Ключевые слова: частное право, беженцы, вынужденные переселенцы, гражданско-правовой статус, диспозитивность.
Очевидная общемировая тенденция, которую мы имеем возможность наблюдать в настоящее время, касательно вопроса контроля миграционных потоков, по праву является гуманитарной проблематикой национального характера, на фоне усилившегося кризиса международных отношений. Вопрос правового положения лиц, вынуждено покинувших страну проживания в силу социально-политических факторов, регулируется Женевская международная конвенция о статусе беженцев . Проблема миграции координируется посредством и действующего национального законодательства. Ключевыми актами нормативно-правовой базой в сфере изучаемого вопроса, в рамках настоящего исследования, представляются Федеральным законом «о беженцах» № 4528–1 ФЗ и Закон РФ «о вынуждено прибывающих» № 4528–1 от 19 февраля 1993 г.
Любопытную историческую ценность имеет Постановление Правительства РФ от 18.05.1992 г. № 327 О Республиканской долговременной программе «Миграция». Всвою очередь данная концепция не только выдвигает проект регулирования миграционного вопроса, но и приходит к общему знаменателю причины растущей динамики явления —распад Советского союза и последующий этнический коллапс [1].
Изучая научно-исследовательскую базу, в сфере исторической ретроспективы правового положения мигрантов мы перенесёмся в Древним Рим и столкнемся с общей фундаментальной теорией Римского права. Разумеется, прибегая к терминологической составляющей, аналогичной понятию «беженца», отождествляемым в силу своего схожего содержания, представляется дефиниция «Peregrini» — субъекты, вошедшие под покровительство Рима в результате завоевательной компании.
В свою очередь данный термин подразумевает два различных аспекта, в зависимости от действий Римского государства по отношению к покоряемому суверену: Peregrini alicuius civitatis — граждане покоренного, но не разрушенного Римом, города, в пределах юрисдикции которого продолжает действовать национальное право. Peregrini dediticii — субъекты полностью разрушенных городов из-за оказанного ожесточенного сопротивления.
Приобретение римского гражданства данной категорией заметно осложнялось по сравнению с теми же latilni veretas , которым было необходимо просто переселиться в пределы Рима. «Чужеземцы» должны были расположить к себе Римское государство путем индивидуальных заслуг перед ним или посредством специальных актов дарования отдельных прав граждан cives sine suffragio [8].
Во многом следствием обращения беженца к государству с непосредственно является, как причина, сложившаяся ситуация в родовой стране кризисная обстановка, в силу которой появляется необходимость в помощи соседнего суверена. Под воздействием внешних и внутренних обстоятельств, за частую независимых от воли субъектов тех или иных отношений, правовой статус последних может в одно мгновение перемениться в силу воздействия на них. Данный тезис раскрывает важнейшую проблематику современного Российского государства касающейся проводимой миграционной политики, как регламентации правового, в том числе гражданского, статуса беженцев или вынужденных переселенцев.
Во многом данное положение может предвидеться противоречивым в силу аспекта наличия иностранного гражданства у, вынуждено прибывающего на территории Российской Федерации, гражданина иного государства. Однако подобное сомнение развеивается посредством изучения действующего законодательства.
Отправной точкой является сразу несколько положений Конституции Российской Федерации, а именно статья 63 — предусматривающая предоставление политическое убежище иностранным гражданам в силу тех или иных обстоятельств в стране их изначального проживания и не возможность выдачи данной категории лиц за политические убеждения. Экстрадиция возможна лишь в случаи необходимости осуждения и отбывания наказания, совершивших преступное деяние лиц на основе международного договора с участием РФ.
Не менее важным аспектом является круг действия личного закона на физические лица, того или иного статуса гражданства, который описан в действующем гражданском законодательстве. Так принцип территориальности распространяется иностранных граждан, апатридов, бипатридов и беженцев, получивших убежище в стране действия личного закона [2].
В рамках сферы исследования данного вопроса, ключевым нормативно-правовым актом, регулирующим гражданско-правовой статус беженца, помимо достаточно широкого круга норм, представляется Федеральный закон «о беженцах» № 4528–1 от 19.02.1993 года, конъюнктура которого состоит из 19 основополагающих статей.
Важной составляющей в данном нормативно-правовом акте, в перечне, формирующем гражданско-правовое основание положения беженца на территории Российской Федерации, является предоставление ряда социальной поддержки, в том числе и материальной, со стороны государства. К таковым можно отнести: получение бесплатных услуг переводчика и предоставление достоверной информации, содействие в получении основной документации со стороны органов исполнительной власти, оказание всей необходимой медицинской, социальной помощи; сотрудничество в получении профессиональной квалификации и в следствии дальнейшее трудоустройство; содействие в устройстве детей в муниципальные учреждения дошкольного и общеобразовательного уровня наравне с гражданами РФ [5], а также получение льготных пособий и приоритета при поступлении в учреждения высшего образования на бюджетной основе.
Гражданско-правовая материя в себе сочетает и раскрывает элементы расположенных во многих других специализированных отраслях законодательства. Так, 108 статья Жилищного кодекса РФ гласит: « Порядок предоставления жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, устанавливается федеральными законами » [3]. Разумеется, таковым фундаментальным нормативным актом является Федеральный закон № 4528–1 и стоит отменить, что вопрос размещения беженцев или вынужденно пребывающих в пунктах временного прибывания и предоставленного посредством фонда жилья данного временного размещения, с целью проживания иностранным лицом до получения гражданства РФ или иных обстоятельств, прекращающий данный статус, предусмотрен в статье 9 вышеупомянутого документа, в результате которых влечется утрата статуса беженца или вынужденного переселенца. Посредством вышесказанного положения закон отсылает нас к нескольким важным нормам действующего жилищного права. Касательно дефиниции и назначения фонда жилья, обратимся к статье 97 Жилищного кодекса , в которой говорится: « Жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами» [3].
Одномоментно с данным тезисом, аналогично наравне с гражданами РФ, беженцы, как и иные субъекты гражданских правоотношений, имеют ряд не только основополагающих прав, соблюдение которых есть забота органов исполнительной власти, но и перечень обязанностей. К примеру: соблюдение действующего российского законодательства, своевременно явиться в центр размещения, уведомлять о намерении переменить место пребывание и другие предусмотренные в статье 8 ФЗ «о беженцах» . В этом же акте особенный интерес вызывает выплата налогов при осуществлении трудовой деятельности на территории РФ. Обращаясь к содержанию статьи 224 действующего Налогового кодекса РФ , можно констатировать, что иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации, не являющимися налоговыми-резидентами данного государства, выплачивается налоговая ставка в размере 13 %, если суммарный доход не превышает 5 миллионов рублей. В случаи превышения верхнего предела, предусмотренного нормой, ставка увеличивается на 2 % и 650 тысяч рублей включительно [4].
Гибридным сочетанием диспозитивного метода, столь свойственного гражданскому праву с частицами обязывающего императива, является институт воинской службы, а вернее то, как он раскрывается в отношении беженцев. В первую очередь он может представляться как способ вхождение беженца в гражданства Российской Федерации. Согласно 16 статье, Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» , одной из возможностей получения гражданства РФ проставляется заключение контракта о прохождении службы в Вооруженных службах РФ, других войсках и формированиях на срок не менее одного года [6]. Важно подчеркнуть, что вынужденные переселенца и беженцы, чей статус приобретен после достижения им семнадцати лет и шести месяцев, и лица вошедшие в гражданство РФ до озвученного выше возрастного предела, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу [7].
Таким образом, подводя итог проделанной исследовательской работы, стоит отметить, что проблематика миграционного явления в нашей стране, вызванного рядом внешнеполитических и социально-исторических факторов, является первостепенной задачей, которую законодательство разрешает в настоящее время. Непосредственно бесчисленное количество вопросов данной тематики касается исключительно аспектов, изучаемые гражданско-правовым законодательством и спецификой, столь характерной для него. —
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 18.05.1992 г. № 327: О Республиканской долговременной программе «Миграция».
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ. — 2005. — № 1 (часть 1). — Ст. 14.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.08.2023) / СЗ РФ. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.
- О беженцах: Федеральный закон от 20.03.1993 № 4528–1 ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Рос. Газ. — 1993. — 20 марта.
- О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 28.04.2023 № 138-ФЗ (ред. 24.07. 2023) // СЗ РФ. — 2023. — № 18. — Ст. 3215.
- О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. 04.08.2023) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
- Римское право: учебное пособие / А. И. Бортенев, О. А. Сергачева, Е. Н. Коваленко; Волгоградский институт управления — филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС. — Волгоград: Издательство Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС. 2017. С. 43.