Глобальные технологические и социальные изменения формируют вызов современному образованию и предъявляют требования к воспитателю, который, с одной стороны, должен способствовать развитию глобальных компетентностей учащихся, необходимых для жизни в цифровом мире, а с другой — поддерживать актуальность собственных профессиональных навыков в постоянно меняющихся условиях современного мира.
Трансформация деятельности воспитателя в условиях цифровой трансформации образования раскрывается в трех аспектах:
– изменение используемых образовательных технологий вследствие применения цифровых технологий и инструментов;
– изменение целей деятельности — подготовка граждан цифрового мира
– непрерывность профессионального саморазвития средствами цифровых технологий, организации профессионального и продуктивного взаимодействия с коллегами в сетевом мире, что может привести к смене масштаба деятельности, интересов и результатов.
В процессе цифровой трансформации образования возникает необходимость соблюдения некоторых условий, первостепенным среди которых является наличие единой безопасной информационной образовательной среды. Компьютер сегодня является основным средством IT — технологий для работы с текстом, электронными таблицами, диаграммами, графическими редакторами, мультимедийными презентациями и цифровыми программами.
Дистанционное обучение в УСВУ понимается как технология организации учебного процесса, реализуемая в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие удаленных участников через открытые каналы доступа (прежде всего Интернет).
При дистанционном обучении используются специализированные ресурсы Интернет, предназначенные для дистанционного обучения, и иные информационные источники Сети (электронные библиотеки, банки данных, базы знаний и т. д.) — в соответствии с целями и задачами изучаемой образовательной программы и возрастными особенностями обучающихся. Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе. Училище обеспечивает каждому обучающемуся в дистанционном режиме возможность доступа к средствам дистанционного обучения для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.
В марте 2020 года, по оценкам ЮНЕСКО, школы приостановили обучение в очном формате для 92 % детей по всему миру. Практика весны 2020 года показала, что не бывает отдельно дистанционного или электронного обучения. Дистанционное обучение вошло в нашу жизнь не эволюционным путем, а по методу «шоковой терапии». Образовательным учреждениям пришлось искать пути решения задач в режиме цейтнота. Но именно в этих условиях в довузовских образовательных организациях родился уникальный опыт организации обучения с применением дистанционных (электронных) технологий [1, с.29].
В период пандемии каждая образовательная организация ищет наиболее удобный формат проведения занятий и мероприятий. Сколько бы моделей ни существовало, какие бы средства и технологии ни применялись, все сходятся во мнении, что учебный процесс останавливать нельзя. В каких-то образовательных организациях удалось полноценно перейти на реализацию образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, а где-то они используются частично в комбинации с электронными средствами и офлайн-ресурсами. Любой подход, который позволяет педагогу и обучающимся общаться, изучать новое, получать обратную связь, — может быть применен.
Сегодня оба формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся возможностях. Также в практике обучения и воспитания существует синхронное и асинхронное обучение.
Синхронное обучение — форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь).
Асинхронное обучение — форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты) [2, с.19].
Любой коллектив держится традициями, особенно коллектив взвода. Когда вы вместе проводите каждый день, у вас есть возможность живого общения с ребятами, вы можете оперативно обсудить важный вопрос, обменяться мнениями, наметить будущие действия. При переходе в дистанционный режим обучения возможность такого близкого, непосредственного общения во многом теряется. Тем не менее, важно постараться ее сохранить. Для того, чтобы сохранить работоспособность воспитательной системы в классном коллективе, поддержать в условиях вынужденного режима самоизоляции живые человеческие контакты, эмоциональную связь воспитанников с классным руководителем, а в какой-то мере — и психологически поддержать ребят, их родителей и самих себя имеет смысл сохранить в условиях вынужденной самоизоляции практику проведения классных часов. Но это те воспитатели, которые находятся за пределами училища, воспитатели, остающиеся в училище, становятся тьюторами, то есть, педагогами организующими и сопровождающим индивидуальную и групповую работу воспитанников с использованием инструментов трансляции и видеосвязи, таких как:
– Skype это система проведения видеоконференций и вебинаров;
– Zoom это облачная платформа для видеоконференций, веб-конференций, вебинаров;
– Google Hangouts это система проведения видеоконференций, предоставляющая возможность записи и публикации материалов вебинара на YouTube [3].
Таким образом, видеоконференции охватывают самое большое количество участников образовательного процесса и создают единую информационную среду. Главным преимуществом такой формы виртуального общения является наличие визуального контакта в режиме реального времени. Это большой плюс, так как, видя суворовцев, воспитатель может контролировать степень понимания предмета общения, корректировать заинтересованность, задавая вопросы и наблюдая за языком жестов. Ощущение вовлеченности — важный психологический аспект, который повышает эффективность самого процесса.
Литература:
- Мудракова, О. А. Проблема использования технологий дистанционного обучения в школьном образовании / О. А. Мудракова, Т. А. Биндюкова // Интеграция образования: журнал. — 2015. — № 3. — С. 29–35.
- Михайлов В. Ю., Гостев В. М. Информационно-коммуникационные технологии в реализации современных педагогических методик. Учебно-методическое пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы». — Казань: КГУ, 2008. — 34 с.
- В. А Вишняков, А. П. Ковалев. Онлайн-сервисы и информационные технологии в дистанционном обучении [Электронный ресурс научная электронная библиотека «КиберЛенинка»]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-servisy-i-informatsionnye-tehnologii-v-distantsionnom-obuchenii (дата обращения 18.01.2021)