В статье исследуется взаимосвязь между архитектурой и кинематографом.
Ключевые слова : архитектура, кинематография, взаимосвязь видов искусства, пространство кадра.
Архитектурный язык в кино представляет собой уникальный и мощный инструмент режиссерского искусства, способный глубоко воздействовать на восприятие зрителей и раскрывать дополнительные слои смысла в кинематографическом произведении. Архитектурные элементы, такие как местоположение, композиция, декорации и пространственная организация, несут в себе не только функциональную нагрузку, но и служат средством передачи эмоциональных, социокультурных и символических аспектов.
Целью настоящего исследования является более глубокое понимание роли архитектурного языка в кино и его влияния на восприятие и интерпретацию зрителей. Мы стремимся проанализировать, как архитектурные решения в кинематографе используются для создания атмосферы, передачи настроения и раскрытия сюжетных элементов. Дополнительной целью является выявление тенденций и изменений в использовании архитектурного языка в кино с течением времени и в различных культурных контекстах.
Это исследование предоставит важные научные и практические выводы, способствуя расширению знаний о взаимосвязи между архитектурой и кинематографом. Полученные результаты могут быть применены в области искусства, дизайна и культурных исследований, а также могут стать основой для дальнейших исследований в области кинематографии и визуальных искусств.
Впервые тема «Архитектура и кино» была представлена в 1926 году К. С. Мельниковым в труде «Мир художника» [5], данная тема в течение XX века привлекала внимание исследователей. В своей лекции «Кино и архитектура» знаменитый конструктивист сопоставляет предметы двух искусств, исследуя их творческие методы и практические результаты на уровне того времени. В заключение он делает уверенное заявление о том, что «в своих достижениях оба искусства будут дополнять друг друга, и их совместная работа может создать невиданную до сего времени силу художественного воздействия на человека». В различные периоды значимость разработки этого направления подчеркивали такие выдающиеся личности мировой культуры, как Ле Корбюзье, С. Эйзенштейн, Р. Колхаас, Ф. Л. Райт, В. Вендерс.
В 1960-е — 1970-е годы было проведено несколько исследований, нацеленных на поиск оптимальных способов внедрения киносредств в архитектурно-проектное творчество. Раскадровка и разработка сценариев в проектировании рассматривались как эффективные инструменты для создания более детализированных проектов, близких к реальному восприятию. Среди исследователей, занимавшихся этой темой, были Э. М. Климов [3], В. В. Лазарев [4], Е. Л. Беляева [2] и другие.
Пик исследовательского интереса пришёлся на последнее десятилетие XX и начало XXI века — период технического прорыва в области высоких технологий и мультимедиа. Но они не нашли отражения в теории и практике казахстанской архитектуры.
В основном, этот период выделяется работами исследователей из зарубежных стран, посвященными изучению стилевых особенностей американского искусства. Эти исследования затрагивают одновременно фильмы и архитектурные творения этого времени, а также раскрывают влияние кинематографа на городскую культуру в XX веке. Особое внимание уделяется роли архитектуры в смысловой и образной структуре фильмов, исследованию категорий скорости и динамики в современной архитектуре, а также влиянию технических открытий на культуру в целом и на архитектурный процесс. К примеру: Juhani Pallasmaa в своей работе «The Architecture of Image: Existential Space in Cinema» [15] рассматривает влияние кинематографии на восприятие архитектуры и пространства. David Clarke в работе «The Cinematic City» [8] исследует взаимосвязь между городской архитектурой и кинематографией. В книге «Film Architecture: Set Designs from Metropolis to Blade Runner» написанной Dietrich Neumann [13] рассматривается роль архитектуры в создании визуального стиля в кино, начиная с фильма «Метрополис» Фрица Ланга. Anthony Vidler в своей работе «The Architectural Uncanny: Essays in the Modern Unhomely» [16] — обсуждает взаимосвязь между архитектурой и нечистотой, что может быть интересным в контексте анализа архитектурных элементов в фильмах. Markus Miessen в книге «Screened City» [12] — говорил, как технологии воздействуют на городскую архитектуру и как города предстают на экране. Еще одна книга Juhani Pallasmaa, в которой обсуждается влияние чувств на восприятие архитектуры, что может быть важным в контексте анализа кинематографии- «The Eyes of the Skin: Architecture and the Senses» [14].
Архитектурный язык в кино: Теоретический аспект
1. Введение в архитектурный язык в кино
Архитектурный язык в кино представляет собой уникальный комплекс визуальных и пространственных элементов, используемых режиссерами для создания смысла, атмосферы и глубины визуального повествования. Важность архитектурного языка проявляется в его способности взаимодействовать с зрителями на эмоциональном, культурном и символическом уровне.
«Время развлечений» (1967):
— Режиссер: Жак Тати.
— Создан уникальный город Тативиль, пародирующий современный Париж.
— Архитектурное пространство становится одним из главных действующих лиц в фильме.
2. Архитектурный язык как носитель смысла
Теоретики кинематографа, такие как Сергей Эйзенштейн [7] в своей работе «Искусство и кинематограф», а также Рудольф Арнхейм в «Искусстве и восприятии» [1], подчеркивают важность визуальных элементов в создании кинематографического смысла. Архитектурный язык выступает в роли дополнительного средства передачи информации, позволяя режиссерам создавать не только пространственные кадры, но и зримые символы.
«Метрополис» (1927):
— Режиссер: Фриц Ланг.
— Город Метрополис в фильме символизирует борьбу классов и средства производства.
— Архитектурный язык сочетает элементы ар-деко, экспрессионизма и функционализма.
— Вавилонская башня — выразительный символ в фильме.
3. Пространственная композиция и нарратив в архитектуре
Пространственная композиция в кино играет ключевую роль в структуре повествования. Архитектурные элементы, такие как аранжировка объектов и использование планов, способны влиять на восприятие времени, создавать напряжение и обогащать смысловые слои кинематографического повествования.
«Бегущий по лезвию» (1982):
— Режиссер: Ридли Скотт.
— Город будущего, где архитектура сочетает современные и киберпанк-элементы.
— Небоскребы, рекламные вывески и темная атмосфера создают уникальный мир.
4. Эмоциональная и социокультурная зарядка архитектурных элементов
Теории феноменологии пространства, предложенные Морисом Мерло-Понти [6] в «Феноменологии восприятия» и Джеймсом Джибсоном [10] в «Экологической психологии», указывают на то, что восприятие окружающего пространства является неотъемлемой частью человеческого опыта. В кино архитектурный язык становится средством вызова эмоций и ассоциаций, основанных на культурных и социокультурных контекстах.
«Великий Гэтсби» (2013):
— Режиссер: Баз Лурман.
— Экранизация романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.
— Особняк Гэтсби, его вечеринки и атмосфера роскоши создают эмоциональный фон для истории о любви, американской мечте и трагедии.
— Архитектурные детали, яркие интерьеры и ночные виды Нью-Йорка воплощают дух эпохи и социокультурные аспекты.
5. Символика и метафоры архитектурного языка
Работа лингвиста Джорджа Лакоффа «Метафоры, которыми мы живем» [11], обосновывают использование архитектурных элементов как языковых символов и метафор в кинематографе. Архитектурные детали, такие как дома, мосты и города, могут служить аллегориями, обогащая смысл фильмов и обеспечивая глубокий культурный контекст.
«Престиж» (2006):
— Режиссер: Кристофер Нолан.
— Архитектурные детали театров и лабораторий становятся символами соперничества, обмана и стремления к совершенству.
6. Эволюция архитектурного языка в кинематографе
Исследования киноведа Дэвида Боруэля «Основы кинокритики» [9] подчеркивают изменчивость и разнообразие архитектурного языка в различных периодах и культурных традициях киноискусства. Эта эволюция отражает изменения в обществе, технологии и художественной эстетике.
В то же время стоит отметить, что художественные и концептуальные аспекты киноискусства либо остаются вне поля зрения архитекторов и исследователей, либо недостаточно изучены. Технические возможности применения кино в архитектурном проектировании были подробно рассмотрены в работах XX века, но требуют существенного обновления или полного пересмотра, учитывая современные высокотехнологичные реалии. Использование современных возможностей кино и мультимедиа в архитектурном проектировании сейчас слишком сосредоточено на технологиях и недостаточно уделяет внимания художественным, концептуальным и философским аспектам. В общем, вопрос о взаимодействии кино и архитектуры требует внимательного изучения, учитывая современные вызовы и более широкое понимание проблемы.
Литература:
- Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм: пер, с англ. / М.: Стройиздат, 1984. — 191 с.
- Беляева Е. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. / — М.: Стройиздат, 1977. — 127 с
- Климов Э. Проектно-художественное моделирование восприятия застройки (кинематографический метод) / — М., -1977. — 150 с.
- Лазарев В. Архитектурное проектирование и фактор времени в зрительном восприятии общественных комплексов / — М., 1978. — 159 с.
- Мельников К. Мир художника / — М.: Искусство, 1985.-331с
- Мерло-Понти М. / Феноменология восприятия: пер, с англ. / 1945.Санкт-Петербург: «Ювента» «Наука», 1999. 605с
- Эйзенштейн С. Монтаж. Избранные произведения, в 6 т. Т.2 / Искусство, 1964. — 567 с
- David Clarke / The Cinematic City / -Routledge, 1997. -264 с
- David Jay Bordwell / Poetics of Cinema — Berkeley: Routledge, 2008. -512 с
- James Jerome Gibson / The Ecological Approach to Visual Perception / Boston: Houghton Mifflin / 1979. -346 с
- George Lakoff with Mark Johnson. / Metaphors We Live By. / University of Chicago Press, 1980. -242 с
- Markus Miessen / Screened City / -Berlin / 2017. -305 с
- Dietrich Neumann / Film Architecture: Set Designs from Metropolis to Blade Runner / Prestel. 1996. -207 с
- Juhani Pallasmaa / The Eyes of the Skin: Architecture and the Senses / Wiley / 1996. -144 с
- Juhani Pallasmaa / The Architecture of Image: Existential Space in Cinema/ Rakennustieto / 2001. 184 с
- Anthony Vidler / The Architectural Uncanny: Essays in the Modern Unhomely / The MIT Press / 1992. -278 с