В статье исследованы функции правового сознания федеральных государственных служащих. Проанализированы органические и социальные функции. Исследованы точки зрения различных ученых по их критериям.
Ключевые слова: органические функции, социальные функции, правовое сознание, федеральные государственные служащие.
В научной литературе понятие «функция» имеет несколько значений. В социологических исследованиях функция представляет собой зависимость или взаимозависимость между двумя или более переменными факторами. Под функциями также можно понимать совокупность процессов, происходящих внутри объекта исследования (например, деятельности государственного органа). Более того, результат любого социального действия, процесса или явления функционально связан.
Некоторые авторы приравнивают функцию к способу существования. Поэтому Т. А. Акимова утверждала, что функции: «служат представлением деятельности, важной деятельности системы и ее компонентов» [1].
В целом функция — это накопление, обобщение и концентрация содержания и целей деятельности, а также формы и методов деятельности. Кроме того, функция — это не просто потенциальная, абстрактная возможность, а деятельность самого предмета, подчиненная объективно определенной конкретной цели, направленной на достижение определенного результата.
Давайте еще раз поговорим о функции правосознания. Следует отметить, что правосознание связано с удовлетворением определенных социальных потребностей, а его внутренняя структура и содержание представляют собой сложные явления. Функция выражает социальную цель правосознания и является основой и существенным аспектом правосознания.
Т. А. Акимова в своем диссертационном исследовании отмечает, что: «гносеологические функции включают рефлексивное познание, информационную, оценочную и предсказательную. Эти функции носят рефлективно-познавательный характер, устанавливая связь между объектом отражения и правосознанием. Социально-нормативные функции включают надзор и образование. С помощью этих функций правосознание оказывает обратное влияние на общественные отношения» [1].
Органической функцией правосознания является направление однородного воздействия, определяемое сущностными признаками правосознания, а также способ обработки информации правовой действительности для формирования целей и определения поведенческого выбора. К органическим функциям правосознания относятся: отражение, оценка, познание, целеуказание и прогнозирование.
Рефлексивная функция правосознания заключается в реализации правосознания через оценку явлений правовой жизни реального общества. Особенность правовой рефлексии состоит в том, что она представляет собой синтез информационной рефлексии, нормативной рефлексии и оценочной рефлексии. Из этой особенности проистекает единство отражения, толкования и толкования знаний [2].
Когнитивная функция, как полагает Т. А. Акимова: «заключается в формировании понимания объективной действительности посредством восприятия и понимания правовых явлений. Конечным результатом реализации этой функции является то, что определенный объем правовых знаний существует в виде понятий, категорий, мнений и понятий, которые являются результатом интеллектуальной деятельности и выражаются в понятии «правовая подготовка». Когнитивные функции вступают в действие только в том случае, если у личности имеется намерение получить и обработать ту или иную юридическую информацию» [1].
Функция телеологии заключается в формулировании целей правосознания и правового воспитания. В ходе деятельности содержание правосознания активизируется и начинает влиять на выбор целей. Сами цели основаны на представлениях человека, группы или общества о том, что желательно и уместно. Хорошо развитое чувство справедливости наиболее ценно, поскольку формирует цели субъекта, направленные на осознанно правомерное поведение.
Функция прогнозирования достигается путем анализа множества вариантов деятельности, позволяющих достичь заданной цели. Функция прогнозирования заключается в использовании правосознания для прогнозирования последствий совершения определенного поведения и достижения установленной цели, чтобы выбрать окончательное поведение и соответствующим образом скорректировать или полностью изменить его. Ее реализация на практике.
Рассмотренные механизмы действия правосознания весьма схематичны, поскольку мыслительная деятельность может происходить как в течение длительного периода времени, так и в течение короткого периода времени. Более того, в данном случае мы рассматриваем функцию правосознания, не учитывая влияния на него других форм сознания [1].
Социальная функция правосознания является основным направлением взаимодействия правосознания с объективной действительностью и определяется сущностными признаками и социальным назначением правосознания.
Социальные функции включают в себя: функцию юридической демонстрации, регулятивную функцию, образовательную функцию и комплексную функцию.
Функция правового моделирования заключается в использовании правосознания для моделирования научных концепций, социальных правовых систем и законодательных систем в правовой сфере, а также в моделировании правил, уточняющих нормативные требования права руководить [3].
С точки зрения Т. А. Акимовой: «регуляторная функция реализуется через такие системы, как мотивация, ценностная ориентация, правовое руководство. Являясь особым поведенческим регулятором, она имеет специфический механизм формирования. Правовая информация, получаемая субъектом, воплощается в форме чувств, эмоций и переживаний и либо побуждает личность к определенному поведению, либо подавляет мотивацию такого поведения» [1].
Воспитательная функция включает в себя область социального контроля правосознания личности для формирования правового поведения и ценностных правовых установок.
Комплексные функции. По мнению Н. В. Заклюжной: «правосознание формирует правовые понятия и духовные ценности, знакомит с передовыми правовыми понятиями. Правосознание формирует определенные связи между личностью и группой и обществом, активно воздействуя на социальные процессы, отношения и ориентации членов коллектива и социальных групп, обеспечивая их интеграцию в единую социальную организационную систему. Видно, что правосознание дает возможность индивидуумам, группам и социальным группам формировать определенные типы поведения и взаимодействий, развивать социальные связи, что отражается в его интеграционной функции» [2].
Н. В. Заклюжная полагает, что: «на самом деле между функциями существует тесная связь. Поэтому в разных сферах общественных отношений функция правосознания выражается по-разному» [2].
Таким образом, в процессе юридической практики различные функции правосознания проявляются в совокупности. Правосознание, как и право, является одним из основных элементов социальной правовой системы. Следовательно, функция правосознания является частью функциональной системы российской правовой системы и определяет ее существенные признаки в этой части.
Литература:
- Акимова Т. А. Структура правового сознания государственных гражданских служащих: теоретико-правовой анализ современных тенденций // [Электронный ресурс] Российская государственная библиотека. URL: http://dlib.rsl.ru/rsl01006000000/rsl01006605000/rsl01006605544/rsl01006605544.pdf/ (дата обращения 23.02.2024 года).
- Закалюжная Н. В. Антимонопольное регулирование: становление, развитие, перспективы // [Электронный ресурс] Традиции и новации в государственном и муниципальном управлении. 2021. № 2. С. 154–163. URL: https://publications.hse.ru/en/articles/790486699 (дата обращения 23.02.2024 года).
- Орлова А. А., Бутенко Т. П. Общесоциальные функции правового сознания // [Электронный ресурс] Евразийский юридический журнал. № 8. (147). 2020. С.56–58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44027647 (дата обращения 23.02.2024 года).