Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юргенсон, Г. П. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей раннего возраста / Г. П. Юргенсон, И. А. Кипина, С. Ю. Афанасьева, О. А. Ананьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111656/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность исследования в современном обществе на сегодняшний день является развитие речи. Довольно большое количество детей имеют отклонения от нормы, а то и вовсе серьезные нарушения речи.

Развитие речи — это процесс не простой, творческий. Он неосуществим без эмоций, без воодушевления. Недостаточно было бы только обогатить память ребенка каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Ключевое — в формировании точности, гибкости, выразительности, многообразия. Шаблон в формировании речи непозволителен, машинальное заучивание речевых штампов может доставить лишь вред. Но и стихийность тоже вредна и непозволительна.

Формирование речи — это поэтапная, регулярная учебная работа, которую возможно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет собственный набор методов, свои виды упражнений, собственную программу умений, которые снабжаются надлежащей методикой.

В настоящее время вопросы ранней помощи и коррекции отклонений в развитии становятся все более актуальными. Около 70 % новорожденных имеют перинатальную патологию, которая отягощает анамнез детей и нередко приводит к возникновению тех или иных нарушений в развитии детей. С другой стороны, сокращение периода между возникновением отклонений в развитии и началом целенаправленной коррекционно-развивающей работы позволяет повысить эффективность педагогического воздействия и предотвратить появление вторичных отклонений в развитии. Среди различных форм дизонтогенеза психических функций в раннем возрасте в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.

Роль речи в психической жизни ребенка

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.)

Личность, внутренний мир человека формируется через диалог с другими людьми, через общение с другими личностями, и без развитых навыков коммуникации это невозможно. Невозможно познавать мир, обогащать свою внутреннюю культуру, и тем более вносить новое — творить, изменять и улучшать мир вокруг себя — без наличия самого важного инструмента познания — без языка, без речи. Познание и творчество непредставимо без диалога с другими личностями, с другими культурами.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Речь — инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.

Речь преобразовывает все психические процессы: восприятие, мышление, чувства, память, желания и т. д. Овладение речью позволяет ребенку распоряжаться собой и собственным поведением, мыслить и фантазировать, выстраивать представляемую ситуацию и постигать свои действия. Таким действием речь обладает в силу того, что она избавляет ребенка от ситуативности и от нажима предметной среды. В отличие от каждого другого сигнала или любой вокализации слово — это знак, несущий в себе общечеловеческое значение, которое содержит не просто отвлеченный предмет, но мысль, образ, понятие. Постигая язык, ребенок овладевает знаковой системой, которая делается сильным орудием мышления, управления собой, и, прежде всего общением.

Для успешного развития навыков коммуникации у детей особое внимание нужно направлять на обогащение словарного запаса. Когда педагог занимается проблемой речевого развития ребенка, фундаментальными компонентами, которые вовлекаются в сферу его внимания, являются:

— диалог,

— познание,

— саморазвитие,

— творчество.

По тому, как ребенок умеет выстраивать собственное высказывание, можно определять его уровень речевого развития. Способность связно, поэтапно, точно формулировать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании собственных рассказов ребенок применяет образные слова и выражения, освоенные из художественных текстов. Способность рассказывать помогает детям быть общительными, одолевать робость и немногословность, формирует уверенность в собственных силах.

Изучение личного поведения также может быть лишь благодаря формированию речи. Поведение ребенка, делаясь опосредованным речевыми знаками, превращается из импульсивного и непроизвольного в произвольное и осмысленное. «С помощью речи в сферу объектов, доступных для преобразования ребенка, включается его собственное поведение... С помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению своим поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом», Благодаря речи ребенок заслуживает сравнительную свободу от прямой ситуации, а импульсивные процессы обращаются в предполагаемое, понятое поведение. Между объектом, который привлекает ребенка, и его поведением появляется новое средство, направленное уже не прямо на объект, а на систему личного поведения ребенка. По-новому начинает действовать внимание ребенка — оно не только подчиняется сейчас наглядному восприятию, но идет за мыслью, за заключением ребенка. Память реорганизуется из пассивного регистратора в функцию активного выбора и интеллектуального припоминания.

Овладение речью — одна из весьма сложных и загадочных тем детской психологии. Далеко не все ее загадки разгаданы. Остается неясным, как маленький ребенок, который не умеет ни на чем сконцентрироваться, который не обладает умственными операциями, всего за 1–2 года практически овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

Формирование речи представляет собой трудный многоэтапный процесс, плотно связанный с формированием и становлением всех психических процессов и функций человека.

Данная проблема была в центре многих зарубежных и российских изучений. Во всех изучениях речевого онтогенеза, в особенности в изучениях последних двадцати лет, звучит мнение о том, что показателем качества речи ребенка всякой возрастной группы, соответственно, и показателем его речевой зрелости, выступают не столько некоторые количественные накопления в речевом формировании, в частности, увеличение словарного запаса, сколько значимые качественные показатели, которые связаны с умением верно, полно и четко сформулировать собственную мысль, четко и связно выстроить высказывание и сделать его ясным и доходчивым для собеседника.

Другими словами, значимо не то, сколько слов применил ребенок в собственном высказывании, а насколько действенным данное высказывание выступает для собеседника и как отвечает целям вербального поведения ребенка.

Полноценное развитие детей невозможно без грамотной, хорошо поставленной речи. То, насколько активно осуществляется психическое развитие ребенка, напрямую связано с богатством и правильностью его речи, тем, насколько легко ему выражать свои мысли, его возможностями в познании окружающей действительности, а также содержательностью и полноценностью отношений со сверстниками и взрослыми. Из этого вытекает критическая важность своевременного формирования речи ребенка.

У языка, как средства общения, есть определенные, принятые обществом нормы. И отклонения от этих норм считаются нарушениями речи. Появление таких отклонений необходимо предупреждать, а если этого сделать своевременно не удалось, то исправлять.

В процессе воспитания детей неизменно возникают задачи нравственного, психического и эстетического характера, и дошкольное детство — наиболее благоприятный период для их решения при соблюдении обязательного условия, которым является полное овладение родным языком. То, насколько свободно в будущем ребенок будет способен пользоваться родным языком, напрямую зависит от возраста, в котором начато обучение. Овладение грамматической системой языка позволяет ребенку грамотно задавать вопросы и свободно рассуждать, делать выводы и разбираться в связях между предметами и явлениями на основе воспринятой информации. Для успешного обучения и освоения программ дошкольного, начального, среднего и высшего образования также обязательным становится овладение различными видами речевой деятельности, всеми навыками и умениями.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию по развитию речи

Для работы с детьми в возрасте 2–3 лет необходимо не только работать над речью, но и развивать мелкую моторику и познавательный интерес. Поэтому комплекс упражнений был направлен на все перечисленные сферы.

У детей дошкольного возраста наблюдается связь между умственным развитием, речью и мелкой моторикой. У младенцев пальчики рефлекторно сжимаются в кулачки. Чем активнее проявляется хватательный рефлекс, тем лучше происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Занятия с детьми данного возраста необходимо строить так, чтобы не утомлять их, чтобы им было интересно выполнять задания, все действия должны производится преимущественно в игровой форме.

Представим комплекс занятий для развития речи.

Упражнения на мелкую моторику

Уже с 12 месяцев можно выполнять упражнения, развивающие пальчики и ручки:

— Рисование пальцами. Подбираются специальные краски, не вредящие нежной коже малыша. Дополнительно происходит обучение новым словам — родители могут произносить название цветов или обозначать разукрашенные предметы;

— Определение предметов. Нужно попросить ребенка закрыть глаза и вложить в его руки уже знакомый предмет. Задача малыша — тщательно его ощупать, сказать, на что это похоже и какие ощущения вызывает. Цель — назвать выбранный предмет;

— Развитию моторики способствует лепка из глины, соленого теста или пластилина, складывание оригами. Каждый раз можно воспроизводить новые вещи и рассказывать про них, пополняя словарный запас.

Строительные блоки

Эта игра знакомит ребенка с буквами и цифрами.

Ребенку дают набор разноцветных блоков, помеченных буквами или цифрами, и попросите его сложить их.

Трассировка линии объекта

Трассировка линий объекта оказывается полезной при подготовке вашего ребенка к письму в дальнейшем. Поместите несколько предметов на белый лист и предложите ребенку обвести вокруг него линии мелом или мелками.

Полоса препятствий (зрительно-моторная координация). Это задание развивает у детей многие полезные навыки. Необходимо создать полосу препятствий, используя игрушки вашего ребенка, и позвольте ему / ей перемещаться по ней на игрушечной машине или грузовике. Следует использовать разные текстуры для ускорения обучения.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Целью таких упражнений является тренировка артикуляционных органов и правильного произношения звуков:

— Летающая снежинка

Из тонкой бумаги следует вырезать небольшую снежинку. Положить снежинку на ладошку малышу. Задача ребенка — сдуть снежинку с руки.

— Заборчик (артикуляционная гимнастика)

“Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы”

— Хобот слоненка (артикуляционная гимнастика)

“Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять”

6. Игры со звукоподражанием

Целью звукоподражательных занятий является помощь в формировании и повторении отдельных звуков, слов и фраз.

— «Птичий двор»

Наши уточки с утра — «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда — «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху — «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно — «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Следите за тем, чтобы все звуки произносились на выдохе. Поправляйте ребенка в случае ошибок. Правильное дыхание при произнесении слов гарантирует отсутствие «проглатывания» отдельных звуков и слов.

Данный комплекс упражнений для детей раннего возраста, соответствует их речевым возможностям, и будет способствовать активизации развития речи на нужному уровне.

Заключение

Актуальность исследования определялась необходимостью определения содержания ранней диагностики и коррекционно-развивающего воздействия, направленного на повышение эффективности процесса становления речи и психофизического развития детей третьего года жизни с речевой патологией.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Литература:

1. Абдуллаева М. А. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — № 22. — С. 393–395.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. — М.: Издательство «Академия», 2016. — 480 с.

3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика — Синтез, 2017. — 345 с.

4. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6. — С. 35–38.

5. Выготский Л. С. Детская речь: введение в методологические основы психологии/ Л. С. Выготский.-3-е изд., стер. — М.: Педагогика, 2006. — 420 с.

6. Гордеева Т. Г. Регулирующая функция речи и произвольное поведение детей // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 391–393.

7. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М. Проспект, 2014. — 398 с.

8. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: ЭКСМО, 2011. — 288 с.

9. Ивашкевич О. В. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 70–73.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие речи, родной язык, речь, формирование речи, артикуляционная гимнастика, мелкая моторика, овладение речью, слово, ваш ребенок.


Похожие статьи

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми

Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Коррекционно-педагогические основы формирования словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении

Диагностические средства оценки логопедического сопровождения детей с ОВЗ в школе

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах

Похожие статьи

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми

Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Коррекционно-педагогические основы формирования словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении

Диагностические средства оценки логопедического сопровождения детей с ОВЗ в школе

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах

Задать вопрос