Встатье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о результативности применения проектов.
В российском образовании систематически происходят инновационные процессы. На этот раз в нашу жизнь вошёл ФГОС — Федеральный государственный образовательный стандарт. С 5 по 9 класс, вместе с воспитанниками, проживая новые стандарты, я убеждаюсь в том, что ФГОС является фундаментом государственного образования и главное в нём — это успешная социализация целогопоколения будущихвыпускников. Воспитание личности при этом, рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание благоприятных условий для развития фундаментальных ценностей, на оказание помощи обучающимся в гражданском, нравственном и военно-профессиональном становлении.
Неслучайно в Концепции духовно-нравственного воспитания, которая входит в стандарт, сформулирован конкретный идеал современного человека — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях народов России» [1].
С целью повышения качества и эффективности воспитательной работы возникла необходимость применения современных цифровых инновационных педагогических технологий. Самой востребованной из них является проектная технология, которая способствует развитию таких личностных качеств суворовцев, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет выявить их интересы и потребности.
Включение обучающихся в проектную деятельность является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Довузовские образовательные организации Министерства Обороны Российской Федерации имеют качественно новое ресурсное обеспечение исполнения стандарта, что позволяет вести проектную деятельность более эффективно и насыщенно во всех областях образовательной деятельности.
В целом, индивидуальный итоговый проект можно назвать интегративным дидактическим средством развития, обучения и воспитания, которое позволяет формировать и развивать особые компетенции у обучающихся, практически учить:
– проблематизации;
– целеполаганию и планированию своей деятельности;
– самоанализу и рефлексии;
– представлению результатов своей деятельности;
– презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, видеоролика и др.);
– поиску и отбору актуальной информации, и усвоению необходимого знания;
– практическому применению теоретических знаний в различных ситуациях;
– выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
– эффективному использованию методов исследования (анализа, синтеза, выдвижению гипотезы, детализации и обобщения) [2, с 34].
Мультимедийный метапредметный проект, это такой проект, который выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки учебных предметов и невозможен без использования цифровых ресурсов, ИКТ-технологий и технических средств обучения. В процессе работы над проектом или исследованием воспитателю необходимо формировать у суворовцев следующие универсальные учебные умения:
- Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (или поиск гипотезы), формулировка предположения (или гипотезы), обоснованный выбор способа или метода в деятельности (например, фишбоун, пирамида, процесс), планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
- Презентационные: построение устного доклада (либо сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
- Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, достигать консенсуса.
- Поисковые: находить информацию в Интернете, вести контекстный поиск, формулировать ключевые слова.
- Информационные: структурирование информации, выделение главного или частного, приём и передача информации, представление её в различных формах и упорядоченное хранение.
- Проведение подготовительной работы: организация и подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, осмысление и оцифровка полученных результатов [2, с 67].
В ходе работы над проектом создается продукт совместной деятельности. Результаты выполненных проектов должны быть конструктивными и полезными, готовыми к использованию на занятиях и в реальной жизни. К тому же на уровне 5–7 класса проекты, выполняемые обучающимися, как правило, групповые, с учётом того факта, что в групповом проекте, каждый оформляет свой индивидуальный мини-проект. А в 8–9 классе проекты выполняются индивидуально. Несколько слов хотелось бы сказать о мультимедиа, которые сопровождают работу над проектом. Чаще всего это мультимедийная презентация — документ, созданный в программе PowerPoint; а также, видеоролик, видеоклип, видеосюжет и др. Абсолютно все промежуточные продукты, конечные продукты, либо мини-проекты выполненные, суворовцами в рамках итогового проекта должны быть использованы в воспитательной и внеурочной деятельности, либо представлены на конкурсы различного уровня.
В ходе выполнения исследования у обучающихся формируются: метапредметные умения и навыки, универсальные учебные действия; активная жизненная позиция; созидательная ценностная направленность; стремление к личностному росту, умение самостоятельно принять решение, способность к саморазвитию и умение эффективного взаимодействия. То обстоятельство, что нашим воспитанникам в будущем придётся жить и реализовывать свои цели и планы в цифровом обществе, заставляет нас уже сейчас задумываться о формировании у наших выпускников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их.
В заключение хотелось бы отметить, что от офицеров — воспитателей требуется определённая компетентность, чтобы включиться в работу по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, поскольку руководство проектом требует много сил, времени, погружения в выбранную суворовцем тему. Эта работа оставляет в педагогической деятельности неизгладимый след, являясь испытанием личности воспитателя на прочность, модель директивной педагогики, по принципу «Делай как я» по которой учили нас, или модель педагогики сотрудничества, основывающейся на принципе «Делай со мной» по которой учили наших детей в настоящее время совершенно неактуальны . Теперь мы перешли к модели развивающей педагогики с ведущим принципом «Делай лучше меня» , которая позволяет усилить мотивацию обучения и воспитания и вовлечь учащихся в активную деятельность. Сегодня мы должны смело идти навстречу новому, то есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам самим нужно учиться непрерывно и безостановочно.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г. [электронный ресурс информационно-правовое обеспечение «Гарант»] URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 19.02.2021)
- Янушевский, В. В. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие. г. Владивосток: «Владос», 2018–126 с.