Анализ и тенденции производства и реализации алкоголя на рынке России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 28.02.2024

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Волков, С. В. Анализ и тенденции производства и реализации алкоголя на рынке России / С. В. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111649/ (дата обращения: 16.11.2024).



Алкоголь всегда был популярен, поскольку человек употреблял его на всем жизненном пути, (например, причащение вином в христианстве), в культуре России алкоголь так же играет не малую роль, люди «проставляются» после повышения или приобретения какой-либо крупной покупки, а праздники редко проходят без увеселительных напитков.

Ключевые слова: алкоголь, анализ рынка, производство алкоголя, реализация алкоголя.

Оценка рынка алкоголя через сравнение производства и розничной реализации поможет узнать, насколько рынок данной продукции востребован, предпочтения людей на рынке и спрос на конкретные виды алкоголя и тенденции на увеличение или уменьшение потребления, так же можно оценить влияние экспорта и импорта алкоголя, оценить развитие отрасли в России.

В статье используются несколько различных видов алкогольной продукции:

  1. Водка
  2. Коньяк
  3. Винная продукция (в нее входят: вино, вино ликерное, напитки винные)
  4. Вино фруктовое
  5. Игристое вино (российское шампанское и импортные игристые вина)
  6. Пиво

Вино фруктовое и шампанское вынесены в отдельные категории в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами, принятыми в различные годы в России:

  1. ФЗ 468 «О виноградарстве и виноделии в РФ» от 26 июня 2020 года.
  2. Письмо от 6 апреля 2020 № 03–14–15/26837 к 468-ФЗ.

Согласно данным документам следует, что итогом виноделия, контролируемым ФЗ 468, может считаться только продукция, полученная из винограда либо содержащая продукты его переработки, а шампанским имеет право называться только продукт, произведенный на территории России, в то время как импортные напитки, именуемые ранее шампанским, стали считаться «игристым вином», а фруктовое вино в соответствии с этим ФЗ, больше не является вином, поскольку не содержит винограда или продуктов его переработки

Таблица 1

Производство алкогольной продукции

2017

2018

2019

2020

2021

2022

I1

79 787.1

78 613.3

83 594.6

79 460.1

80 930.6

84 056.3

I2

8 614.8

8 353.8

9 193.9

8 183.6

7 984.7

8 820.9

I3

54 940.3

56 282.6

62 335.5

42 271.5

36 415.9

38 250.6

i4

15 060.1

14 156.6

11 725.7

14 829.1

10 931.3

10 729.7

I5

12 774.6

12 443.2

13 205.5

13 248.3

12 919.7

16 180.7

I6

686396.4

683466.4

676413.8

694398.4

703881.8

704100.6

Водка. Изменение производства составило 5.35 %, в среднем, изменение в год составило 3.39 %, пиковое значение производства наблюдалось в 2022 г. (84056.3 тыс. дал.,) наименьшее количество произведенной водки было в 2018 г., (78613.3 тыс. дал). Динамика производства водки следующая: 2017–2018 (-1.47 %), 2018–2019 (6.34 %), 2019–2020 (-4.95 %), 2020–2021 (1.85 %), 2021–2022 (3.86 %).

В абсолютных значениях производство коньяка более стабильно, чем производство водки, но пропорционально, производство коньяка показало себя как менее устойчивое. Количество произведенного коньяка каждый год заметно отличалось от предыдущего. Общее производство товара возросло к 2022 г. на 2.39 %, в среднем, ежегодное изменение составило 7.4 %. Пик производства коньяка наблюдался в 2019 г. (9193.9 тыс. дал), минимальное производство за данный период наблюдается в 2021 г., оставаясь на отметке в 7984.7 тыс. дал. Динамика производства коньяка следующая: 2017–2018 (-3.03 %), 2018–2019 (10.06 %), 2019–2020 (-10.99 %), 2020–2021 (-2.43 %), 2021–2022 (10.47 %).

У винной продукции в период 2017–2022 заметно более сильное изменение производства, чем у иных алкогольных продуктов, -30,03 % на момент 2022 г., в среднем изменение в год составило 10.35 %, пиковое значение наблюдается в 2019 г., (62355.5 тыс. дал.), а наименьшее число в 2021 г, (36415.9 тыс. дал). Динамика производства следующая: 2017–2018 (1.92 %), 2018–2019 (8.59 %), 2019–2020 (-27.9 %), 2020–2021 (-10.25 %), 2021–2022 (3.87 %)

Так же, снижение производства наблюдается у фруктового вина. В целом, изменение с 2017–2022 составило -28.75 %, в среднем, изменение в год составило 15.55 %. Пик производственной активности наблюдается в 2017 г. (15060,1 тыс. дал), минимальное производство в 2022 г. (10729,7 тыс. дал). Динамика производства следующая: 2017–2018 (6 %), 2018–2019 (17.17 %), 2019–2020 (26.47 %), 2020–2021 (-26.28 %), 2021–2022 (-1.84 %.).

При рассмотрении производства игристого вина в период 2017–2022 стоит обратить внимание на то, что идет иная отличная от винной продукции и фруктовых вин тенденция: производство выросло на 26.66 %. Среднее изменение в год составило 7.35 %, наибольшее количество произведенной продукции можно заметить в 2022 г. (16 180.7 тыс. дал), наименьшее же в 2018 г. (12 443.2 тыс. дал). Динамика производства следующая: 2017–2018 (-2.59 %), 2018–2019 (6.13 %), 2019–2020 (0.32 %), 2020–2021 (-2.48 %), 2021–2022 (25.24 %).

Пиво является, несомненно, алкогольным напитком с самой крупной долей в объеме всего производства алкоголя на территории РФ и за период 2017–2022, общее изменение производства составило 2.58 %, наибольшее объем производства можно заметить 2022 г. (704100.6 тыс. дал), а наименьшее, в 2019 (676413.8 тыс. дал), динамика производства следующая: 2017–2018 (-0.43 %), 2018–2019 (-1.03 %), 2019–2020 (2.66 %), 2020–2021 (1.37 %), 2021–2022 (0.03 %).

Исходя из представленной информации, можно предположить, имеют место быть следующие тенденции, охватывающие всю Россию:

1) Мы можем заметить, что производство алкоголя (за исключением пива) крепчает. Доля крепкого алкоголя (водка, коньяк) в 2017 составляла 51.64 %, из которых 46.61 % приходится на водку, а уже к 2022 г. доля крепкого алкоголя в производстве составило 58.77 %, из которых 53.18 % являются водкой. Рост производства крепкого алкоголя был постепенным, однако, особенно возрос он в 2022 г. и а также после начала СВО, рынки алкогольной продукции несколько освободились от иностранных товаров, что позволило нарастить отечественное производство.

2) Производство винной продукции (кроме игристого вина) заметно снизилось, особенно этот спад становится заметен после 2019 г., что может быть обоснованно запретом использовать импортный виноматериал для производства вина, однако, в связи с этим возникла проблема: недостаток российского виноматериала для полного обеспечения производства сырьем

3) в период 2017–2021 наблюдается определенная тенденцию у водки: ее производство в этот период имело цикличную форму. Ежегодно, после роста следовал спад производства, если в 2017–2018 гг. заметен рост, то уже 2018–2019 заметно снижение производства, а последующие периоды дублируют этот цикл, однако, 2022 заметно выбивается из картины, что вполне может быть следствием замещения иностранного крепкого алкоголя водкой и наращивание мощностей производителей, с целью занять освободившуюся нишу.

Таблица 2

Розничная реализация алкогольной продукции

2017

2018

2019

2020

2021

2022

I1

72 693,70

73 988,40

73 435,90

73 752,0

73 396,3

77 678,3

I2

10 541,20

11 511,40

11 995,30

11 811,20

12 199,4

12 840,6

I3

63 674,60

63 966,20

65 878,90

57 750,70

48 301,6

42 376,8

I4

11 324,30

14 532,60

11 319,80

13 283,4

12 508,6

10 148,4

I5

16 859,30

16 904,40

17 123,00

17 824,8

19 343,9

20 942,3

I6

659586,7

654622,0

646454,6

670302,5

672040,3

665685,6

Стоит обратить внимание на розничную реализацию алкогольной продукцию, которая заметно отличается от производства, поскольку на рынке присутствует не только товар, произведенный в России, но и импортный.

Рассматривая розничную реализацию водки, в течение времени до 2022 г., изменение было не столь значительным, как изменение производства, лишь в самом 2022 году произошло заметное повышение продаж водки. Итоговое изменение за период 2017–2022 составило 6.86 %. В данной периоде среднегодовое изменение реализации составляет 1.85 %. Пик продаж наблюдается в 2022 г. (77 678.30 тыс. дал), минимальное же значение в 2017 г. (72693.7 тыс. Дал). Реализация водки за это время была следующей: 2017–2018 (1.78 %), 2018–2019 (0.75 %), 2019–2020 (0.43 %), 2020–2021 (0.48 %), 2021–2022 (5.83 %).

Если обратить внимание на коньяк, то можно заметить, что розничные продажи коньяка постепенно возрастают в период с 2017 по 2019, после чего снижается в 2020 году, возвращаясь к росту до 2022 г. включительно. Всего, с 2017 по 2022 гг., спрос на коньяк изменился на 21.81 %, среднее ежегодное изменение составило 4.7 %, пик розничной реализации пришелся на 2022 г. (12840,6 тыс. дал), наименьшее — в 2017 г. (10541,2 тыс. дал). Динамика спроса на коньяк следующая: 2017–2018 (9.20 %), 2018–2019 (4.20 %), 2019–2020 (-1.53 %), 2020–2021 (3.29 %), 2021–2022 (5.26 %).

В винной продукции, в ней, можно заменить самое сильное изменение спроса, которое в период 2017–2022 гг. составило 33,45 %, В среднем, ежегодное изменение динамики составило 5.78 %. Больше всего винных напитков было продано в 2019 г. (63674,6 тыс. дал), меньше всего в 2022 г. (42376,8 тыс. дал). За данный период наблюдается следующее изменение спроса на винную продукцию: 2017–2018 (0,46 %), 2018–2019 (2,99 %), 2019–2020 (-12,34 %), 2020–2021 (-16.36 %), 2021–2022 (-12.27 %).

Спрос на фруктовое вино один из самых непостоянных, он колеблется в достаточно широком диапазоне, однако, в 2022 г. заметно окончательное на данный момент времени преобразование спроса: он снизился на 7.81 %. Точка максимума продаж фруктового вина наблюдается в 2018 г. (14532,6 тыс. дал), минимум — в 2022 г.(10148,4 тыс. дал), в то время как изменение розничного сбыта следующее: 2017–2018 (28.33 %), 2018–2019 (-22.11 %), 2019–2020 (17.35 %), 2020–2021 (-5.83 %), 2021–2022 (-18.87 %).

Игристые вина за данный промежуток времени заметно возросли в популярности: спрос вырос на 24.22 %, и если минимальные продажи наблюдаются в 2017 г (16859,3 тыс. дал), то пик в 2022 г. (20942,3 тыс. дал), среднегодовое изменение спроса составило 4.49 %, спрос ни разу не снижался за данный временной промежуток и имеет следующую динамику: 2017–2018 (0.27 %), 2018–2019 (2.29 %), 2019–2020 (4.1 %), 2020–2021 (8.52 %), 2021–2022 (8.26 %).

Пиво, продажи данного вида алкоголя в период с 2017–2022 гг. изменились на 0.92 %, а среднее значение изменения в год составило 1.38 %, однако, пиво, как можно заметить, является не только самым производимым алкогольным напитком, но и самым потребляемым, и в год пиковых продаж, 2021 г. (672040,3 тыс. ал), а в наименьшее, в 2019 г. (646454,6 тыс. дал). Динамика реализации пива в данный промежуток времени следующая: 2017–2018 (-0.75 %), 2018–2019 (-1.25 %), 2019–2020 (3.69 %), 2020–2021 (0.26 %), 2021–2022 (-0.95 %).

Исходя из полученной информации, можно сделать вывод о следующих тенденциях:

  1. Винная продукция, исключая шампанское начиная с 2020 года теряет для покупателя интерес, заметно резкое сокращение розничных продаж. Снижение рынка на треть можно обосновать различными причинам, одна из которых — повышение закупочной цены на виноград, виноматериал, сусло в следствии ряда факторов: появлением акциза на виноград, виноматериалы и фруктовое сусло в 2020 г., повышение цены на виноград в следствии его дефицита после принятия закона, запрещающего использовать импортное сырье, повышение закупочных цен для импортных бочек, сельхозтехники и иного необходимого для производства оборудования из-за ослабления национальной валюты. Это в итоге сделало винную продукцию более дорогой и менее привлекательной для потребителя.
  2. Мы можем заметить, что производство водки имеет похожую тенденцию на спрос, чередуя рост и снижение. На рост спроса с 2018 г. могло повлиять введение системы ЕГАИС 3.0, веденной в первом квартале 2018 г., что осложнило торговлю контрафактной водкой, однако не решает проблему реализации продукции, не являющейся алкоголем (спиртосодержащие жидкости и самогон), которая все так же реализуется на нелегальном рынке.
  3. Можно предположить, что рост производства связан с восстановлением спроса на алкоголь во время карантина, связанного с коронавирусом, во время которого зажиточные россияне стали меньше путешествовать из-за закрытых границ и, следовательно, тратить больше денег в России, в том числе и на алкоголь, помимо этого, на спрос имеет влияние повышенного стресса, связанного с социальной, экономической и пандемической обстановкой в России, что так же повышает уровень спроса на различные алкогольные напитки
  4. Рост игристых вин. Данное изменение как реализации, так и производства может быть связанно с законом ФЗ 468, который способствовал появлению на рынке именно российской продукции, которая будет несколько дешевле, чем импортные товары благодаря более низким расходам на транспортировку, меньшему количеству налоговых отчислений (отсутствуют таможенные сборы и ввозная пошлина, которая составляет 20 % цены алкоголя за литр и не менее 140 руб.). Исходя из этого, можно предположить, что цена за литр игристых вин у ритейлеров снизилась, что и привлекло новых покупателей.

Таблица 3

Разница между производством и реализацией

2017

2018

2019

2020

2021

2022

I1

7093,4

4624,9

10158,7

5708,1

7534,3

6378

I2

-1926,4

-3157,6

-2801,4

-3627,6

-4214,7

-4019,7

I3

-25593,6

-24588

-20666,4

-33304

-31229,6

-25068,5

I4

3735,8

-376

405,9

1545,7

-1577,3

581,3

I5

-4084,7

-4461,2

-3917,5

-4576,5

-6424,2

-4761,6

I6

26809,7

28844,4

29959,2

24095,9

31841,5

38415

Исходя из разницы между производством и реализации, можно заметить, что немалая часть рынка приходится на импортный алкоголь, поскольку отечественный производитель не способен удовлетворить все потребности потребителей, а именно: коньяк, винная продукция, игристые вина. Остальные продукты, пиво, водка, фруктовые вина, в России производятся в избыточном количестве для внутреннего рынка. Для местных производителей, способных установить цены ниже импортных, есть пространство для расширения производства.

Литература:

  1. Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Москва, 202. Региональная экономика стат. сб. Режим доступа: https://fsrar.gov.ru/ (дата обращения: 28.11.2023).
  2. Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Москва, 2021. Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции в 2017–2020 годах. стат. сб. Режим доступа: https://fsrar.gov.ru/ (дата обращения: 28.11.2023).
  3. Волков, С. В. Анализ динамики спроса на алкоголь и тенденции изменения спроса в Южном федеральном округе в 2017–2022 гг. / С. В. Волков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 40–42. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106983/ (дата обращения: 28.11.2023).
  4. Николаева Мария Андреевна Российский рынок вин: состояние отечественного производства и импорт, перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-vin-sostoyanie-otechestvennogo-proizvodstva-i-import-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 28.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): винная продукция, Россия, алкогольная продукция, динамик производства, фруктовое вино, водка, игристое вино, крепкий алкоголь, производство алкоголя, розничная реализация.


Ключевые слова

алкоголь, анализ рынка, производство алкоголя, реализация алкоголя

Похожие статьи

Анализ динамики спроса на алкоголь и тенденции изменения спроса в Южном федеральном округе в 2017–2022 гг.

Проблемы, связанные с алкоголем и его и влиянием на жизнь общества и человека являются как никогда актуальными. Алкоголь встречается повсеместно, будь то быт людей или традиция, например разбивание бутылки шампанского о борт корабля.

Анализ поведения потребителей колбасной продукции на рынке продовольственного сектора в сетевом ритейле

В рамках данной статьи изучается поведение потребителей по отношению к известным брендам колбасной продукции на российском рынке («Черкизово», «Царицино», «Мираторг» — так как именно данные бренды представлены практически во всех сетях розничной торг...

Акцизы на алкогольную продукцию

В последние годы ситуация с доходами бюджета значительно обострилась, — доходы не покрывают расходы, в результате чего дефицит бюджета последовательно увеличивается. Такая ситуация не связана с несовершенством законодательства, формирующего доходную ...

Обоснованность идеи запрета снюса на территории Российской Федерации

В данной статье анализируется вред никотина посредством его употребления через сигареты и снюс, основываясь на зарубежных химических исследованиях, а также оправданность введения жевательного никотина на мировой рынок, и негативная ситуация, сложивша...

Различия между китайской и российской чайной культурой

В статье описывается история появления чая в обеих странах, различия в чайной культуре и традициях, а также рассматриваются особенности чайной церемонии в Китае и чайного обряда в России. Также в статье подробно описывается значение чая в культуре и ...

Агромаркетинг в современных условиях и тенденциях

Сельское хозяйство удовлетворяет основные потребности человека, производя продукты питания. Примерно столетие назад фермеры производили продовольственные товары в основном для собственного потребления или для обмена с другими (денежными или натуральн...

Анализ маркетинга и логистики канцелярских товаров в России и за рубежом

Российский рынок канцелярских товаров относительно молод и имеет большой потенциал развития, так как растет число корпоративных потребителей, воспринимающих канцтовары как естественную часть своей корзины. Ассортимент, пользующийся широким спросом в ...

Учет товарных операций на предприятиях торговли

На сегодняшний день торговые операции хозяйствующих субъектов способствуют значительному расширению ассортимента предлагаемой покупателям продукции, а также успешному развитию розничного и оптового товарооборота. Активное развитие торговых предприяти...

Изучение потребителя биологически активных добавок

Исследование посвящено изучению характеристик потребителей биологически активных добавок (БАД) при совершении покупке этих товаров в аптечных организациях. Выявление факторов, которые в дальнейшем определяют успех в предпринимательской деятельности, ...

Маркетинговое исследование зерновых каш для детского питания в России

Статья описывает особенности выбора детского питания потребителями, включая зерновые каши, динамику деятельности производителей на рынке Российской Федерации. Согласно исследованиям подмечены факторы, влияющие на выбор продукции, описаны основные мар...

Похожие статьи

Анализ динамики спроса на алкоголь и тенденции изменения спроса в Южном федеральном округе в 2017–2022 гг.

Проблемы, связанные с алкоголем и его и влиянием на жизнь общества и человека являются как никогда актуальными. Алкоголь встречается повсеместно, будь то быт людей или традиция, например разбивание бутылки шампанского о борт корабля.

Анализ поведения потребителей колбасной продукции на рынке продовольственного сектора в сетевом ритейле

В рамках данной статьи изучается поведение потребителей по отношению к известным брендам колбасной продукции на российском рынке («Черкизово», «Царицино», «Мираторг» — так как именно данные бренды представлены практически во всех сетях розничной торг...

Акцизы на алкогольную продукцию

В последние годы ситуация с доходами бюджета значительно обострилась, — доходы не покрывают расходы, в результате чего дефицит бюджета последовательно увеличивается. Такая ситуация не связана с несовершенством законодательства, формирующего доходную ...

Обоснованность идеи запрета снюса на территории Российской Федерации

В данной статье анализируется вред никотина посредством его употребления через сигареты и снюс, основываясь на зарубежных химических исследованиях, а также оправданность введения жевательного никотина на мировой рынок, и негативная ситуация, сложивша...

Различия между китайской и российской чайной культурой

В статье описывается история появления чая в обеих странах, различия в чайной культуре и традициях, а также рассматриваются особенности чайной церемонии в Китае и чайного обряда в России. Также в статье подробно описывается значение чая в культуре и ...

Агромаркетинг в современных условиях и тенденциях

Сельское хозяйство удовлетворяет основные потребности человека, производя продукты питания. Примерно столетие назад фермеры производили продовольственные товары в основном для собственного потребления или для обмена с другими (денежными или натуральн...

Анализ маркетинга и логистики канцелярских товаров в России и за рубежом

Российский рынок канцелярских товаров относительно молод и имеет большой потенциал развития, так как растет число корпоративных потребителей, воспринимающих канцтовары как естественную часть своей корзины. Ассортимент, пользующийся широким спросом в ...

Учет товарных операций на предприятиях торговли

На сегодняшний день торговые операции хозяйствующих субъектов способствуют значительному расширению ассортимента предлагаемой покупателям продукции, а также успешному развитию розничного и оптового товарооборота. Активное развитие торговых предприяти...

Изучение потребителя биологически активных добавок

Исследование посвящено изучению характеристик потребителей биологически активных добавок (БАД) при совершении покупке этих товаров в аптечных организациях. Выявление факторов, которые в дальнейшем определяют успех в предпринимательской деятельности, ...

Маркетинговое исследование зерновых каш для детского питания в России

Статья описывает особенности выбора детского питания потребителями, включая зерновые каши, динамику деятельности производителей на рынке Российской Федерации. Согласно исследованиям подмечены факторы, влияющие на выбор продукции, описаны основные мар...

Задать вопрос