Год наставника, прошедший в России, выявил огромный интерес к этой проблеме. Кто такой наставник? Зачем он нужен? Насколько трудно быть наставником?
В ГБОУ 511 в течение 2022–2023 учебного года и в первой половине 2024 года был проведен ряд мероприятий, связанных с темой наставничества.
Эта работа позволила определить, в чем наставники и наставляемые нуждаются больше всего. Как правило наставники склонны к повещенной рефлексии, им свойственно считать, что их опыт мало отличается от опыта окружающих и не может быть полезен. Педагогам нужно показать уникальность их опыта, с одно стороны, и его типичность, с другой стороны.
Также было выявлено, что работа по направлению наставничество не подкреплена методической литературой, которой можно воспользоваться. С одно стороны, есть сборники педагогических ситуаций, с другой — все они носят сухой, выхолощенный характер и далеки от реальной педагогической практики современно школы.
Так родилась идея создать пособие для совместной работы наставника и педагога. Рабочая тетрадь по наставничеству призвана обеспечить на ближайшее время наставников и наставляемых материалом для обсуждения, создать почву для совместной работы.
Рабочая тетрадь содержит несколько рубрик: слово наставника, размышления наставника, заметки наставляемого, разбор полетов от первого лица.
Все эпизоды тетради промаркированы пометкой «в шутку» или «всерьез» для того, чтобы наставники и наставляемые могли выбирать ситуацию по настроению. Некоторые ситуации объединены общей тематикой.
Каждая школа в течение года реализовывала программу наставничества. Но это не значит, что с окончанием года наставничество исчезнет из школьной жизни. По сути наставничество — сердце работы учителя. За последние годы в школу 511 пришли на работу около 10 ее выпускников. И наверное, именно они в большей степени могут рассказать, что такое наставничество. Ведь те учителя, которые учили их как учеников, стали теперь их наставниками как учителей. И конечно¸ в совместных беседах им есть о чем вспомнить. Наставляемый может казаться себе серьезным, но наставник помнит, каким наставляемый был на школьной скамье.
При работе по подготовке рабочей тетради нами были использованы два пособия по реализации наставничества:
- Школа наставника. Теория и практика: учебно-методические материалы/ сост. Катунина Н. Е., Колпакова Е. В., Кузнецова Е. И., Николаева В. С. — Омск, 2023
- Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.
Однако эти пособия не удовлетворили нас, так как содержали интересные аспекты истории наставничества, библиографическую и нормативную базу, классические психологический выкладки по содержанию наставничества. Однако не содержали развернутого практического материала, который мог бы лечь в основу разговора педагога и наставника, которым не пришлось бы ворошить собственную память и придумывать ситуации для обсуждения и формулировать вопросы к ним.
С точки зрения самих педагогических ситуации нами были рассмотрены несколько пособий, среди которых:
- 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации: учеб. пособие / В. А. Бейзеров: Флинта; Москва; 2014
- Дошкольная педагогика: задания и педагогические ситуации: учебное пособие / сост.: М. В. Сычёва. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. — 128 с.
- Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., Педагогическое общество России, 1999. — 186 с
- Резанович И. В. Многоуровневое наставничество и модели его реализации в образовательных организациях // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 1. С. 66”69.
Эти пособия представляют собой серьезные труды, в которых сами педагогические ситуации изложены сухим языком, происходящее описано психологическими терминами, дан конкретный разбор правильного поведения учеников и учителей, и не всегда адекватный.
Коллективу школы хотелось, чтобы у наставника и наставляемого осталось значительное пространство для принятия самостоятельного решения, правда, в соответствии с заданным вектором размышлений.
Пособие адресовано учителям общеобразовательных школ. Школ, в которых контингент учеников и учителей непредсказуем и не замерим штатным социальным паспортом школы. Семьи, разводы, погода, транспортная доступность или недоступность — все может повлиять на появление той или иной педагогической ситуации.
В процессе чтения нашего инновационного продукта у наставников и наставляемых возникает живая почка для разговора, не сопряженная с необходимостью рассказывать о своим собственных просчетах и педагогических ошибках.
Главное достоинство нашего пособия — честность в признании собственных ошибок, самооценка опыта.
Использование инновационного продукта в практике учителей других школы может способствовать совершенствованию системы наставничества.
Также немаловажен психологический аспект. Познакомившись с неприкрашенным опытом других учителей, наставники и наставляемые обретут уверенность в себе и смогут раскрыться друг перед другом.
Сплоченный коллектив, работающий в одном направлении — залог качества системы образования. Поэтому работа с использованием нашей рабочей тетради может повлиять на достижение этой безусловной цели любой школы.
Наш опыт показывает, что совместная работа по нашему пособию) или по подобным, если они появятся) способствует снятию психологического напряжения при работе наставников и наставляемых.
Вероятно, наш опыт будет полезен и тем, что кто-то решится на создание собственного пособия по нашим стопам. Ведь каждый время рождает собственные педагогические ситуации. И как ученикам в учебнике по математике скучно сегодня читать задачи про Буратино, так и будущим и молодым учителям скучно читать педагогические ситуации двадцатилетней давности. Новое время — новые вопросы. И в системе наставничества в том числе.
В процессе подготовки рабочей тетради были проведены общественные чтения материалов, созданных учителями нашей школы. Итогом общественных чтений стал анонимный опрос педагогов школы. В ходе опроса были получены следующие данные:
Всего участников опроса |
152 |
Считают пособие полезным для наставника |
142 |
Считают пособие полезным для наставляемого |
152 |
Готовы делиться собственным опытом в подобном ключе |
89 |
Предпочитают не обсуждать собственный опыт |
67 |
Результаты опроса показали, что учиться на чужом опыте — полезно. Но не все респонденты оказались готовыми делиться собственным опытом, что доказывает полезность разработанного продукта.