Неуспеваемость — важная проблема школьной действительности, требующая разносторонних подходов при ее изучении и устранении.
Выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы.
Неуспеваемость школьников не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Она связана не только с их индивидуальными особенностями школьника, но и с условиями, в которых протекает их развитие.
Выделяют следующие группы основных причин существующих пробелов в знаниях обучающихся:
1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;
2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.
Наиболее распространёнными причинами неуспеваемости школьников является недостаточное развитие мышления и других познавательных процессов, неготовность детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения, отсутствие положительного отношения к учению. Но ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения.
Следовательно, современная школа должна для устранений противоречия
– внедрять новые методики, приёмы, технологии, позволяющие максимально раскрыться каждому ученику,
– создать условия для получения прочных знаний и одновременно развивать творческое мышление обучающихся.
Каковы же механизмы творческой деятельности и природы творческого мышления? Учителя часто склонны оценивать своих учеников по конвергентному мышлению (то есть сходному, близкому с известным). Большей любовью пользуется ученик, осведомлённый в той или иной области, послушный, который повторяет точь-в-точь слова учителя. Такого мы часто склонны называть одарённым (хотя речь идёт о способностях). А креативный ученик не пользуется большой любовью, так как задаёт много «лишних» вопросов», часто нарушает дисциплину.
Креативное поведение означает не разрушение границ, а смелость каждый день снова ощущать собственные границы и расширять их новыми альтернативами. Креативное поведение помогает нам познавать самих себя и окружающий мир всё время по-новому. Но для проявления своих креативных возможностей любому человеку, а особенно ребёнку, нужны две предпосылки: свобода и уверенность. Ученик должен чувствовать, что его принимают таким, каков он есть, и что он свободно может проявлять свои дарования, не теряя уверенности.
Как вовлечь современного школьника в процесс познания? Чем заинтересовать? Как научить учиться? Как повысить качество знаний учащихся?
На уроках активно использую следующие основные технологии личностно-ориентированного обучения:
– групповые технологии (работа в парах, в группах);
– проблемно-поисковое обучение;
– информационно-коммуникационные технологии;
– технология использования игровых методов;
Основная задача — это пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Рис. 1. Ученики 5 класса работают в парах
Работа в группах — одно из требований ФГОС, поэтому с 5 класса начинаю приучать детей работать друг с другом.
Ребятам нравиться работать в парах. Предлагаю заранее подготовить вопросы или карточки для самоконтроля по пройденной теме. На уроке ученик подготовленное задание дает своему соседу по парте. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
Практикую такой вид работы, как словарный диктант для соседа. Дома ребята на карточках составляют словарный диктант на определенную изученную тему. Обязательное условие: на карточке должно быть написано: «составил», «выполнил». Ученики с удовольствием выполняют данный вид работы.
В парах легко работать, описывая картинку или составляя рассказ. Один ученик готовит материал, а второй — оценивает его. Роли распределяет учитель. Такой вид работы поможет в подготовке к итоговому собеседованию в таких заданиях как «Монологическое высказывание» и «Диалог».
Рис. 2. Девятиклассники готовятся к итоговому собеседованию
Девятиклассники, работая в парах, готовятся к итоговому собеседованию. Один выступает в роли ученика, выполняет 4 задания, другой — в роли учителя: выявляет ошибки, оценивает.
Рис. 3. Коллективная работа в 7х классах
В 6–7-х классах ребята работают не только в парах, но и коллективно. Ученики получают домашнее задание: подготовить 15–20 слов на такие правила как «Чередующая гласная в корне слова» или «Н и НН в разных частях речи».
На уроке ученик зачитывает подготовленные слова, а классу предлагается внимательно слушать и работать с сигнальными картами. Учитель не только ведет статистику правильных ответов, но и предлагает ученикам прокомментировать написание слов.
Еще один способ побудить интерес: после объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы. Ученики выполняют задание, коллективно обсуждают, выбирают наиболее правильную работу, записываются в тетрадь.
Используя межпредметные связи, совместно с учителем информатики эти таблицы предлагаю сделать в текстовых редакторах. Ученики работают с удовольствием, так как это позволяет проявить себя сразу по двум предметам.
Считаю, что применение компьютерных программных средств на уроках позволяет наглядно представить определенный материал, облегчает процесс контроля знаний, повышает интерес к учебному предмету, делает урок интереснее, способствует развитию познавательной активности школьников.
Чаще всего использую на уроках презентации, которые позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и в опрос. Создаю мультимедийные презентации как сама, так и предлагаю ученикам, которые с удовольствием включаются в эту работу.
Рис. 4. Ученики проводят словарный диктант на изученную тему
Ученикам предлагается к изучаемому правилу на уроках информатики создать презентацию, а на уроке русского языка показать и рассказать тему. После представления материала ученик проводит словарный диктант на изученную тему.
Тестирование — один из любимых видов деятельности современного школьника. Почему? Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, множество тестов представлено в игровой форме. А играть наши дети любят. Ребята активно включаются в этот процесс. Например, при неправильном ответе пятиклассник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден — ученик получает виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют.
Рис. 5. Тестирование
Несколько лет назад, когда формы выпускных экзаменов стали разнообразными и появилось централизованное тестирование, возникла необходимость научить детей выполнять тестовые задания. Компьютер помог решить эту задачу. При подготовке к ГИА используем тренажеры и тесты
Рис. 6. Выполнение тестовой части ОГЭ на SMART- доске
Ребята с удовольствием выполняют тестовую часть ОГЭ на SMART- доске, которая позволяет вывести на экран вариант задания. И ученики могут подчеркивать грамматическую основу, выделять обособленные члены предложения, чертить схемы предложений, выделять правильные ответы.
Подводя итог, хочу отметить, что внедрение современных педагогических технологий — работа сложная, но вместе с тем интересная. Она дает положительные результаты, т. к. ученики мыслят самостоятельно, стремятся к творчеству. Найти своё место в жизни сможет только мыслящий человек, умеющий найти альтернативу в сложной жизненной ситуации. Таким образом, использование заданий, формирующих креативное мышление с использованием информационных технологий, следует тенденциям современного образования: активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует развитию их интеллектуальных способностей, позволяет формировать у детей мотивацию к обучению, повышать их функциональную грамотность. Сочетая все эти виды работ, мы сможем добиться формирования личности.