Формирование экологических знаний и практического опыта дошкольников в реализации проекта «Дели на три» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 01.03.2024

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Кабицына, Е. А. Формирование экологических знаний и практического опыта дошкольников в реализации проекта «Дели на три» / Е. А. Кабицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 173-178. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111659/ (дата обращения: 19.12.2024).



Любовь к природе, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства.

И. Соколов-Микитов

  1. Актуальность проекта

Одной из глобальных экологических проблем на планете является загрязнение окружающей среды. Проблема отходов является, несомненно, одной из важнейших проблем современного общества.

Мусора накопилось так много, что если его не перерабатывать, то он покроет всю планету. Какой будет планета через некоторое время, зависит от нас взрослых, от подрастающего поколения.

Одним из эффективных способов ее решения является организация раздельного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием.

Прививать культуру раздельного сбора мусора необходимо с малых лет. Именно с дошкольного возраста необходимо формировать осознание значимости охраны природы и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Необходимо помочь детям понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она — самоценна, и ещё потому, что человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека может. Надо донести до каждого ребенка, что мусор наносит вред природе, и научить их правильному обращению с мусором.

По данным официального сайта исполнительных органов Камчатского края от 27.10.2022 года, к концу 2024 года на Камчатке будет построен мусорный полигон, линия сортировки и перерабатывающие заводы. Тем самым, участие в проекте «Дели на три» даёт возможность привлечь внимание к проблеме, популяризировать раздельный сбор мусора и научить детей правильно сортировать мусор. Детский сад № 24 “Журавлик” активно вовлекает воспитанников, родителей и педагогов в очень нужную и важную деятельность для сохранения экологии — раздельному сбору мусора.

  1. Цель и задачи

Проблема: Внашем городе в последние годы появились контейнеры для раздельного сбора отходов: для стекла, пластика и бумаги. Наблюдая во время прогулки за тем, как сортируют сознательные граждане бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопрос: зачем люди сортируют отходы? Почему мы бросаем мусор в общий мусорный бак детского сада, а не в специальные контейнеры для раздельного его сбора? В результате чего у нас возникла идея о создании проектно-исследовательской деятельности.

Основная идея состоит в одном из ключевых элементов осознанного потребления и заботы об окружающей среде — сортировке мусора.

Новизна проекта заключается во внедрении практики современного способа сбора мусора-отходов с применением игровых методов эколого-ориентированной направленности для детей дошкольного возраста.

Методическая разработка проекта «Дели на три» руководствуется принципами ФГОС ДО: это поддержка разнообразия детства; и сохранение уникальности и самоценности детства; это и личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; и уважение личности ребенка, поддержка его инициативы; а так же реализация проекта в форме игры, доступной познавательной и исследовательской деятельности и взаимодействие с родителями.

Цель проекта: формирование экологической грамотности подрастающего поколения, ориентированной на понимание необходимости раздельного сбора и переработки мусора.

Задачи проекта:

— Формирование начальных представлений об окружающей среде и роли человека в ней.

— Формирование первичных представлений об экосистемах и взаимосвязях, которые в них существуют; привлечение внимания детей к проблеме загрязнения окружающей среды.

— Повышение уровня развития у дошкольников исследовательского интереса, любознательности, стремления к преобразованию и, как следствие, повышения качества образования в области экологической культуры.

— Формирование у детей особого отношения к мусору, как к ценному вторичному сырью.

— Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

— Формирование навыков, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья.

Задачи работы с родителями:

— Привлечение взрослых к совместному решению экологических и социальных задач, популяризация раздельного сбора мусора

— Привлечение родителей к участию в совместной деятельности с детьми в проекте.

— Формирование комплекта дидактических материалов для игр и бесед родителей с детьми

— Формирование активной экологической жизненной позиции родителей и их заинтересованности в экологическом образовании детей.

Ожидаемый результат:

— Повысить уровень знаний по экологии у детей;

— Дети получат знания о вреде бытовых отходов для окружающей среды;

— Получат знания о способах утилизации бытовых отходов.

Работа в проекте способствует воспитанию у детей постепенно и последовательно расширить знания о взаимосвязи природы и человека, сформировать правила осознанного и бережного поведения в природе, а так же помогает развивать экологическую культуру.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы — обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города, но и всей страны в целом.

  1. Описание работы.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: педагоги, дети дошкольного возраста, родители (законные представители) МБДОУ № 24 “Журавлик”

Возраст детей: 4–5 лет.

Формы и методы работы с детьми:

— Экологические беседы;

— Наблюдения;

— Элементарные опыты;

— Экскурсии;

— Экологические конкурсы, викторины и акции;

— Чтение художественной литературы;

— Обсуждение и проигрывание ситуаций;

— Труд в природе;

— Экологические игры (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные);

Формы и методы работы с родителями:

— Изготовление рисунков, поделок;

— Участие в конкурсах и акциях;

— Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап

— Определение темы проекта, постановка цели и задач.

— Определение и формулировка ожидаемых результатов.

— Подбор методической и художественно-экологической детской литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц.

— Разработка конспектов бесед и занятий.

— Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжетов, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов.

— Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности. Насыщение предметно пространственной — развивающей среды.

(Изучив интересы детей, обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями)

— Проведение анкетирования для родителей «Мусор в нашем городе»

(В целях выявления отношения родителей к вопросам экологии было проведено анкетирование).

  1. Разработка консультаций для родителей, размещение информации в родительском уголке.

(Разработала и провела консультацию с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста, разместила информацию в уголок для родителей на тему: «Мусор проблема № 1»).

— Изготовление дидактической игр «Сортируем мусор», «Половинки», (пазл)».

— Подготовка презентации: «Мусор-глобальная экологическая проблема»; «Мусор: как появился и куда делся?»

  1. этап — основной (практический)

Беседа «Мусор — это хорошо или плохо»;

Беседа «Правила поведения в природе»;

Беседа «О мусоре и о том, что можно сделать, чтобы мусора в будущем стало меньше».

(Проводились беседы с детьми, в ходе беседы выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты, слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор, после бесед дети поняли, что природа действительно находится в опасности по вине человека).

Тематическая экскурсия по территории ДОУ.

(В течение прогулок обращали внимание на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Что с ним делают? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Есть ли рядом с садом и в саду, мусорные баки и урны?).

— «Экспериментирование»

Ознакомление со свойствами бумаги, пластмассы, резины, металла, стекла.

— Как уменьшить объем мусора (пластиковые бутылки, картонные коробки).

— Тонет — не тонет.

— Куда девается мусор в земле.

(Были проведены эксперименты, чтобы помочь детям понять, как некоторый мусор долго разлагается. Для этого мы использовали как пример бумагу и пластмассу. Бумага разлагается быстрее, чем пластик. Поэтому дети пришли к выводу, что нельзя мусорить и мусор нужно сортировать так как все это влияет на природу и здоровье людей).

— Чтение с детьми экологических рассказов и сказок.

(Прочитали с детьми экологические сказки, чтобы сформировать у них основы экологической культуры, показать с помощью сказок и рассказов влияние человека на окружающий мир).

— Познавательная деятельность:

  1. Отгадывание загадок;
  2. Просмотр презентаций: «Сортируем мусор», «Мусор. Сортируем. Перерабатываем», «Мусор: как появился и куда делся?», «Мусор — глобальная экологическая проблема»;
  3. Просмотр мультфильмов «Свинка Пеппа: «переработка мусора», «Фиксики о сортировке мусора», «Три кота — мусор не мусор», «Как мусор уничтожил мир», видеофильм «Комплекс переработки ТБО».

Игровая деятельность:

  • Проведение дидактических игр:

— «Собери мусор правильно»;

— «Сортируем мусор»;

— «Половинки» (пазл)»;

«Отгадай материал»;

  • Разработала и организовала игровые ситуации по раздельному сбору мусора с использованием готовых контейнеров :

— «Отгадай материал»;

— «Чистота-красота»;

«Раз, два, три!»;

  • Игры на формирование представлений о предметах, сделанных из разных материалов

— «Что я видел?»;

— «Что лишнее?»;

— «Что из чего»;

(Были проведены разные игры, которые помогают естественным образом усвоить что-то новое).

  • Работа с родителями:

— Проведение мастер класса с родителями: «Мусору — вторая жизнь»

(Провели мастер класс для родителей, который поменял отношение взрослых и детей к мусору, показав, как можно дать новую вторую жизнь бросовому материалу).

  • Консультации для родителей:

— Проведение консультации «Мусор — проблема № 1»;

Проведение консультации «Чтобы не умножать мусор»;

(Были проведены консультации для родителей, с помощью которых я донесла до них насколько важен наш проект. Так как, сегодня одной из самых важных экологических проблем, с которой столкнулось человечество, является проблема отходов. Ведь родительский пример — самый важный пример. Знания, навыки и привычки, полученные от родных людей, очень важны для ребёнка и определяют его поступки в будущем).

  • Акции:

— Конкурс «Удивительная жизнь картонной коробки»

— Акция чистый участок;

— Акция «крышечки добра»

— Акция «Сдай батарейку, сохрани природу»;

(Участвовали в акциях, проводимых в ДОУ. Такое участие способствует закреплению знаний о природных явлениях, обеспечивает высокую степень активности и самостоятельности воспитанников в экологической деятельности, развивает в детях такие нравственные качества, как ответственность, сопереживание, заботливость, доброжелательность и стремление помочь).

  1. этап — заключительный

— Выставка рисунков и работ детей по теме проекта;

— Выпуск экологической газеты;

— Экологический досуг «Защитим природу от мусора»;

— Открытое занятие

— Обобщение педагогического опыта, создание презентации по проекту.

В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:

— Дети и родители стали понимать, что скопление мусора — это большая проблема, которую нужно решать всем людям;

— Дети умеют сортировать мусор из разного материала;

Применяют полученные знания и умения в повседневной жизни.

Таким образом, участие в проекте помогает детям и родителям осознать проблему, понять, что нельзя выбрасывать мусор бездумно. Бумагу, картон, пластмассу, стекло, жестяные предметы нужно сортировать дома и складывать в специальные контейнеры, батарейки сдавать в пункты приёма. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, делать из бросового материала оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности

Равнодушным к проблеме мусора не остался никто. Доказательством этого является общий вывод, сделанный участниками образовательного процесса: «Каждый из нас хочет жить на чистой планете, дышать чистым воздухом, купаться в чистом озере и любоваться природой, а не мусором. Добиться этого мы можем вместе. За нами будущее, чистое будущее!

Литература:

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2005
  2. Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. — № 4.
  3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс., 2016
  4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  5. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. — № 3
  6. Кольовска А., Феткулина А. «Про отходы». Методические материалы в помощь воспитателям. — Москва: Центр экономии ресурсов, 2019.
  7. Литвинова. Л.С Журнал «Нравственно-Экологическое воспитание школьников».
  8. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. — № 3
  9. Рыжова Н. А. Лаборатория в детском саду./ ТЦ Сфера, 2006г
  10. Федотова А. М. Познаём окружающий мир играя сюжетно- дидактические игры для дошкольников — Москва: «Сфера»- 2015.
  11. Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: Аркти, 2003.
  12. Заботимся о планете вместе https://gdemoideti.ru/blog/ru/razdelnyy-sbor-musora-i-sortirovka
Основные термины (генерируются автоматически): мусор, ребенок, окружающая среда, раздельный сбор мусора, родитель, детский сад, природа, дошкольный возраст, проблема, экологическая культура.


Похожие статьи

Формирование навыков создания финансовой подушки безопасности у школьников в рамках реализации проекта

Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

«День открытых дверей» как форма взаимодействия семьи и ДОО в контексте использования технологии смарт-тренинг для дошкольников «Мир головоломок» (из опыта работы)

Участие школьников в работе научно-практической конференции «Мой род — мой народ» как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)

Теоретические основы формирования исследовательских компетенций у младших школьников на уроках «Окружающий мир»

Сотрудничество семьи и детского сада по формированию и укреплению здоровья детей

Использование ролевой игры «Модель ООН» в развитии «гибких» компетенций у школьников

Развитие потенциальных ресурсов ребенка старшего дошкольного возраста при обучении по курсу «Подготовка к школе»

Здоровьесбережение дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи

Развитие навыка грамотного чтения у школьников

Похожие статьи

Формирование навыков создания финансовой подушки безопасности у школьников в рамках реализации проекта

Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

«День открытых дверей» как форма взаимодействия семьи и ДОО в контексте использования технологии смарт-тренинг для дошкольников «Мир головоломок» (из опыта работы)

Участие школьников в работе научно-практической конференции «Мой род — мой народ» как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)

Теоретические основы формирования исследовательских компетенций у младших школьников на уроках «Окружающий мир»

Сотрудничество семьи и детского сада по формированию и укреплению здоровья детей

Использование ролевой игры «Модель ООН» в развитии «гибких» компетенций у школьников

Развитие потенциальных ресурсов ребенка старшего дошкольного возраста при обучении по курсу «Подготовка к школе»

Здоровьесбережение дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи

Развитие навыка грамотного чтения у школьников

Задать вопрос