Роль Государственного совета в системе публичной власти Республики Татарстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 27.02.2024

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Гильмутдинова, А. А. Роль Государственного совета в системе публичной власти Республики Татарстан / А. А. Гильмутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 226-227. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111610/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются правовые характеристики Государственного совета Республики Татарстан, определяется роль законодательного органа в системе публичной власти субъекта Федерации.

Ключевые слова: публичная власть, законодательный орган субъекта Российской Федерации, роль законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Из анализа положений статьи 5 и 10 Конституции Российской Федерации [1] следует, что Российская Федерация является федеративным государством, следовательно, публичная (государственная) власть осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

При этом, органы публичной власти субъектов Федерации тоже работают по принципу разделения властей, в котором имеется свой законодательный орган, органы исполнительной власти и судебные органы, состоящие из мировых судей [2, с. 223].

Из юридической практики Российской Федерации следует, что термин «публичная власть» впервые нашел свое отражение в постановлении Конституционного суда Российской Федерации, в котором судебный орган определил его как широкое понятие, включающие в себя государственную власть на федеральном и региональном уровне и местное самоуправление [3].

Статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что единственным источником власти является народ, который может реализовывать свою власть как непосредственно, так и опосредованно — через органы государственной власти. Одним из таких способов представлять интересы граждан выступает законодательный орган субъекта федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти субъектов формируются ими самостоятельно. Особые полномочия органов власти субъектов реализуются во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, о чем свидетельствуют статьи 5, 11, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации.

Однако, Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 414-ФЗ) [4] устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти Российской Федерации, осуществляющие свои полномочия исходя из сотрудничества для эффективного решения проблем граждан, проживающих в конкретном регионе. При этом, органы исполнительной власти реализуют свои полномочия в области целостного и системного развития субъекта Российской Федерации, по проведению единой государственной политики, обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина и охране общественного порядка по предметам ведения Российской Федерации, субъектов России или совместного ведения [5].

Одной из разновидностью публичной власти субъекта Федерации является законодательная власть, под которой понимается постоянно действующий выборный орган государственной власти субъекта, осуществляющий законодательные функции, устанавливающий право субъекта принимать законы, определяющие статус субъекта, в том числе позволяющий реализовывать свои функции через комплекс организационно-правовых форм (сессии, деятельность постоянных и временных комитетов и комиссий, проведение парламентских (депутатских) и публичных слушаний).

Из положений п. 1–2, 12 ст. 7 Федерального закона № 414-ФЗ законодательный орган органа субъекта Российской Федерации представляет собой постоянно действующий, представительный и единственный законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Из положений статьи 9 Конституции Республики Татарстан [4] следует, что законодательную власть Республике Татарстан осуществляет Государственный Совет Республики Татарстан.

Порядок деятельности законодательной власти определяется Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами, законами Республики Татарстан и Регламентом Государственного Совета.

Согласно статьям 67–69 Конституции Республики Татарстан, Государственный совет — это парламент Республики Татарстан, который является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Татарстан, избирающийся сроком на пять лет и состоящий из 100 депутатов.

Основной формой работы парламента являются сессии, на которых решаются вопросы, отнесенные к ведению Государственного Совета. Традиционными формами деятельности Государственного Совета выступают выездные заседания комитетов, совместные заседания комитетов.

Государственный совет Республики Татарстан оказывает опосредованное влияние на исполнительную и судебную власти путем принимаемых законов, которые определяют правовое регулирование деятельности всех органов власти. На наш взгляд, указанные выводы прослеживаются в статье 77 Конституции Республики Татарстан.

Кроме этого, законодательная власть Республики Татарстан осуществляет контрольные полномочия, взаимодействуя с исполнительной властью, к ним следует, например, отнести право обращения с депутатским запросом (статья 72 Конституции Республики Татарстан), осуществление контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан и за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Татарстан (статья 81 Конституции Республики Татарстан), выражение недоверия либо отказ в доверии высшему исполнительному органу (статья 75 Конституции Республики Татарстан).

Государственный Совет Республики Татарстан занимает ведущее место в системе публичной власти Республики Татарстан, поскольку оказывает косвенное воздействие на деятельность органов исполнительной властей в силу того, что законами конкретизируются особенности организации и функционирования исполнительной власти. Законодательная власть Республики Татарстан осуществляет не только законодательное регулирование, но и контрольно-регулирующие функции, способствующие укреплению конституционной законности и формированию качественного правопорядка в субъекте федерации.

Главная задача парламента Республики Татарстан — принятие законов, имеющих юридическую силу, регулирующих важнейшие общественные отношения и реализуемых при помощи исполнительной и судебной власти. Указанное особенно прослеживается в статье 77 Конституции Республики Татарстан.

При этом одной из особенностей осуществления законодательных полномочий является принятие законов и опубликование их на русском и татарском языках, что соответствует положениям Конституции Республики Татарстан и не вступает в противоречие Конституции Российской Федерации.

Государственный совет Республики Татарстан самостоятельно осуществляет принадлежащие ему законодательные полномочия, не допускает вмешательство иных органов власти в его компетенции, если иное не установлено в федеральных законах и в разграничении ведения полномочий между Республикой Татарстан и Российской Федерацией.

Осуществление парламентом республики своих полномочий явно можно проследить в Стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года, согласно которому республика должна стать регионом с опережающими темпами развития, с высоким качеством жизни населения республики.

С учетом анализа вышеуказанных норм, нами делается вывод, что Государственный совет Республики Татарстан является значительным органом в системе органов публичной власти, сосредоточенным на осуществлении функций законодательного органа, призванным выражать волю многонационального народа, проживающего на территории республики, эффективно разрешая проблемы региона, исходя из сотрудничества всех ветвей власти.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. — 2020 — № 11 — Ст. 1416
  2. Назаренкова Н. В. Организация исполнительной власти в РФ, проблема «двойного подчинения» органов исполнительной власти в субъектах Федерации // Социосфера. — 2014. — № 2. — С. 223–226.
  3. Постановление Конституционного суда РФ от 15 января 1998 г. No 3-П «По делу о проверке конституционности статей 80, 92–94 Конституционности Республики Коми от 31 октября 1994 г. «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 532.
  4. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Собраниие законодательства Российской Федерации. — 2021. — № 52 (часть I) — Ст. 8973.
  5. Бурмистрова Ю. Ю. Законодательные новеллы в конституционно-правовом статусе органов государственной власти субъектов Российской Федерации // «Вестник Казанского юридического института МВД России». — № 3. — 2023 г.
  6. Конституция Республики Татарстан (введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII) // «Советская Татария». — 1992 г. — № 246–247.
Основные термины (генерируются автоматически): Татарстан, Российская Федерация, Конституция Республики, Государственный совет Республики, исполнительная власть, государственная власть, Государственный Совет, публичная власть, законодательная власть, законодательный орган.


Ключевые слова

публичная власть, законодательный орган субъекта Российской Федерации, роль законодательного органа субъекта Российской Федерации

Похожие статьи

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

В данной статье рассмотрены вопросы организации и осуществления парламентского контроля законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти

В статье проведен анализ соотношения понятий «государственное управление» и «судебная власть» на основе взглядов ученых прошлого и настоящего на взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти в процессе осуществления государственного управле...

Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

В статье раскрывается сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Особое внимание обращается на конституционное регулирование, а также на судебную практику. Раскрывается роль Конституц...

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Некоторые проблемы правового регулирования структуры и системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации на примере Брянской области

В статье отражены некоторые проблемы правового регулирования органов исполнительной власти в регионах, вызванные разнообразием существующих моделей построения и функционирования органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на пример...

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации

Особенности правового положения органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти Российской Федерации

В публикации рассматриваются ключевые аспекты правового положения органов внутренних дел в Российской Федерации, их место и роль в системе органов исполнительной власти. Анализируется законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел...

К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации

В данной статье рассмотрено местное самоуправление как основа конституционного строя. Проанализированы нормативные акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, а также рассмотрено воздействие местного самоуправления как основы кон...

Проблемы функционирования и перспективы развития структуры федеральных исполнительных органов власти в Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы функционирования структуры федеральных исполнительных органов власти, проблемы ее построения в рамках действующего законодательства. Проведенный анализ обосновывает необходимость реформирования существующей системы п...

Похожие статьи

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

В данной статье рассмотрены вопросы организации и осуществления парламентского контроля законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти

В статье проведен анализ соотношения понятий «государственное управление» и «судебная власть» на основе взглядов ученых прошлого и настоящего на взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти в процессе осуществления государственного управле...

Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

В статье раскрывается сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Особое внимание обращается на конституционное регулирование, а также на судебную практику. Раскрывается роль Конституц...

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Некоторые проблемы правового регулирования структуры и системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации на примере Брянской области

В статье отражены некоторые проблемы правового регулирования органов исполнительной власти в регионах, вызванные разнообразием существующих моделей построения и функционирования органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на пример...

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации

Особенности правового положения органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти Российской Федерации

В публикации рассматриваются ключевые аспекты правового положения органов внутренних дел в Российской Федерации, их место и роль в системе органов исполнительной власти. Анализируется законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел...

К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации

В данной статье рассмотрено местное самоуправление как основа конституционного строя. Проанализированы нормативные акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, а также рассмотрено воздействие местного самоуправления как основы кон...

Проблемы функционирования и перспективы развития структуры федеральных исполнительных органов власти в Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы функционирования структуры федеральных исполнительных органов власти, проблемы ее построения в рамках действующего законодательства. Проведенный анализ обосновывает необходимость реформирования существующей системы п...

Задать вопрос