коллегами единой позиции. Порой сложно соблюсти данную стратегию, но это дело опыта и практики.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, информация, профессиональное выгорание, родитель воспитанника, тип.


Похожие статьи

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Дистанционные технологии в деятельности детского сада: опыт и перспективы использования

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Семейные традиции и их влияние на воспитание в семье (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период прохождения студентами практики: пути совершенствования

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Методы педагогической кооперации на занятиях физической культуры в системе СПО (из опыта работы)

Похожие статьи

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Дистанционные технологии в деятельности детского сада: опыт и перспективы использования

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Семейные традиции и их влияние на воспитание в семье (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период прохождения студентами практики: пути совершенствования

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Методы педагогической кооперации на занятиях физической культуры в системе СПО (из опыта работы)

Задать вопрос