В статье авторы рассматривают налоговую политику России, начиная с ее зарождения и до нашего времени, что позволяет более подробно раскрыть как саму налоговую систему в целом, так и правовые аспекты налогов и сборов в Российской Федерации. Рассматривая разные периоды в становлении налоговой системы, становится заметным влияние знаковых событий в истории страны на налоговую систему.
Ключевые слова: налог, налогоплательщик, орган, налоговое законодательство, подати, вид налогов, история, становление налоговой системы, обжалование актов, уплата налогов, правоотношение, сбор.
Реализация принципа непрерывности налоговой политики требует тщательного анализа исторического пути формирования российской налоговой системы, основываясь на исследованиях профессора Д. Г. Черника. История налогообложения в России представляет собой сложный процесс [1].
1. Первый этап связан с становлением налогов и налоговых отношений в древнерусском государстве с конца IX века до 1245 года. В это время формируется основной источник доходов княжеской казны — дань, которая взимается как в денежной, так и в натуральной форме, например, мехами, с объектами налогообложения, такими как «обитаемые жилища».
Этот период характеризуется введением прямого налогообложения и существованием косвенных налогов, таких как торговые и судебные пошлины. Такие пошлины, как «мыт» за провоз товаров, «перевоз» за перевоз через реку, а также торговые, весовые и мерные пошлины, играли важную роль в формировании доходов и обеспечении функционирования древнерусской налоговой системы.
2. Времена завоевания татаро-монголами Руси (1245–1480 гг.) являются важным этапом развития налоговых отношений в России. В 1245 г. с целью определения налоговой базы была проведена перепись населения Киевского княжества, а в середине XIII века аналогичная перепись была проведена и по Русской земле. Дань с русских земель в то время собирали баскаки, которые в свою очередь собирали дань с городов, таких как Новгород, Ростов, Ярославль и Суздаль.
Виды налогов того времени: «выездные», которые собирали сначала ханские подчиненные, а затем и сами русские князья. Собирался данный налог с мужчины, женщины и животного. Прямой сбор налогов в казну был затруднен, а внутренние доходы получались за счет обязательных пошлин.
3. В период реконструкции налоговой системы России (1480–1881 гг.), после полного освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 г., в царствование Ивана III, налоговая система претерпела серьезные изменения. «Выходной» платеж был отменен, а прямые налоги стали играть важную роль в формировании государственного бюджета.
Основными прямыми налогами были «данные» — денежные сборы с крестьян и черносошных жителей, а также «ямские» налоги, «пищальные» налоги, а также сборы за скрытые работы и стрелецкие налоги. Размер прямых налогов определялся буквой «плуг», которая предусматривала измерение площадей и передачу полученных данных на объект налогообложения — «сохи». При расчете сельской пашни учитываются площадь пашни, качество почвы и социальное происхождение ее владельца.
Во времена Петра I из-за регулярной нехватки финансовых средств вопрос сбора налогов имел большое значение. Для этой цели была создана специальная должность: доходная должность, ответственная за разработку новых методов наполнения государственного бюджета.
Среди прямых налогов важное место занимал так называемый «оброк» — плата, уплачиваемая совхозниками за пользование землей. Ее ставка зависела от класса региона.
4. Организация органа налогового контроля (1881–1917)
В 1881–1885 годах в России были проведены налоговые реформы, в результате которых были отменены налоги с населения и соляной налог, введен подоходный налог, установлен подоходный налог с ценных бумаг и государственный налог с квартир.
После реформ основу государственного дохода составили акцизы на потребительские товары (табак, спички, алкоголь) и таможенные пошлины на импортную продукцию.
В 1885 году при Казначейской палате был создан Институт налоговых инспекторов.
В 1898 году Николай II утвердил «Положение о государственном торговом налоге», действовавшее до 1917 года.
5. Развал налоговой системы (1917–1931 гг.). С октября 1917 года и до конца военного коммунизма налоги были приостановлены вместе с отменой налоговой системы.
В феврале 1921 года Наркомфин приостановил сбор всех денежных налогов. В первые годы советской власти местные советы ввели ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на резные шапки и воротники, на оседланных лошадей и т. д. Во время гражданской войны национализация заработной платы и другие меры практически уничтожили все местные доходы.
Налоговая система практически отменена. После революции большая часть налогового бремени была переложена на имущественные классы. В годы гражданской войны решающую роль сыграла конфискация «буржуазии» не за счет налоговых поступлений, а непосредственно.
6. Развал налоговой системы (1931–1991 гг.)
Налоговые реформы 1930–1932 годов положили конец налоговой системе эпохи НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два платежа: налог с сделок и перевод прибыли. Акцизная система была полностью отменена. В государственный бюджет поступали также таможенные доходы — таможенные пошлины и налоги, налог на развлечения, доходы от лесного хозяйства и т. д. Среди налогов, взимаемых с граждан, главное место занимал подоходный налог с населения.
В. Г. Пансков отмечает: «В условиях централизованной экономики налоговая система в нашей стране практически не существовала. Отдельные ее элементы, которые присутствовали, интересовали лишь ограниченный круг специалистов. В то же время одной из задач государственной экономической политики в СССР было создание первого в мире безналогового государства, что не могло не привести к негативному отношению большинства населения к налогам» [4, с. 3].
7. Развитие налоговой системы, адаптированной к рыночным отношениям (1991 г. — настоящее время)
Основы современной налоговой системы были заложены в конце 1991 года с принятием Закона № 2118–1 от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
В условиях повышенной инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы рыночных реформ российская налоговая система в целом, как отметил проф. В. Г. Пансков «выполнила свою роль по обеспечению необходимыми финансовыми ресурсами бюджетов всех подразделений. Вместе с тем, по мере углубления рыночных изменений, более заметными, чем прежде, стали конкретные недостатки налоговой системы, более очевидной стала ее несовместимость с текущими изменениями в экономике» [4, с. 7].
В конце 90-х годов стала очевидна несовместимость налоговой системы с требованиями рыночной экономики; Многие поправки к закону 1991 года касались только конкретных вопросов, не затрагивая основополагающих вопросов налоговой политики. В 1998 году была принята и вступила в силу с 1 января 1999 года первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы и представляет собой ее эволюционные изменения.
Учитывая все вышесказанное и подробно рассмотрев эволюцию российской налоговой системы от древнерусских времен до настоящего момента, выделяя ключевые этапы и изменения, мы можем сказать, что развитие налогов в древности, завоевание татаро-монголами, реконструкция системы после освобождения от ига, организация налогового контроля и последующие развалы влияли на формирование современной системы, адаптированной к рыночным отношениям. Несовместимость с требованиями рыночной экономики в конце XX века, все это привело к реформам, которые мы наблюдаем на текущем этапе, включая принятие Налогового кодекса в 1998 году.
Литература:
- Черник Д. Г., Починок А. П., Моровоз В. П. Основы налоговой системы. Учебник для вузов. -3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИДАНА, 2002.
- Указ Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины,>.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. — М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2003. — 528 с.
- Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. Изд. 3- е доп. и перераб. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2001. — 448 с.