В статье рассмотрены перспективы развития дорожной сети на примере Валуйского городского округа Белгородской области, проведены обследования автомобильных дорог, сделаны заключения о текущем состоянии.
Ключевые слова: дорожная сеть, перспектива развития, оценка состояния дорожного фонда, обследование автомобильных дорог.
The article considers the process of assessing the prospects for the development of the road network on the example of the Valuysky urban district of the Belgorod region, surveys of highways were conducted, conclusions were made about the current state.
Keywords: road network, development prospects, condition assessment, road survey.
Российская Федерация — поистине многогранная страна. Чтобы понимать всю сложность ситуации, можно представить частный дом. Помимо того, что его нужно построить, возникает необходимость в содержании. При низких доходах, постоянной занятости и в среде накопления усталости довольно тяжело исполнять поддерживающие мероприятия. Кроме того, нужно умудряться развиваться, двигаться вперед.
Цель исследования — на примере Валуйского городского округа Белгородской области оценить перспективы развития дорожной сети.
Согласно открытой информации с сайта Администрации Валуйского городского округа [1] 28 % автомобильных дорог (а/д) имеют грунтовое покрытие, из оставшихся 72 % только 22 % находятся в удовлетворительном состоянии, а 50 % — с просроченными межремонтными сроками (рисунок 1).
Рис. 1. Диаграмма состояния а/д Валуйского городского округа
Для упрощения анализа обратимся к а/д опорного и местного значения, принадлежащим ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области» и находящимся на обслуживании ООО «БелгородДорСтрой». Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значений и конструктивных элементов на них (Валуйский городской округ) общая протяженность а/д составляет 380,47 км.
Исключим грунтовые дороги, поскольку все они имеют дорожную одежду. Тогда в расчете можно принять следующее соотношение удовлетворительных покрытий к неудовлетворительным 1:4 (на основании внутреннего реестра учета состояния а/д).
Рассмотрим гарантийные участки а/д — те, ремонт которых выполнен относительно недавно, в период с 2017 по 2020 года. В таблице 1 описаны дефекты и причины их появления, следовательно, необходимо учитывать такую статью затрат, как содержание а/д в виду их износа, старения и подверженности влияния окружающей среды и пользователей дорожной сети. [2–3] Фотоматериал дефектов представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Выявленные дефекты
а) деформирована стойка, отсутствует щиток дорожного знака; б) деформирована обшивка автопавильона; в) выбоины на укрепленной части обочины; г) деформирована стойка дорожного знака
Таблица 1
Сводная таблица обследования гарантийных участков а/д
Наименование а/д |
Год последнего ремонта |
Вид дефекта |
Причины появления дефекта |
1 |
2 |
3 |
4 |
Новый Оскол-Валуйки-Ровеньки км 53+000 – км 60+000 |
2017 |
Поросли кустарника и трещины на ж/б трубе |
Нарушение условий содержания |
Новый Оскол-Валуйки-Ровеньки км 60+000 – км 68+000 |
2017 |
Дорожный знак не соответствует дислокации |
Вандализм, хулиганство |
Новый Оскол-Валуйки-Ровеньки км 68+120 – км 77+000 |
2018 |
На примыкании км 75+940 слева отсутствует дорожный знак согласно дислокации |
ДТП |
Новый Оскол-Валуйки-Ровеньки км 78+000 – км 85+700 |
2017 |
На примыкании км 79+005 справа деформирован дорожный знак |
Вандализм, хулиганство |
Валуйки-Алексеевка-Красное км 0+035 – км 14+035 |
2017 |
На примыкании км 7+750 слева поврежден сигнальный столбик |
Наезд автомобильного транспорта |
Валуйки-Алексеевка-Красное км 14+035– км 20+200 |
2018 |
На остановочном павильоне км 19+025 слева деформирована обшивка и отсутствуют панели |
Вандализм, хулиганство |
Валуйки-Уразово-Логачевка км 0+000 – км 7+800 |
2018 |
На км 5+810 слева деформированы сигнальные столбики |
ДТП |
Валуйки-Уразово-Логачевка км 7+800 – км 18+100 |
2018 |
На обочине км 14+970 слева ямы |
Вымывание обочины |
Валуйки-Уразово-Логачевка км 18+100 – км 23+100 |
2021 |
На остановочном павильоне «ул. Буденого» повреждено а/б покрытие |
Субподрядчик не выполнил восстановление а/б покрытия по завершению работ |
Новый Оскол-Валуйки-Ровеньки-Хмелевец-Фощеватово км 15+700 — км 21+100 |
2019 |
Деформирован дорожный знак |
Наезд автомобильного транспорта |
Новый Оскол-Валуйки-Ровеньки-Новоказацкое км 0+000 — км 0+370 |
2020 |
На ж/б трубе км 0+050 отсутствуют укрепления |
Не предусмотрено проектом — несовершенство технологии ремонта или отсутствие денежных средств |
Валуйки-Алексеевка-Красное-Касеновка км 0+000 — км 11+300 |
2020 |
Отсутствуют сигнальные столбики слева |
Вандализм, хулиганство |
Мандрово-Ватутино км 0+000 — км 5+400 |
2020 |
Просадка угла на остановочном автопавильоне |
Нарушение технологии строительства |
По результатам работы в рамках исследования и анализа контрактно-сметной документации содержательных мероприятий, сделан вывод о их средней стоимости — 32 276,330 тыс. рублей в год.
Вторым этапом работы является рассмотрение а/д, межремонтный срок которых давно просрочен — это дороги, построенные в период с 1970-ых по 2000-ые года. В таблице 2 представлен реестр предложений по ремонту, в котором отражены аварийные участки, ориентировочная стоимость, дефекты (рисунок 3) [4–8].
Таблица 2
Реестр предложений по ремонту
Наименование а/д |
L а/д, км |
Участки требующие ремонта |
L рем., км |
Ориентировочная сумма, тыс. руб. |
Дефекты |
|
от км |
до км |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Местная сеть |
||||||
«Валуйки-Казинка-Вериговка»-Дубровка |
1,6 |
0+000 |
1+600 |
1,6 |
25 777,69 |
Сетка трещин, просадки, выпоры, гребенка, нарушен профиль. Просрочен межремонтный срок |
«Валуйки-Казинка-Вериговка»-Конопляновка-Гладково |
4,8 |
0+000 |
4+800 |
4,8 |
125 106,54 |
А/б покрытие разрушено на 80 %, на 20 % разрушено основание. Просрочен межремонтный срок |
«Валуйки-Казинка-Вериговка»-Рябики |
8,86 |
0+000 |
8+860 |
8,86 |
198 347,57 |
Сетка трещин, колейность, просадки, выпоры, гребенка, нарушен профиль. Просрочен межремонтный срок |
Валуйки-Пристень-Борки |
18,3 |
4+100 |
18+300 |
14,2 |
269 800,00 |
Сетка трещин, колейность, просадки, выпоры, гребенка, нарушен профиль, ямочный ремонт выполнен на 40 % а/б покрытия. Просрочен межремонтный срок |
Уразово-Герасимовка-Конотоповка |
19,2 |
0+000 |
19+200 |
19,2 |
403 200,00 |
Сетка трещин, колейность, участками покрытие разрушено полностью, выпоры, гребенка, нарушен профиль, ямочный ремонт выполнен на 30 % а/б покрытия. Просрочен межремонтный срок |
«Уразово-Герасимовка-Конотоповка»-гр. Украины-Викторополь |
3 |
0+000 |
3+000 |
3 |
71 559,62 |
Сетка трещин, колейность, просадки, пучины, ямочный ремонт выполнен на 45 % а/б покрытия. Просрочен межремонтный срок |
Итого |
51,66 |
1 093 791,420 |
||||
Рис. 3. Фотоматериал а/д с просроченным межремонтным сроком
а) «Валуйки-Казинка-Вериговка»-Дубровка; б) «Валуйки-Казинка-Вериговка»-Конопляновка-Гладково; в) «Валуйки-Казинка-Вериговка»-Рябики; г) «Уразово-Герасимовка-Конотоповка»-гр. Украины-Викторополь
Выразим среднюю стоимость ремонта 1 км а/д, разделив общую стоимость на общую протяженность (столб 6/столб 5). Получим величину, равную — 21 172,888 тыс. руб.
Произведем общую оценку финансирования мероприятий по ремонту и содержанию а/д со стороны ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области» по контрактам заключенным с ООО «БелгородДорСтрой». Данные являются достоверными в виду того, что в Валуйском городском округе единственное дорожное предприятие. (таблица 3)
Таблица 3
Финансирование ремонтно-содержательных мероприятий
Период |
ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области» |
1 |
2 |
2020 |
363 812,260 |
2021 |
302 332,974 |
2022 |
612 526,513 |
Итого: |
1 278 671,747 |
1 |
2 |
Среднее значение за 1 год: |
426 223,916 |
Содержание за период с 14.08.2017 по 30.06.2022 |
161 381,650 |
Среднее значение за 1 год: |
32 276,330 |
Общее финансирование за 1 год: |
458 500,246 |
После сбора необходимой информации расчет перспективы развития дорожной сети округа произведем по следующей формуле:
,
где N — перспектива развития дорожной сети, [кол-во лет];
L — протяженность а/д опорной и местной сети, [км];
C км — средняя стоимость ремонта 1 км а/д, [тыс. руб.];
K н/уд — процентное выражение а/д в неудовлетворительном состоянии;
K с — коэффициент старения а/д;
K п — коэффициент содержания а/д, отношение общего финансирования к финансированию ремонтных мероприятий;
K п =458 500,246/426 223,916=1,08
C год — финансирование мероприятий содержания и ремонта а/д [тыс.руб/год].
Коэффициент старения примем равным K с =1,6 согласно данным статьи Реут Ж. В. [9] Для упрощения расчета подставим исходные данные в расчетную формулу программы Microsoft Excel (таблица 4).
Таблица 4
Расчет перспективы по предложенной формуле
L а/д, км |
С км , руб |
K н/уд |
С год , руб |
К с |
К п |
N, кол-во лет |
380,47 |
21 172 888,502 |
0,75 |
458 500 246,000 |
1,6 |
1,08 |
22,8 |
Как видно из расчетов, при сохранении текущей тенденции финансирования перспектива становится более чем долгосрочной. Однако, в будущем возможен такой вариант событий, когда преимущественно от ремонтных мероприятий предстоит перейти к содержательным. Остается только усердно работать и поддерживать порядок в организации труда.
В процессе работы удалось лично убедиться в том, что при приложении требуемых усилий результат не заставит себя ждать.
Литература:
- Сайт Администрации Валуйского городского округа. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://valujskij-r31.gosweb.gosuslugi.ru/
- ГОСТ Р 50597–2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.
- ОДМ 218.11.004–2020. Методические рекомендации по порядку проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения (для опытного применения).
- ГОСТ 32825–2014. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений.
- ОДМ 218.6.015–2015. Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации.
- ГОСТ Р 58349–2019. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды.
- Жидко Е. А., Попова Л. Г. Системное математическое моделирование устойчивого (антикризисного) развития хозяйствующих субъектов по формуле Бэкуса-Наура./Е. А. Жидко, Л. Г. Попова //Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. — 2016. — № 1 (18). -С. 27–31.
- Разиньков С. Н., Жидко Е. А. Эффективность коллективной идентификации объектов при неточно заданных значениях однотипных параметров / С. Н. Разиньков, Е. А. Жидко // Информационно-измерительные и управляющие системы. — 2018. — Т. 16. — № 8. — С. 64–68.
- Реут Ж. В. Факторы, влияющие на сроки службы автомобильных дорог / Ж. В. Реут // Проблемы и перспективы развития автомобильных дорог СНГ [Электронный ресурс]: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Леоновича Ивана Иосифовича / ред.: С. Н. Соболевская, Е. В. Богданова. — Минск: БНТУ, 2019. — С. 187–192.