В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуально-коррекционная работа с детьми с ОВЗ, профессиональное взаимодействие со специалистами.
Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования является важной составляющей процесса обучения и воспитания таких детей. ООО — общеобразовательные организации должны предоставлять все необходимые условия и поддержку для успешного обучения каждого ребенка. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования является важной составляющей процесса обучения и воспитания таких детей.
По ФГОС, главные задачи современной школы заключаются в раскрытии способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Вопрос о необходимости воспитания ребенка с ОВЗ «порядочным человеком, готовым к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», стоит еще острее. Об этом писал Н. Н. Малофеев в совем издании «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья». [1]
Сопровождение детей с ОВЗ включает в себя несколько аспектов.
Во-первых, это диагностика и оценка индивидуальных особенностей ребенка. Педагог совместно с психологом проводит психологическое тестирование, беседы с ребенком, его родителями, наблюдение за его поведением и эмоциональным состоянием. Исходя из полученных данных, определяются потребности ребенка и разрабатывается индивидуальная программа сопровождения.
В Таблице 1 приведен образец примерного планирования направленного на коррекционную работу с обещающимся, по стандарта ФГО [3].
Таблица 1
Индивидуальная коррекционная работа с обучающимся с ОВЗ
Специалист |
Направление коррекционно- развивающей работы |
Сведения о рекомендованной программе |
Режим и форма организации занятий |
Методы отслеживания динамики |
Педагог-психолог |
Коррекция и развитие несформированных высших психических функций, коррекция эмоционально- волевых качеств, личностной сферы, сенсорное и сенсорномоторное развитие |
Программа для ребенка с интеллектуальными нарушениями |
Индивидуальные занятия — 2 раза в неделю |
Первичная, текущая и итоговая диагностика |
Учитель-логопед |
Занятие по развитию речи, обогащение словаря и связной речи |
Программа для ребенка с интеллектуальными нарушениями |
Индивидуальные занятия — 1 раз в неделю |
Первичная текущая и итоговая диагностика |
Соцпедагог |
Развитие коммуникативных навыков, коррекция взаимоотношений в семье и детском коллективе, с учителями, овладение навыками межличностного общения. Развитие навыков самообслуживания |
Программа для ребенка с интеллектуальными нарушениями |
Индивидуальные занятия — 1 раз в неделю |
Первичная текущая и итоговая диагностика |
Учитель-дефектолог |
Формирование пространственно- временных отношений, формирование разносторонних представлений о предметах и явлений окружающего мира, готовность к восприятию учебного материала, формирование необходимых для учебного восприятия умений и навыков. |
Программа для ребенка с интеллектуальными нарушениями |
Индивидуальные занятия — 2 раз в неделю |
Первичная текущая и итоговая диагностика |
Во-вторых, психологическое сопровождение включает в себя работу с родителями. Если в штате школы есть педагог- психолог, то он консультирует и обучает родителей методам помощи и поддержки своего ребенка. А также помогает родителям/законным представителям справляться с эмоциональными трудностями, связанными с воспитанием ребенка с ОВЗ, и помогает создать домашнюю обстановку, максимально подходящую для его развития
В-третьих, психологическое сопровождение детей с ОВЗ включает в себя совместную работу педагогов. Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, подбираются методики для построения эффективного образовательного процесса, что помогает педагогам развивать навыки работы с детьми с ОВЗ. Проводятся индивидуальные и групповые занятия с ребенком, направленные на развитие его психологических навыков, укрепление самооценки, улучшение адаптации и социализации.
Важно отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ должно быть организовано в тесном взаимодействии с учителями, логопедами, дефектологами и другими специалистами, работающими с такими детьми. В интегрированной форме с другими специалистами позволяет максимально учесть все аспекты развития и обучения ребенка с ОВЗ.
Одной из важных задач психологического сопровождения детей с ОВЗ является создание благоприятной психологической обстановки в образовательном учреждении.
Кроме того, сопровождение детей с ОВЗ включает в себя решение конкретных проблем и трудностей, с которыми могут столкнуться ребенок и его окружение. Это могут быть проблемы социализации, тревожность, повышенная чувствительность, низкая самооценка, трудности в учебе и другие.
Таким образом, психологическое сопровождение детей с ОВЗ является важным компонентом образовательного процесса, направленного на полноценное развитие и успешную адаптацию этих детей в обществе. Оно помогает ребенку преодолеть трудности, раскрыть свой потенциал и стать активным участником образовательной среды.
Литература:
- Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Дефектология. — 2010.
- Никольская О. С., Розенблюм С. А. Дети с расстройствами аутистического спектра: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. ФГОС ОВЗ. М.: Просвещение, 2020. 48 с. (Сер.: Учителю о детях с ОВЗ).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html