В статье автор описывает структуру методического сопровождения педагогов по использованию образовательной робототехники в ДОО.
Ключевые слова : методическое сопровождение , образовательная робототехника.
Значимость особого внимания к вопросу методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, реализующих образовательную робототехнику, обусловлена стремительным развитием общества в сфере информационных и коммуникационных технологий. Поэтому уровень информационной культуры педагога должен отвечать одному из главных условий реализации ФГОС ДО и стратегии развития информационного общества: профессиональная деятельность педагога должна базироваться на активном применении современных информационных технологий и средств обучения, и быть ориентирована на развитие творческой, интеллектуальной и самостоятельной личности [4].
Ежедневным стало применение в работе воспитателя компьютера, проектора, интерактивных панелей, робототехнических наборов. Повышенный интерес обусловлен необходимостью и возможностями именно в системе дошкольного образования развития у воспитанников технического мышления. Это может стать одним из аспектов реализации профориентационной работы, базовые основы которой необходимо реализовывать начиная с дошкольного возраста.
Сегодня образовательная робототехника не новое направление, большая часть дошкольных образовательных учреждений активно включает её в работу [7]. Однако материалы, которые сейчас используют педагоги в работе, не всегда отвечают запросам дошкольных образовательных организаций, а также индивидуальным возможностям самих воспитанников. Педагогам не хватает практических навыков работы, умений организовывать деятельность с воспитанниками таким образом, чтобы занятия по робототехнике проходили в интересной форме с применением цифровых технологий. Все это является длительным процессом повышения квалификации педагогов, требующим отдельного внимания развитию компетенций в вопросе умения разрабатывать, а также использовать возможности внедрения образовательной робототехники не только в рамках образовательной деятельности, но и в игровой.
В связи с этим, методическое сопровождение педагогов в подготовке к применению образовательной робототехники в рамках собственной профессиональной деятельности является одной из приоритетных задач. ДОО необходимы компетентные педагоги, владеющие основами образовательной робототехники, однако на практике администрация испытывает значительные затруднения в выстраивании модели методического сопровождения педагогов в повышении квалификации по данному направлению.
Под методическим сопровождением будем понимать комплексную, полноценно выстроенную системную управленческую деятельность, реализуемую в дошкольном образовательном учреждении с целью создания необходимых условий для личностного роста педагогов, развития профессионально-педагогических компетенций. За основу модели методического сопровождения профессиональной деятельности воспитателя принята модель, предложенная в исследовании М. И. Дири [1], в структуру которой входят диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, содержательный, прогностический блоки.
В нашем случае диагностико-аналитический блок предполагал анализ педагогической деятельности педагогов в аспекте применения образовательной робототехники, методических материалов и выявление затруднений, которые нуждаются в комплексном методическом сопровождении. К главным затруднениям, которые испытывают педагоги, относится построение образовательного процесса с применением современных педагогических технологий, применение педагогом способов мотивации, умения проектировать и разрабатывать учебно-методическую документацию. Таким образом, выявление круга основных проблем педагогов позволил смоделировать содержание ценностно-смыслового и содержательного блоков модели методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов по реализации образовательной робототехники.
Система мероприятий, включенных в ценностно-смысловой блок модели, направлена на формирование у педагогов положительной мотивации к реализации педагогической деятельности с применением образовательной робототехники. В рамках данного блока предполагается проведение:
— тренинга, в рамках которого с педагогами обсуждаются выявленные затруднения, возможные их причины, особое внимание уделяется рефлексивной работе с педагогами, выделению путей решения данных проблем;
— круглого стола «Формула успеха», куда приглашаются педагоги разных дошкольных образовательных организаций с целью представления опыта своей работы.
Содержательный блок модели методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования по применению образовательной робототехники включает 3 последовательных модуля (информационный, методический, опытно-внедренческий). Данный блок модели определен описательной функцией и позволяет определить систему форм, методов организации методического сопровождения. Информационный модуль в рамках внедрения содержательного блока модели предполагает системную работу по подбору методического материала, который будет полезен педагогам в освоении основ работы с образовательной робототехникой, обзор справочной, психологической, научно-методической, технической и педагогической литературы. В рамках модуля предусмотрено проведение методических семинаров, круглых столов, мастер-классов с подробным разбором технологий применения образовательной робототехники в ДОО. Большое внимание в данном модуле уделяется организации информационной поддержки педагогов, получению информации о конкурсах для педагогов и воспитанников разного уровня робототехнической направленности. Важным направлением в рамках модуля становится работа с центрами технической направленности («Технофест», «Юный эрудит», «РОБО#МИШКИ») для организации обмена опытом с педагогами. Методический модуль содержательного блока модели предполагает непосредственную работу по овладению практическими технологиями образовательной робототехники педагогами дошкольных образовательных организаций:
— педагогам дана возможность изучить информационные платформы для работы с робототехническими наборами и основы их программирования (Lego, Lego WeDo 2,0);
— проведение цикла семинаров на тему «Образовательная робототехника как современный инструмент развития дошкольника» в рамках которого ведется выделение особенностей образовательной робототехники как современного средства обучения, её возможности по включению в образовательное пространство и развивающий потенциал. Заключительный в содержательном блоке опытно-внедренческий модуль предполагает организацию индивидуального сопровождения каждого педагога, поскольку затруднения педагогов носят индивидуальный характер.
Прогностический блок модели реализует рефлексивно-аналитическую функцию и предполагает планирование и организацию повторной диагностики и анализ результатов полученных данных с целью корректировки содержания модели методического сопровождения, выстраивание дальнейшей перспективы развития дошкольной образовательной организации по внедрению образовательной робототехники в образовательный процесс, анализ материально-технической базы и решение вопросов оснащения организации новыми ИКТ-средствами и робототехническими наборами.
Успешное освоение педагогами новых информационных средств и технологий возможно при организации системного повышения квалификации и создания специализированных условий по решению индивидуальных затруднений каждого педагога. Реализация модели методического сопровождения педагогов в вопросе освоения образовательной робототехники способствует решению затруднений педагогов, а также создаст условия для формирования профессиональных компетенций необходимых для решения педагогических задач развития технологического направления образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.
Литература:
- Дири М. И. Описание модели организационно-методического сопровождения процесса формирования информационной культуры педагогов // Вестник ТГПУ. 2018. 5 (194). С. 218–224.
- Параскевов А. В. Современная робототехника в России: реалии и перспективы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 104 (10).
- Решетников В. Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования // Омский науч. вестн. Психол. и пед. науки. 2013. № 5 (122). С. 174–177.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Москва: Просвещение, 2010. 31с.
- Шамрай Н. Н. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования: автореф. дис…д-ра пед. наук. М., 2000. 43 с.
- Эйрис Р. Перспективы развития робототехники / пер. с англ.: Е. П. Великович, Ю. А. Кречко; под ред. Е. П. Попова. М.: Мир, 1986. 328 с.