В свете современных преобразований дошкольное воспитание отличается инновационностью. Оно не просто кардинально меняет формы, методы обучения, реалии взаимоотношений субъектов образовательного процесса, оно требует принципиального обновления сущности важных понятий и категорий дошкольной педагогической науки. Суть образования и миссия педагога в ней осознается как содействие формированию личности человека, его эффективной социализации, социального становления образа собственного Я путем присвоения культурных достижений с помощью различных учебных средств.
Тема игры как способа жизни ребенка, средства его реализации, всегда будет актуальной в жизнедеятельности детей. Игре посвящены трактаты, многочисленные научные работы (диссертации, монографии, статьи), методические разработки. Исследование игры в современных условиях осуществляется в достаточно широком проблемном кругу. И все же мы чувствуем, что эта тема остается открытой.
Игра занимает центральное место в организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении. Игра насыщает каждый день, каждую минуту жизни дошкольника. Она является одной из самых значимых форм обучения и развития детей. Однако взрослые не всегда корректно определяют свою роль, свое место в детской игре, пытаясь навязать детям собственные сюжеты и правила. Игра является деятельностью в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоения детьми социального опыта.
В Национальной стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года подчеркивается, что ключевым концептуальным и ценностным ориентиром современного дошкольного образования является социальное развитие личности как субъект культуры, его самодетерминация в становлении «Ребенок» — «социум». Социализация — сложный процесс социального развития личности, который предусматривает постепенное вхождение и ориентирования в обществе, системе социальных ролей, формирование самосознания, становления социальной идентичности личности. Поскольку социализация — двусторонний процесс, она охватывает: с одной стороны, присвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой — активное воспроизведения этой системы индивидом в его деятельности.
Оптимальная интеграция человека с социумом определяется не только генетически переданной информации, но и становится возможной вследствие приобретенных знаний и опыта Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных воздействий мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей; с другой — отношением к этому самому индивиду, актуализацией личного «Я», раскрытием своего творческого потенциала.
Игра — наиболее доступный, естественный и любимый вид детской деятельности, универсальный способ переработки полученных от окружающего мира впечатлений, позволяет ребенку выявить особенности мышления и представление, ее эмоциональность, активность, развивает потребность в общении. С помощью игры можно пробуждать познавательный интерес к окружающей среде, фантазию, учить правильно строить диалог, положительно влиять на физическое и психическое состояние детей, развивать коммуникативные и интеллектуальные способности. Игра стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, учит прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. Известные педагоги (К. Ушинский, Ж. Пиаже, К. Гарви, Е. Шварцман) и психологи (Д. Эльконин, Л. Выготский, Д. Мид) утверждают, что дошкольный возраст — это особый период жизни ребенка, в течение которого ведущей деятельностью является игра, а педагог может опосредованно влиять на процесс социализации.
Анализ психолого-педагогической литературы помог определить виды игр, которые наиболее существенно влияют на процесс социального становления дошкольников. Это не только ролевая игра, режиссерская игра, дидактическая игра, но и игра понарошку — это активная форма экспериментального поведения, имеет социализированный эффект, и зависит от мировоззрения того, кто играет, или является участником игры.
Дошкольные годы-годы игры понарошку. Мир дошкольника полон фантазий. Трудно догадаться, кем он представляет себя в тот или иной момент. Чаще приходится встречаться с играми, которыми начинается каждое утро. Самые типичные игры «в корабли» и «кровати». Совершенно непонятно, почему дети, у которых есть прекрасные кроватки, мастерят себе их подобия из диванных подушек и ковриков, просыпаясь ни свет ни заря. Как, впрочем, остается непонятным и то, что тот час забираясь туда, они притворяются спящими. Да-да, именно так они и делают! Конечно, игра на этом не заканчивается. Со временем она усложняется; к трем-пяти годам она развивается. Они покидают свои постельки, чтобы сходить за «покупками», приготовить «завтрак» и усесться с важным видом, попивая «чай» и закусывая «хлебом», ведя «светскую» беседу.
Для одних детей игра понарошку является социальной игрой, требующей обращения к другому, возможно, воображаемому персонажу, и никогда не возникает, когда ребенок остается один. Другие дети живут в мире своих фантазий с утра до ночи. Таких детей большинство. Порой мир этот не терпит присутствия других. Однажды мы наблюдали замысловатую игру одной маленькой девочки. Она играла с подушками. Они превращались то в лошадей, то в машины, становились сумками для покупок. Она готовила им еду и читала книжки, даже укладывала подушки спать. Девочка не избегала других детей, но при первой возможности уходила в мир своих фантазий. Мы наблюдали за ней почти неделю, и все это время она ни с кем не делила своего мира. Являясь единственным ребенком в семье, страдая сильнейшими приступами астмы, девочка, очевидно, привыкла развлекать себя сама. Но все-таки большинство детей по возможности разделяют свою игру с другими ребятами. Не стоит беспокоиться, если малыш предпочитает играть в одиночестве.
Почему они так играют? Вряд ли кто знает, но существуют некоторые предположения. Дети начинают играть понарошку, когда учатся говорить. Игра усложняется с развитием речи и умственной активности ребенка, достигая своего предела к концу дошкольного возраста. Затем происходит спад интереса к такого вида играм. Связь между развитием ребенка и его игрой понарошку пока остается недоказанной. Более вероятным является тот факт, что игра понарошку относится к умственным процессам, которые развиваются параллельно с речью. Фантазируя, ребенок производит действия, постигая на собственном опыте идеи, мысли и эмоции, проигрывая свои отношения с другими детьми.
Одни дети используют игру понарошку для проработки эмоциональных проблем, другие- для определения своих отношений с родителями и друзьями. Не стоит искать скрытый смысл в этих играх. Обычно они отражают не более чем сиюминутные интересы ребенка; то, что происходит дома или в детском саду, дает представление о взгляде на мир глазами ребенка.
Приведем несколько примеров игр понарошку.
«Саша говорит».
Это старая, испытанная любимая игра. В нее обычно играют дети постарше, но малыши с двух до четырех лет получают от нее еще больше радости и пользы. Это идеальная коллективная игра. Начинается она словами взрослого: «Дотроньтесь руками до головы!" И сам он демонстрирует это. Дети должны повторить движение. Игра постоянно начинается с одной и той же фразы, но команды и соответственно демонстрация показа меняются. Если вы просто отдадите команду и пропустите вводные слова: «Саша говорит», а ребенок выполнит вашу команду, невзирая на это, он выбывает из игры. Пусть все дети по очереди выступят в роли Саши, или можно им предложить назвать свое имя.
Водящий должен быть виден играющему очень хорошо. Правильно копируя ваши движения, ребенок совершенствует свои навыки. Эта игра развивает речь ребенка, так как выступая в роли водящего, он должен описать словами действия команды.
«Охота на тигров».
В эту сложную игру понарошку лучше играть небольшой группой или даже с одним ребенком. Идея игры- подражать охотнику, крадущемуся по следам лютого тигра-людоеда, которого нужно поймать сетью и отправить в зоопарк. Для этой игры потребуется довольно большая комната или еще лучше, если это будет сад или двор. Вы возглавляете экспедицию и описываете свои действия и поступки детям. Они следуют за вами. В хорошую охоту входят: взбирание на гору, прорубание через джунгли, преодоление вплавь реки, кишащей крокодилами, первая встреча с тигром, выслеживание тигра, его поимка сетью и триумфальное возвращение домой. Когда дети привыкнут к новой игре, пусть они по очереди берут на себя роль ведущего.
В этой игре они получают физическую закалку: учатся владеть своим телом и контролировать движение.
«Мой дом».
Постройка всевозможных жилищ очень популярна среди детей. Игра понарошку требует создания некого маленького мира, в котором живут персонажи этой игры. Ребенок и сам может справиться с постройкой, но у взрослого больше опыта, и его неожиданные архитектурные решения могут обогатить игру. Не забывайте, что новая «обитель» ребенка- это барьер остальному миру. Это его микромир. Он создал его и живет в нем.
«Пройдись, как мартышка».
Эта игра подойдет как для одного ребенка, так и для группы детей. Идея ее- подражать движениям и повадкам животных. Изображая мартышек, дети передвигаются на четырех конечностях, причем руки должны быть прямыми. Лягушки прыгают на всех четырех лапах, краб ползает боком, у пингвина лапы не сгибаются и носки расставлены в стороны, кенгуру прыгает вперед- задние лапы вместе, чуть расставлены в стороны, передние поджаты к груди.
Эта игра хорошо развивает воображение ребенка. Подражая, он развивает навыки обучения. Игра станет еще увлекательнее, если предложить детям озвучивать животных.
«Картонные замки».
Ненужные вещи, которые мы часто отправляем в мусор, пользуются порой большей популярностью у детей, чем готовый конструктор. Например, для крупных построек лучший строительный материал- картонные коробки. Из нескольких коробок при помощи крепкой ленты, клея и красок ребенок может сделать все, что угодно: трактор, поезд, корабль, машину или ракету. А если эти поделки еще и обыграть, это придаст игре еще большее очарование. Для группы ребятишек средневековый замок имеет практически бесконечный интерес. Поставьте сценку о том, как Король был похищен Принцем Темноты в мрачный замок Смерти. И прежде чем осаждать его, а затем разрушить, дети должны придумать себе доспехи и построить сам замок. Не забудьте закрепить за каждым ребенком определенную роль.
Поделка доспехов и строительство замка требуют от ребенка как изобретательности, так и определенных навыков. Заключительная сцена разрушения замка обычно проходит очень бурно.
«Мой магазин».
Большинство маленьких детишек любят играть во взрослых. Выполнение взрослой работы в магазине займет ребенка на несколько часов. Соберите как можно больше пакетов из-под продуктов, пусть малыш принимает участие в этом вашем занятии. Для прилавка можно использовать большую коробку, а для кассы- упаковку из-под яиц. Позже, если у ребенка не пропадет интерес к этой игре, вы можете купить ему «настоящую» кассу. Навещайте «магазин» чаще- ведь у него обязательно должны быть покупатели.
Организация магазина развивает творческие способности ребенка. Кроме того, он получает первые математические представления, столкнувшись с деньгами и количеством покупок.
Через игру понарошку дети проверяют на практике смысл новых идей и понятий. Она помогает им осваивать окружающий их мир.
Итак, анализируя научные работы отечественных и зарубежных исследователей, мы пришли к выводу, что игры понарошку имеют социальную направленность и могут эффективно влиять на процесс социализации дошкольника, а постепенное и систематическое их использование служит эффективному становлению личности дошкольника в дошкольных образовательных учреждениях.
Литература:
- Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе. — М., 1989.
- Аникеева Н. П. Педагогика и психология игры. — М., 1990.
- Арсентьева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие. — М: ФОРУМ, 2008. 144 с.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 1986.
- Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982, № 4.
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966, № 6 (Internet — www.psychology-online.net).
- Рубинштейн С. Л. Основа общей психологии. Т. 2. — М.: Педагогика, 1989.
- Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении. — М.: Просвещение, 1992
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. — Избр. психол. труды. — М., 1969, с. 55–230.
- Фрейд З. О психоанализе. — М., 1911. — 67 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. Москва: Просвещение, 1978. 308 с.
- Данилова, Е. О. Роль игры в социальном становлении личности дошкольника. Игры понарошку / Е. О. Данилова. — Текст: электронный // Солнечный свет: [сайт]. — URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/rol-igry-v-socialnom-stanovlenii-lichnos.16622002908/?/?/?history=9&pfid=1&sample=0&ref=0 (дата обращения: 28.02.2024).