В настоящее время рост количества машин на улицах наших городов, посёлков, увеличение скорости их движения способствует возрастанию плотности транспортных потоков на дорогах. Всё это становится одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Маленький ребенок, который еще не стал самостоятельным участником дорожного движения, гуляющий только с взрослыми, чаще всего оказывается в сложной дорожной ситуации. Ведь особо важной категорией пассажиров и пешеходов являются маленькие дети. Их желание что-то новое узнавать, открывать, доставать, спешить, бежать, торопиться, часто приводит малыша к реальным опасностям на улицах города и поселка.
Взрослые ответственны не только за здоровье детей, но и за их безопасное поведение на дороге. Поэтому важным аспектом, является обеспечение безопасности на дорогах, которая становится одной из более важных государственных задач. Прививать знания детям о правилах дорожного движения следует с самого детства, потому как знания, полученные в раннем возрасте, самые прочные. Так знания, навыки, приобретённые ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью. Главную роль в решении этого вопроса имеет упорядочивание деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях.
Только совместными усилиями воспитателей, родителей и сотрудников ГИБДД, используя их знания, терпения и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог [1]. Данная проблема особенно важна, так как каждая практическая деятельность, которая помогает сформировать навыки правил безопасного поведения детей на дороге, с помощью модернизации различных систем мероприятий, обязана приносить значительные результаты.
В научной литературе подробно раскрыты причины несчастных случаев с детьми дошкольного возраста. По результатам анализа, ДТП происходят в большинстве случаев из-за безнадзорности детей. Ребятишкам интересно абсолютно все, что происходит на улице, и они непременно стремятся к познанию её, не воспринимая ещё, что на дороге может мгновенно появиться автомобиль или что выбежать на дорогу в близком расстоянии от проезжающей машины — это небезопасно. Сколько случаев, когда ребёнок бросает руку родителя, переходя улицу, или же рискует перебежать улицу сам. И неоднократно бывает, когда взрослые вообще не контролируют ребёнка, держа за руку, и он один проходит сложные пересечения дорог. Одна из причин дорожно-транспортных происшествий с детьми — это незнание элементарных правил дорожного движения, правил перехода улиц и т. д.
Учитывая большое значение работы в этом направлении, и то положение, что детский сад является основной и начальной ступенью в системе непрерывного образования, была выбрана данная тема для актуального педагогического опыта работы. Новизна актуального педагогического опыта, заключается в использовании инновационных технологий в работе с дошкольниками по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в увлекательных, первостепенных для него видах деятельности.
Для повышения педагогами знаний по профилактике ДДТТ постоянно изучаются инструктивно-методические документы, методическая и художественная литература, разрабатываются конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, организуются консультации, семинары, проводятся деловые игры, дни открытых дверей, создаются презентации, фотовыставки, выставки детских работ и др [1].
Наблюдая актуальность этой темы, в нашем МДОУ «Детский сад № 1» систематически и планомерно проводится работа по ПДД, организуются совместные мероприятия: семинары-практикумы, праздники и развлечения, выпуск листовок, буклетов, изготовление пособий (различные игры в режимных моментах, развлечения, образовательная деятельность, соревнования, консультации для родителей, встречи с Госавтоинспекцией). Цель таких мероприятий — закрепить у детей через разные виды деятельности знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках и сигналах светофора, правилах перехода улиц.
В нашем МДОУ «Детский сад № 1» много информации на стендах, в уголках безопасности «По дороге в детский сад», «Правила безопасности», а также на сайте ДОУ, в лэпбуках и папках передвижках, располагаются рекомендации, обучающие игры, литература, консультации, буклеты, памятки, «минутки безопасности», «блокноты безопасности», советы и т. д. На родительские собрания приглашаем инспектора ГИБДД.
Работа по профилактике и предупреждению детского дорожного травматизма на улице проводится в соответствии с реализацией программных требований, в таких направлениях: дети — пешеходы, дети — пассажиры, дети — водитель и проходит красной нитью через всю деятельность. Обучение проходит через познавательный процесс, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования, беседы, встречи с инспекторами ГИБДД, рассматривание картинок и фотографий с изображением дорожных ситуаций, чтение художественной литературы, отгадывание кроссвордов, загадок, наблюдения за движением автомобилей .
Для проведения планомерной работы по безопасности дорожного движения в дошкольном учреждении создана многофункциональная материальная база, в ней используются все возможности ДОУ и его территория. Практические занятия по ПДД проходят на спортивной площадке или в физкультурном зале. На специальной площадке, которая так же находится на территории ДОУ, с разметкой перекрестка с круговым движением проезжей части дороги, проводятся занятия в более реалистичной практической ситуации. В каждой возрастной группе детского сада оформлены центры по безопасности дорожного движения. Для проведения занятий по правилам дорожного движения имеются: костюмы для сюжетно-ролевых игр, модели средств регулирования, схемы перекрестков и улиц с дорожной разметкой, модели различных видов транспортных средств, атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм, настенные плакаты, модули, ширмы. А также были подобраны сюжетные иллюстрации, реалистично показывающие дорожные ситуации, игры дидактические и настольно-печатные, дорожные знаки, презентации и диафильмы, в которых можно наглядно просмотреть причины несчастных случаев, демонстрирующие интенсивность дорожного движения транспортных средств и регулирование их. Просматривая данную информацию, дети по-настоящему убеждаются в необходимости правильного поведения на дороге.
В начале работы над опытом была проведена первичная диагностика по комплексу методик Н. И. Клочанова и А. И. Замалеевой, по оценке сформированности у детей представлений о правилах дорожного движения. Результаты диагностики показали, что у большинства старших дошкольников не сформированы элементарные представления о правилах дорожного движения о том, как вести себя на дороге при прогулке; какие правила надо соблюдать при переходе проезжей части и. т.д. Таким образом, мы предположили, что кроме традиционных средств обучения в этом направлении более эффективным средством будут являться инновационные технологии работы с детьми. Многие из них были включены в тематическое планирование образовательной работы на учебный год и различные формы организации образовательных мероприятий.
В соответствии с перспективным планированием организовывалась практическая образовательная деятельность в формах: игровых, проектная деятельность, творческая мастерская, проблемные ситуации, ИКТ, здоровьесберегающие.
Рассмотрим более подробно организацию работы со всеми видами инновационных педагогических технологий работы с детьми по ПДД.
Игра — это основной и наиболее доступный для дошкольников вид деятельности. Ведь с помощью игры ребёнок воспринимает окружающий мир, перерабатывает полученные знания, впечатления, эмоции. Игровые средства представлены словесными, дидактическими, настольно-печатными играми: «Назови, то, о чем я буду рассказывать», «Слушай, думай и запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай дорожный знак по загадке», «Дорожный танграм», «Сложи дорожный знак», «Перепутанные картинки», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожная азбука», «Опасные дорожные ситуации». Играя в данные игры, дети учатся сравнивать, различать и группировать транспорт и другие предметы по внешним признакам, закрепляют свои знания по ПДД для пассажиров, велосипедистов, пешеходов. В игре дошкольники составляли интересные описательные рассказы о ситуациях, которые могут произойти на дороге, проигрывали, и сочиняли маленькие дорожные рассказы. Для этого использовались интересные и эффективные формы работы, такие как игры соревнования: «По дороге на зелёный свет», «Путешествие в страну дорожных правил». Обогащение жизненного опыта детей, совершенствование двигательных навыков и умений, ловкость, быстрота, координация движений, всё это результат подвижных игр по ПДД.
В группах достаточно широко используются атрибуты и макеты, как в совместной деятельности, так и индивидуально для сюжетно-ролевых игр: «Автосервис», «Транспортная компания», «Заправочная станция», модули и ширмы, костюмы полицейских и автослесаря, водителя.
В ходе совместной работы детям предлагаются педагогические ситуации. Основой для создания ситуаций стали реальные рассказы из жизни людей, художественная литература, просмотренные видеофильмы, иллюстративный материал. Педагогами были смоделированы ситуации негативного поведения детей в транспорте, предлагалось найти правильное решение и проиграть вновь ситуацию.
Применение информационных компьютерных технологий при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении [4].
Использование в своей работе интерактивной доски презентаций, анимации, позволили достичь более продолжительной концентрации внимания воспитанников, а также вызывать «живой» интерес к изучаемому предмету, что позволяет надежно закрепить вновь полученные знания.
В условиях проектной деятельности в обучении основам безопасного поведения на дорогах дети научились классифицировать транспорт, различать специфику транспорта, закрепили правила безопасного поведения на улице, в транспорте. Проектная деятельность предполагает различные виды деятельности и разнообразные формы работы: беседы по теме, «Как появился автомобиль», «Какие виды транспорта мы знаем», чтение художественной литературы, дидактические игры «Назови части машины», «Какой предмет лишний», создание мини-музея «Автосалон», изготовление машин из бросового материла и использование их в самостоятельной игровой деятельности.
Деятельность детей в творческой мастерской направлена на развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании. В своих работах дошкольники показывают креативность представления о ПДД, делятся своими знаниями со сверстниками. Творческие композиции, продуктивная деятельность, рисунки, поделки были по теме: «Впереди дорога», «Помни о ПДД», «Улицы нашего посёлка», «Водители и пешеходы», «Транспорт на улицах нашего посёлка» и т. д. В процессе своей работы ребята обменивались впечатлениями, учились работать в коллективе, общались.
Одним из важных направлений в образовательной работе являются целевые прогулки. Целевые прогулки проводятся по улицам поселка в разное время суток и года, дети с интересом наблюдают, как взрослые переходят улицу, транспорт пропускает пешеходов, педагоги знакомят с назначением дорожных знаков, правилами перехода улиц. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения [5]. На прогулках наблюдали за движением участников дорожного движения, различали виды транспортных средств, легковой, грузовой, пассажирский и т. д. Наблюдения проходят с беседой, рассуждением, выслушиванием историй дошкольников о произошедших с ними или их родственниками ситуаций на дороге. Целевые прогулки систематически проходили в течение всего учебного года, потому как необходимо было закрепить приобретённые у детей практические знания о правилах дорожного движения.
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н. Авдеевой, Р., Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным, Н. И. Клочановым, М. М Котик, О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгиной и др [3].
Работа по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения включает в себя дифференцированный подход, индивидуальные особенности и возможности каждого из детей. В детском саду организуется работа в соответствии с нормативно — правовыми документами, так как они являются правовой основой деятельности организации и содержат положения, основанные на нормах административного права и обязательные для исполнения.
Для обеспечения максимальной реализации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения, в детском саду создана развивающая многофункциональная предметно-пространственная среда (в соответствии с ФГОС), которая соответствует возрастным особенностям детей и содержанию Основной образовательной программы и программы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.
В процессе организации практической образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста была выполнена следующая работа:
— разработано перспективное планирование образовательной деятельности по теме опыта на учебный год;
— в соответствии с перспективным планом систематически организовывалась работа по формированию у дошкольников элементарных представлений о правилах дорожного движения;
— были разработаны и апробированы современные формы работы с дошкольниками, родителями и социальными партнерами.
Эта работа позволила увидеть положительную динамику сформированности представлений о правилах поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста, что можно было увидеть в процессе работы над опытом на третьем этапе.
На третьем этапе была проанализирована динамика сформированности представлений дошкольников о правилах дорожного движения по методикам А. И. Замалеевой и Н. И. Клочанова. Анализ выявил, что высокий уровень представлений о безопасном поведении на дорогах имеют 75 % детей, средний — 25 %, низкий уровень — 0 %. Информированность детей возросла на 65 %.
В результате был сделан вывод, что эффективность образовательного процесса направленного на формирование у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения повышается при соблюдении ряда условий:
— содержание образовательного процесса в ДОУ строится на принципе интеграции;
— педагогический процесс осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода;
— осуществляется преемственность работы ДОУ с родителями, другими учреждениями социума.
Ситуативные формы обучения, которые были использованы в данной работе, а также большое многообразие методов, средств и приемов, творческий поиск педагогов и родителей, дали возможность научить детей предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель безопасного поведения на дороге.
Иными словами, работа эта требует комплексного подхода, что является необходимым условием и залогом эффективной организации, залогом правильного руководства учебно-воспитательной работой по овладению детьми знаниями и умениями правил дорожного движения.
Результаты проводимой нами работы по обучению детей безопасному поведению на дороге и диагностики обследования знаний детьми показали положительную динамику развития каждого ребенка, у детей выработались твердые навыки безопасного поведения на улице, дети выполняют задания осознанно, лучше ориентируются в создавшейся ситуации. Городская комплексная проверка МДОУ «Детский сад № 1» по профилактике и предупреждению ДДТТ, проводимая сотрудниками ГИБДД и работниками управления образования, проходит на высоком уровне.
Данный опыт работа рассматривается не в краткосрочной, а в долгосрочной перспективе.
Литература:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/12/24/vospitatel-pervyy-uchitel-bezopasnogo-povedeniya-rebenka
- Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020–128 с.
- https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-pd-formirovanie-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-navykov-bezopasnogo-povedenija-na-doroge.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/informatika/2020/04/13/kompyuternye-tehnologii-po-obucheniyu-pdd
- https://almanah.su/tpost/s8in458z51-saitova-so-organizatsiya-raboti-po-profi