В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодействия с семьей гиперактивного ребенка в ходе коррекционной работы.
Ключевые слова: гиперактивность, младший школьный возраст, коррекция гиперактивности.
Эффективное обучение детей с гиперактивностью одна из актуальных проблем современной психолого-педагогической практики. Невнимательные, расторможенные, шумные, не умеющие сидеть на одном месте, такие дети перетягивают контроль учителя, которому необходимо следить за тем, чтобы они сидели спокойно на уроке, выполняли задания, не мешали одноклассникам, на себя. Так как современная школа представляет собой систему норм, правил и требований, регламентирующих жизнь ребенка, а дети с гиперактивностью сложно обучаемы в общегрупповом режиме, то необходимы продуктивные способы вовлечения гиперактивных детей в успешный учебный процесс [1, с. 102]. Именно этим поиском и занимается практическая психология образования несколько последних десятилетий.
Гиперактивность часто рассматривают как «неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое характеризуется такими симптомами, как чрезмерная активность, импульсивность, невнимательность, трудности с концентрацией внимания и контролем своих действий» [4, с. 14]. Синдрому дефицита внимания и гиперактивности обычно сопутствуют запаздывание процессов созревания высших нервных функций и, следовательно, специфические трудности обучения. У детей с гиперактивностью проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе, низкая самооценка и проблемы коммуникации [2, с.36].
Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в образовательной практике осуществляется различными способами. Перечислим небольшую их часть:
- Индивидуализация обучения: желательно адаптировать учебный план и методы обучения, чтобы учесть особенности ребенка с гиперактивностью, опираться на его сильные стороны при обучении. Допустим можно использовать короткие и частые задания, применять визуальные и аудиальные стимулы, поощрять даже малые успехи ребенка.
- Обустройство образовательного пространства: важно организовать не шумную, рабочую обстановку в классе, чтобы минимизировать отвлекающие факторы. В этом случае уместно посадить ребенка ближе к себе, чтобы он мог лучше сосредоточиться на задании.
- Групповая работа специалистов: учителю и психологу важно работать вместе, чтобы помочь ребенку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, связанными с гиперактивностью.
- Продуктивная опора на физическую активность: наличие в учебном процессе физической активности в виде упражнений, игр, элементов соревнований помогает детям снять напряжение и улучшить концентрацию внимания.
- Прием медикаментов: в сопроводительной терапии работы психолога, учителя, логопеда должно быть назначено медикаментозное лечение, которое осуществляется под наблюдением врача и с согласия родителей [6].
«Психолого-педагогическая коррекция представляет собой систему мероприятий, направленных на изменение и улучшение психического, эмоционального и поведенческого состояния человека, особенно в контексте его обучения и развития» [2]. Этот вид помощи объединяет психологические и педагогические методы для того, чтобы помочь человеку преодолеть трудности, связанные с обучением, адаптацией, социализацией или поведенческими проблемами.
Однако проблема гиперактивности у детей требует особого внимания и интегрированного подхода к коррекции. Работая с этой категорией детей, каждый раз нужно анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для данного случая. И уже опираясь на это, вырабатывать индивидуальную линию поведения. От подбора стратегии и тактики совместных усилий педагогов, психологов, медиков зависит положение ребенка в детском коллективе, дома и успех всей помощи ему. Исследования показывают, что терапия поведения, фокусирующаяся на усилении навыков самоконтроля и управления эмоциями, может значительно улучшить состояние детей с гиперактивностью [3].
Основные цели психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения младших школьников включают в себя: модификацию негативного поведения, развитие положительных привычек и навыков, уменьшение учебных трудностей. Для этого, прежде всего, необходимо изменить окружение ребенка в семье, детском саду и создать благоприятные условия для коррекции симптомов гиперактивности и преодоления отставания в развитии высших психических функций [3].
Основными задачами психолого-педагогической коррекции гиперактивности детей могут выступать следующие: развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); отработка конкретных (положительных) навыков взаимодействия со взрослыми и со сверстниками; развитие эмоционального мира ребенка; уменьшение его тревожности; создание возможностей для самовыражения; обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения [6, с. 47].
Коррекционная работа может опираться на следующие направления:
— целостное развитие личности ребенка с целью не только точного устранения проблем, но и стимулирования полноценного личностного развития, в основе которого интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты.
— формирование продуктивной для обучения внешней среды, т. е. коррекционные меры направлены на создание оптимальных условий для обучения и социализации ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
— обучение навыкам корректного общения и формирования взаимоотношений, т. к. в основу психолого-педагогической коррекции входит работа с социальными навыками ребенка, способствующая улучшению его взаимоотношений с окружающими.
— формирование навыков саморегуляции и самоконтроля, развитие у ребенка навыков управления своим поведением, эмоциями и мыслями [5, с. 58].
Продуктивными методами коррекции гиперактивного поведения в младшем школьном возрасте считаются индивидуальное обучение, игровая поведенческая терапия, психогимнастика, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Разработка гибкого учебного плана, учет особенностей развития ребенка и поддержка со стороны родителей способствуют успешной коррекции гиперактивности. Однако без сотрудничества с семьей гиперактивного ребенка, психологической поддержки его родителей в коррекционной работе продвигаться сложно. При сотрудничестве с семьей ребенка в рамках коррекционно-развивающей работы, психолог может порекомендовать родителям опираться на следующие правила:
«1. Введите знаковую систему оценивания действий ребенка. Старайтесь замечать каждый успех ребенка и обязательно давайте ему понять, что вы видите его успехи.
2. Устраивайте минутки активного отдыха на занятиях. Помните, что дети способны удерживать свое внимание очень кратковременно.
3. Направляйте энергию ребенка в полезное русло, давайте полезные поручения, мотивируйте его на спокойные действия.
5. Избегайте монотонной деятельности, общение и занятия с ребенком должны быть интересными и увлекательными, с прослеживаемым результатом.
6. В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
7. Используйте элементы игры во всех моментах жизнедеятельности.
8. Избегайте многословных инструкций» [5, с. 35].
Индивидуальное сочетание продуктивных методов коррекции, соблюдение гармоничного темпа работы, эмоциональное тепло и поддержка ребенка, терпение дают высокие результаты психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей.
Литература:
- Гавриленко Е. В. Канистерапия как метод профилактики гиперактивности и снижения психоэмоционального возбуждения у детей в образовательном учреждении // Педагогическое призвание. Сборник статей II международного научно-методического конкурса: в 3 ч. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. — Том Часть 3. — С. 100–104
- Исраилова Ч. Э. Влияние синдрома дефицита внимания и гиперактивности к подготовке к школе// Научный форум: Педагогика и психология. Сборник статей по материалам XXXIII международной научно-практической конференции. — М: ООО Международный центр науки и образования, 2019. — Том 9 (33). — С. 35–38
- Токарь О. В., Зимарева Т. Т., Липай Н. Е. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учебное пособие. — М.: Флинта, 2019.
- Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. — Ростов на Дону: Феникс, 2004.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб: Речь, 2006.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб, 2002.