Статья посвящена государственной службе (далее также ГС) и ее функциям, связанным с контролем и регулированием общественных отношений. Актуальность выбранной темы связана с тем, что на протяжении долгого времени государство использует административно-правовой механизм управления государством путем набора граждан на государственную службу. В данной статье раскрывается понятие государственной службы, дается характеристика основным формам реализации механизма управления, а также краткий анализ модели государственной власти в зарубежных странах. Кроме того, в статье освещена проблема возможности оценки эффективности работы сотрудников, выполняющих функции по государственному управлению и рассмотрены основные механизмы повышения эффективности работы государственных служащих. Выявлены недостатки в функционировании и организации работы органов государственной власти, что в свою очередь обусловлено существенным уровнем коррупции в стране.
Ключевые слова: государство, государственная служба, административно-правовой механизм управления.
Государство, действующее как институт публичной политической власти, характеризуется наличием функций, обязанностей и рядом полномочий. Реализация этих функций и фактически обеспечивается за счет кадров, то есть конкретных действий граждан, состоящих на службе у государства и исполняющих его волю. Государство приобретает реальную силу и власть только лишь благодаря работе госслужащих [6]. Показателем работы государства по обеспечению своего населения всеми социальными благами, зависит от качества выполняемых им функций. Таким образом, отнимая, у части населения права, государство передает их государственным служащим с цeлью выполнения взятых на себя обязательств по защите населения, охране порядка и защите территориальных границ — суверенности государства.
Система ГС в России представляет собой обширный материал для исследования, включающий анализ государственного управления, главная особенность которого, заключается в том, что достаточно длительный период верховная власть была неограниченной, начиная с Российской империи и заканчивая временем советской социалистической системы, что в свою очередь привело к чрезмерному развитию управленческих устройств и последующему распаду авторитарного административного органа. Первый этап процесса трансформации в государственном управлении определяют на период, когда Петр Великий ввел многозначительные институциональные изменения, к которым относят создание постоянной армии и основание совета министров [9].
В 1992 году был выдвинут на рассмотрение проект развития правовых основ ГС впоследствии создания Конституции Российской Федерации, который включил в себя ряд правил, касающихся возобновления открытости, манифестации человеческого достоинства и основных свобод, за это время было написано правило политической организации федеративного государства и различных уровней его управления, а также судебной системы [12].
В 2003 и 2004 годах появились Федеральные законы, регламентирующие государственную службу как механизм, через который государство управляет населением, а также определены конкретные функции государственных служащих, основные принципы и правила ведения их работы: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральной закон № 79-ФЗ) и Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Главнейшей функцией — задачей, ради которой задумывалась госслужба — это служение обществу и его защита. Политика, принятие свода законов, защита прав человека и другие основные составляющие государства являются инструментами управления государством, и государственная служба служит их объединением, образуя систему.
Система ГС подразделяется на виды: гражданская служба, военная служба и служба, которая связана с работой в правоохранительных органах [13].
Ежегодно, в соответствии со статьей 48 Федерального закона № 79-ФЗ, госслужащие проходят аттестацию, а также, в целях контроля и стимулирования, к ним применяютяс дисциплинарные меры (к примеру, взыскания) и меры поощрения (к примеру, премии), которые регулируются внутренними нормативными документами.
В рамках федеральной программы «Реформирование и развитие государственной службы в Российской Федерации (2009–2013)» была протестирована система разработки и внедрения лучших административных практик при участии бюджетных учреждений для преодоления ранее действующей системы найма, использую такой механизм как — аутсорсинг в государственном управлении, т. е. вовлечение внешних исполнителей для формирования предложений по реформе [5].
Новый механизм работы ГС был окончательно утвержден Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601, который, как раз, и определил требования к государственным учреждениям о необходимости обеспечения государственными органами достижения некоторых важнейших показателей эффективности, а также к разработке и внедрению новых методов работы и кадровых механизмов, таких как конкурсный отбор, контрольные списки квалификационных требований, вознаграждение на основе оценки профессиональной деятельности и другие способы оценки.
Это привело к переходу на стадию постепенного накопления и применения инновационных методов управления персоналом, возникающих как на федеральном уровне, так и на других уровнях субъектов России (даже на региональном и местном уровнях) [10].
При участии экспертов на регулярной основе проводятся заседания региональных администраций, на которых активно обсуждается разного рода практики управления персоналом, которые в свою очередь успели зарекомендовать себя с положительной стороны.
В последние несколько лет появились новые процедуры для выявления результатов мониторинга эффективности государственной службы. Данные процедуры стали ключевыми для оптимизации численности персонала региональных, муниципальных и государственных органов власти, с целью ведения учета времени, затрачиваемого госслужащим на выполнение той или иной задачи для предотвращения такого явления как «раздутость штата» и неэффективное управление кадрами [4].
Россия для усовершенствования системы госслужащих и увеличения плодотворности взаимодействия государственной власти с народом переняла опыт зарубежных стран, в которых данный институт был зарожден и модифицирован несколько ранее.
Англосаксонская модель организации госуправления распространена в Великобритании и США. Отличительными и характерными чертами являются: значительная автономия органов государственной власти и местного самоуправления и абсолютный недостаток централизованного контроля [7].
Континентальная модель также распространена в европейских странах, таких как Германия или Франция, во многих странах Латинской Америки и странах Африки. Разница в степени централизации, где организация госвласти выше по сравнению с англо-американской моделью, а также в способности государственных органов делать все, что явно не запрещено законом, тем самым соблюдая баланс контроля и самоуправления [8].
В июле 2008 года государство официально заявило о борьбе с коррупцией на госслужбе, опубликовав «Национальный план противодействия коррупции», а затем утвердив Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Действия госслужащих неустанно находятся под контролем общества и государства в надежде предотвратить коррупционные преступления, поскольку их совершение исходит из полномочий, которыми их наделило государство.
За последние пару лет у государства появился новый взгляд на контроль за деятельностью госслужащих и их семей. К числу мер, применяемых государством, можно отнести повышенную прозрачность за счет использования автоматизированных компьютерных систем и специального программного обеспечения, а также направления госслужащих в длительные командировки, чтобы осуществлять принцип сменности [11]. С целью же предупреждения совершения коррупционных преступлений государство осуществляет меры проверки доходов госслужащих, ужесточает правила получения подарков, а также проводит политику сменяемости кадров. Важной и приоритетной задачей для государства, в том числе, является повышение эффективности трудовой деятельности, в соответствии с чем также предпринимается ряд мер по повышению уровня мотивации и стимулированию сотрудников, к примеру — проведение аттестации.
Государственная служба, которая включает в себя личные и общественные интересы, представляет собой канал обмена информацией и взаимоотношений между государством и обществом. Исходя из чего можно прийти к выводу, что государственная служба — это многоаспектное явление, которое представляет собой институт государственной власти, систему правил для обеспечения выполнения функций и полномочий государства и госслужащих, которые могут обеспечить выполнение этих функций и полномочий.
Литература:
- Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.ru
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями) // http://www.consultant.ru
- Барциц, И.Н. и др. Современное состояние и тенденции развития государственной гражданской службы в России [Текст] / И. Н. Барциц, Г. А. Борщевский, К. О. Магомедов. — М.: Дело, 2018. — 236 с.
- Бриленок А. А. Управление персоналом // Методы менеджмента качества. 2010. № 10.С. 34–38.
- Войтович, В. Ю. Государственная и муниципальная служба [Текст]: учебное пособие / В. Ю. Войтович. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2019. — 286 с.
- Зульфугарзаде Т. Э. Правовые основы государственного и муниципального управления: монография. В 2-х чч. /Т. Э. Зульфугарзаде. 2012–949 с.
- Игнатюк Н. А., Павлушкин А. В. Муниципальное право: Учебное пособие. — М.: Издательство «Юстицинформ», 2007. С. 109–111; 130–132.
- Киселев С. Г. Государственная гражданская служба. М: ТК Велби: Проспект, 2007
- Мамонтова В. Ф. Тины современных муниципальных служащих в условиях трансформации российского общества // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. Материалы VII Всероссийской научной конференции. Т. I. Пермь, 2019. С. 145–147.
- Марьян А. В. К вопросу о совершенствовании административно-правового механизма противодействия коррупции в системе государственной службы // Адм и муницип. право. 2020, № 3, С 74–75.
- Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления. — М., 2006. С. 278–280.
- Шамарова Г. М. Государственная и муниципальная служба. М.: ИПФРА-М, 2014. С. 69.