В статье автор отмечает важность использования цифрового микроскопа, возможности которого позволяют педагогу сделать процесс развития более интересным и эффективным, а получаемые знания — более глубокими и обобщенными.
Ключевые слова: цифровой микроскоп, информационно-коммуникационные технологии, исследователь.
В настоящее время ребенок с рождения окружён различными гаджетами, которые привлекают внимание ребенка. Задача современного педагога направить использование всех этих технических новшеств в русло обучения и исследования. Вместо наложения запретов на пользование техническими устройствами, благоразумнее научить детей правильно применять их для своего познавательного развития.
Использование информационно-коммуникационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного контента, широким распространением мультимедиа технологий, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания. Поэтому в настоящее время информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью процесса развития и обучения детей дошкольного возраста.
Грамотное использование технических устройств в детском саду позволит повысить познавательную мотивацию, любознательность дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога. Интерактивные доски, 3d ручки, интерактивные столы, цифровые микроскопы способствуют не только освоению опыта самостоятельного исследования образовательного материала, но и повышают успешность выполнения заданий и мотивацию познания.
Привычное средство с новыми возможностями. Дошкольники в большей степени, нуждаются в том, чтобы образовательная деятельность была интересной и увлекательной, им нужна дополнительная мотивация, большая наглядность. Такую возможность, как расширить традиционные средства обучения, даёт цифровой микроскоп.
Цифровой микроскоп — оптический прибор, снабженный преобразователем изображения в цифровое. Он позволяет в режиме реального времени передать в компьютер изображения микрообъектов, микропроцессов, их хранение, отображение на экране и распечатку, а также включение в презентацию. С применением цифрового микроскопа появилась возможность более качественно и интересно проводить с детьми исследования живой и неживой природы. Цифровой микроскоп очень прост в применении, что работать с ним могут даже дошкольники под руководством воспитателя. Он мобилен и его легко держать в руке. Ребёнку достаточно просто навести микроскоп на любой предмет или насекомое и изображение сразу же появится на экране благодаря цифровой камере. Изображение объекта под микроскопом транслируется на экран компьютера или проектора, его можно фотографировать и снимать как в реальном времени, так и с интервалом от минуты до часа. Это превращает обучение детей в подобие увлекательной компьютерной игры. Очень важно и то, что изображение можно сохранить, отредактировать, раскрасить, подписать при помощи простого графического редактора и распечатать, используя принтер.
Преимущества использования цифрового микроскопа:
– реализация информационно-коммуникационных технологий;
– использование в работе с детьми современных способов фиксации хода эксперимента и его результатов;
– изучение объекта в динамике;
– оформление на реальных объектах демонстрационный и раздаточный материал.
Цифровой микроскоп поможет сделать процесс развития более интересным и эффективным, а получаемые знания — более глубокими и обобщенными. Интерес к таинственному миру, исследовательский интерес, мотив успешного решения поставленных задач, а также просто увлечённость интересным предметом (цифровым микроскопом) — всё это является мотивом к использования данного предмета.
Каждый ребенок стремится к познанию и каждый день приносит ему новые открытия. Цифровой микроскоп позволяет рассмотреть то, что невозможно увидеть невооруженным глазом. Разглядеть в деталях, как устроена кожа человека, крылышко насекомого или песчинка. Из чего состоит капелька воды, как выглядит пыльца на цветке и многие другие удивительные картины — всё это легко исследовать и изучить с помощью цифрового микроскопа.
Цифровой микроскоп оснащён мощной цифровой камерой. Камера более чем в 200 раз увеличивает изображения различных объектов и передает изученные объекты на компьютерный монитор. С помощью него можно рассмотреть не только интересующий предмет, но также его зафиксировать в виде фото и видео.
Используя возможности программного обеспечения микроскопа, можно провести следующие исследования. Например:
«Как растение пьёт?». В процессе трудовой деятельности по поливу цветов у детей возник вопрос: «Как растение пьёт?». Мы проверили, взяв веточку и поставив её в окрашенную воду. Затем сделали срез стебля и рассмотрели под микроскопом. Зафиксировали всё в слайдах и смонтировали целый фильм.
Просмотрев мультфильм «Лунтик. Невидимая грязь», детей заинтересовало, как увидеть невидимую грязь и как она может передаваться. Мы вместе с детьми с помощью микроскопа изучили, как выглядят бактерии на немытых овощах, фруктах или руках. Таким образом дошкольники узнали, что микрочастицы грязи могут передаваться через прикосновение и загрязнять руки. Поэтому следует соблюдать правила гигиены.
В рамках проекта «Копейка рубль бережёт» знакомились вместе с детьми с денежными купюрами. Рассмотрели с помощью цифрового микроскопа мелкие детали, изображенные на символах, водные знаки.
«Удивительные тропинки в мир деревьев». У детей возник вопрос: «С деревьев листья опали, а ель так и стоит зелёная?» У нас возникла идея провести эксперимент. Решили с помощью микроскопа сравнить листочек и хвоинку.
«Мир неживой природы». Знакомство детей с составом воды, почвы, песка. С помощью цифрового микроскопа происходит сравнение свойств воды, почвы, песка и т. д.
Таким образом, при использовании в образовательном процессе цифрового микроскопа, у детей повышается уровень познавательной активности. Кроме того, дети получают расширенную информацию об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами; более полное представление о многообразии окружающего мира. А также дошкольники овладеют знаниями о способах исследования и его результатах, при этом получают навык работы с цифровым микроскопом.
Литература:
- Вагина, Т. М. Микромир в руках ребенка / Т. М. Вагина. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018. — С. 12–17.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина.- М.: ТЦ «Сфера»,2001–192с.
- Цифровой микроскоп. Инструктивно-методические материалы для педагога. — М.: «Бизнес-Меридиан», 2011.
- Как знакомить дошкольников с природой/под.ред. П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1983, — С.42.