В данной статье рассматриваются особенности формирования прав и свобод человека и гражданина, которое представляет собой долгий и сложный путь, полный различных вызовов и угроз. Стремление человека к нормальной жизни и преодолению этих угроз является одной из ключевых движущих сил этого процесса. На протяжении многих веков жизнь людей подвергалась постоянным опасностям, что приводило к появлению и развитию гуманистических концепций, призывающих к равенству, защите от дискриминации и насилия. Целью статьи является определение понятия прав и свобод человека и гражданина. Для достижения цели рассматривается сущность реализации прав и свобод как формы социальной регуляции, они характеризуются в качестве неотъемлемой части любой правовой системы. Теоретическая значимость статьи определяется тем, что понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина является основой развития демократии. Невозможно представить себе закон без учета прав человека, а также прав человека без их включения в законодательство. Практическая значимость заключается в том, что в большинстве демократических стран понятие прав и свобод человека раскрывается через фундаментальные принципы законодательного процесса. В России эта концепция также является актуальной. Конституция РФ обязывает государственные органы соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, исходя из их естественного и неотъемлемого характера.
Ключевые слова: права человека, гражданин, личность, конституционные права и свободы, защита прав и свобод человека и гражданина.
This article examines the peculiarities of the formation of human and civil rights and freedoms, which is a long and difficult path full of various challenges and threats. The human desire for a normal life and overcoming these threats is one of the key driving forces of this process. For many centuries, people's lives have been exposed to constant dangers, which has led to the emergence and development of humanistic concepts calling for equality, protection from discrimination and violence. The purpose of the article is to define the concept of human and civil rights and freedoms. To achieve this goal, the essence of the realization of rights and freedoms as a form of social regulation is considered, they are characterized as an integral part of any legal system. The theoretical significance of the article is determined by the fact that the concept of constitutional human and civil rights and freedoms is the basis for the development of democracy. It is impossible to imagine a law without taking into account human rights, as well as human rights without including them in legislation. The practical significance lies in the fact that in most democratic countries the concept of human rights and freedoms is revealed through the fundamental principles of the legislative process. This concept is also relevant in Russia. The Constitution of the Russian Federation obliges state bodies to respect and protect human and civil rights and freedoms based on their natural and inalienable nature.
Keywords: human rights, citizen, personality, constitutional rights and freedoms, protection of human and civil rights and freedoms.
Идея формирования конституционных прав и свобод человека и гражданина зародилась задолго до того, как она стала важной для общественного мнения и подверглась законодательному влиянию. Предшествующие этой концепции факторы включают определенные аспекты общественной, экономической и политической действительности. В зарождении своем она учитывала видение человека как индивида, обладающего волей, и стремление к уравниловке всех людей и объединению всего человечества. Базовые принципы конституционных прав и свобод были заложены в это время.
Эволюция данной концепции тесно связана с прогрессом общественных структур, обеспечивающих отдельным личностям определенную степень свободы и возможность выбора. В такой системе соблюдение прав становится более предпочтительным, чем их нарушение, благодаря наличию демонополизированных механизмов распределения ресурсов и доходов. Эти механизмы стимулируют эквивалентный обмен и индивидуализацию собственности, что способствует разделению труда и экономическому прогрессу.
Права и свободы человека являются результатом сложных социальных и культурных изменений. С развитием культуры и общества усиливаются права и свободы личности. Каждая новая историческая эпоха приносит дополнительные свободы, расширяющие круг прав и возможностей личности, хотя и в ограниченном масштабе [10, с. 421].
Процесс культурного развития проявляется в различных сферах общественной жизни, таких как мораль, право, религия и философия. Этот процесс прослеживается от древности до наших дней: например, рабы античности обладали большей степенью свободы, чем первобытные дикари; крепостные средневековья находились в более благоприятном положении по сравнению с рабами античности; буржуазное общество открыло путь к формальной свободе для всех его членов.
Права и свободы представляют собой комплексное явление, связанное с формированием юридических стандартов, в которых эти права закрепляются. Происхождение прав человека остается неисчерпаемой темой, вокруг которой ведутся различные дискуссии. Например, в соответствии с христианско-религиозными доктринами, эти права считаются предопределенными Богом с момента сотворения мира, и неверно утверждать, что их «предоставляют» институты, такие как государство или международные организации. Эти институты лишь осуществляют предначертание Господне [9, с. 5]. Например, в конце XIII века Данте писал о том, что Бог вложил в природу человека свободу, которая проявляется в жизни для себя [4, с. 68].
В эпоху просвещения огромное значение для формирования представлений о правах человека имела концепция естественного права. Основатели и выдающиеся представители этой концепции активно действовали в период буржуазных революций. Их позиция выражалась не только в противодействии феодализму, но и в доводе о необходимости преобладания закона в отношениях между государством и личностью. Они настаивали на том, что основой возникновения и законности властных учреждений является социальный контракт. Согласно идеям естественного права, основным источником прав человека является его природа, а сами права считаются «прирожденными и неотчуждаемыми, а не дарованными (октроированных) правителями» [6, с. 144].
Эти идеи о свободе, равенстве и социальных возможностях, выраженные в фундаментальных правах человека, подтверждают его достоинство и обеспечивают возможность достойной жизни. В демократическом обществе наивысшим приоритетом считаются интересы человека, включая его права и свободы, которые должны соответствовать общественным интересам и правам различных коллективов, включая национальные и другие меньшинства, общественные объединения и различные социальные группы.
Ключевое положение Конституции Российской Федерации подчеркивает, что фундаментальные права и свободы индивида являются неотъемлемыми, поскольку они присущи каждому с самого момента его рождения. Это означает, что человек приобретает значимые компоненты общечеловеческих ценностей, известных как природные права, с самого начала своего существования. Эти права являются неотъемлемой частью человеческой природы и необходимы для достижения полноценной жизни. Они могут быть утрачены лишь в случае смерти гражданина. Это подчеркивает, что защита и гарантия этих прав являются фундаментальными принципами демократического общества. Они должны быть уважаемы и защищены соответствующим образом во всех сферах жизни общества.
Стандарты по правам человека, разработанные международным сообществом, закреплены в нескольких ключевых документах:
- Всеобщая декларация прав человека представляет собой один из ключевых документов в области прав человека, где изложены основные права и свободы, признанные всеми государствами мира.
- Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает гражданские и политические права каждого человека, включая право на жизнь, свободу слова и право на справедливое судебное разбирательство.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах гарантирует защиту экономических, социальных и культурных прав всех людей, таких как право на труд, образование и стандарты здоровья.
- Документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) содержат важные положения о правах человека и принципах международного права, а также другие международные договоры.
Эти стандарты признаны международным сообществом как общепризнанные принципы и нормы международного права, обязательные для всех государств мира. Законодательство Российской Федерации, включая ее Конституцию, ориентировано на соблюдение этих стандартов, поскольку Россия является полноправным членом международного сообщества.
Конституция Российской Федерации, введенная в действие, сформировала основополагающую базу государственности, укоренившуюся в демократических принципах и установившую новый порядок взаимоотношений между государством и индивидуумом. Рассматривается значимость основных прав и свобод индивида и гражданина, которые гармонизированы с международными нормами права. Примечательно признание и утверждение неприкосновенности прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность как важнейших элементов всей системы прав и свобод. Эти аспекты лежат в основе конституционного положения личности [5, с. 32]. Однако, кризисные ситуации в современной России выявляют ряд проблем, мешающих реализации и защите этих прав и свобод. Рост уровня преступности, широкомасштабные нарушения прав человека и свобод, а также недостаточная разработка национального законодательства отражают сложившуюся обстановку.
Согласно Конституции РФ, государство не может присваивать или передавать основные права и свободы, так как они неотъемлемы и принадлежат каждому гражданину с момента рождения. В статье 17 четко подчеркивается, что права и свободы индивида не могут быть переданы или приобретены другим лицом, они являются неотъемлемыми. Отказ от этих прав также не допускается и считается недействительным.
Хотя большинство прав гражданина возникают с рождением, имеются случаи, когда они могут быть признаны неотчуждаемыми при получении российского гражданства или достижении определенного возраста. Эти права и свободы, которые государство признало, считаются основополагающими и непосредственно охраняются законом.
Категория «права и свободы человека и гражданина» претерпела существенные изменения в ходе исторического развития. На современном этапе развития конституционного права большинство исследователей сходятся во мнении, что эти права и свободы являются высшим достоянием, которое государство поддерживает и защищает.
В советской конституционной практике права человека рассматривались как законно гарантированные возможности, защищенные государством. В этом контексте права человека и права гражданина воспринимались как одноранговые концепции.
П. П. Баранов объясняет «права и свободы человека» как основные возможности, которые каждый человек имеет в социуме с учетом существующих общественных достижений [2, с. 65]. Эти права и свободы оформлены законом и обеспечивают социальную защиту личности. Многие из них доступны человеку с рождения и не требуют специальных юридических процедур для их получения.
Государство играет ключевую роль в обеспечении этих прав, пресекая нарушения, наказывая нарушителей и компенсируя ущерб. В то же время граждане имеют право самостоятельно защищать свои конституционные права, если это необходимо. Каждый человек считается субъектом этих прав и свобод, и государство активно участвует в их реализации и защите, независимо от гражданства.
Существует неоднозначность в отношении определений «права» и «свободы». Некоторые исследователи считают их самостоятельными категориями, в то время как другие рассматривают их как синонимы. Различные точки зрения существуют на этот счет. Например, Е. А. Осавелюк утверждает, что «право» и «свобода» в большей степени являются синонимами, поскольку оба понятия представляют собой субъективные права каждого человека [8, с. 134].
В работе А. М. Арчакова обсуждается различие между понятиями свободы и права с точки зрения конституционно-правовой доктрины и общечеловеческой практики. По его мнению, «эти дефиниции следует четко разграничивать» [1, с. 14].
Согласно данным источникам, свобода часто рассматривается как разновидность права на определенное поведение. Однако истинный смысл различия между правом и свободой более глубокий.
Свобода представляет собой самостоятельное поведение субъекта, которое не регулируется государством, а лишь обеспечивается и защищается им, обладая адекватной формой использования. В то время как право — это четко определенная возможность свободного поведения в рамках, установленных законом.
Право и свобода считаются одними из ключевых понятий в юридической системе, так как они определяют социальные возможности человека в различных областях его жизни. Этот взгляд имеет давние корни и прослеживается с периода Нового времени. Четкое различие между этими понятиями трудно провести на практике, так как они тесно связаны. Свобода обычно подчеркивает широкий спектр возможностей выбора, в то время как право определяет конкретные действия, которые человек имеет право совершать. Следует рассматривать «свободы» как сферы, где государство не должно вмешиваться, а вместо этого должно обеспечивать и защищать их. Под «правами» он понимает полномочия, принадлежащие человеку в определенной сфере.
В международном праве часто используется термин «право на свободу», который означает возможность действовать независимо от ограничений, установленных государством или другими субъектами. Этот термин часто встречается в различных документах, таких как Всеобщая декларация прав человека. В одной из глав этого документа, а именно в статье 13, затрагивается вопрос о праве на свободное передвижение и выбор места жительства. Здесь подчеркивается важность данной свободы для граждан. Кроме того, в статье 18 подчеркивается право на свободу мысли, совести и религии, что означает защиту личной сферы в убеждениях и вероисповедании.
Статья 19 гарантирует право на свободу убеждений и их свободное выражение, что является фундаментальным аспектом демократического общества. Важно осознать, что эти права и свободы взаимосвязаны. Термин «свобода» здесь означает отсутствие ограничений со стороны государства или других субъектов.
В основе конституционного устройства лежат принципы, закрепляющие права и свободы индивида, что отражено в Конституции Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что основным источником свободы личности является сама личность, независимо от вмешательства со стороны государства. Следовательно, каждому гражданину гарантированы определенные права и свободы, которые должны быть защищены в соответствии с действующим законодательством [2, с. 65].
Однако важно помнить, что использование этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других людей. Это необходимо для поддержания гармоничного функционирования общества и уважения к каждому его члену. Ни в одном обществе нельзя гарантировать абсолютную свободу, так как это может привести к конфликтам интересов и нарушению общественной безопасности. В случае нарушения прав и свобод граждан государство обязано обеспечить их защиту в соответствии с законом, включая использование государственных механизмов защиты.
В настоящее время все чаще поднимается вопрос о цифровых правах человека и гражданина. Этот термин относится к защите основных прав людей в цифровой среде через законодательные и правоприменительные меры, которые гарантированы международным правом и конституциями различных стран. «Они адаптируются к потребностям человека и гражданина в информационном обществе» [7, с. 179]. Сегодня задача государства заключается не только в признании, но и в защите цифровых прав граждан от различных нарушений. Это направление стремится обеспечить конституционно-правовую безопасность личности, общества и государства.
Таким образом, с появлением новых технологий, способных собирать и обрабатывать огромные объемы данных о каждом человеке, необходимо пересмотреть права и свободы личности. Этот процесс требует адаптации к специфическим технологическим терминам, которые становятся все более распространенными и используются на практике. Цифровые технологии имеют потенциал вернуть демократическим процедурам истинный смысл и исправить «провалы демократии». Это обосновывается возможностью обеспечить более прозрачные и эффективные механизмы управления обществом.
Литература:
- Арчаков А. М. Понятие и развитие конституционно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России // Юридический факт. 2022. № 186. С. 11–15.
- Баранов П. П. Конституционные права и свободы человека в цифровую эпоху // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 2. С. 63–69.
- Воронцов В. Г., Назарова И. С. К вопросу о понятии конституционного права // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2022. № 2 (55). С. 39–43.
- Доброхотов А. Л. Данте Алигьери. М.: Мысль, 1990. 207 с.
- Елецкий И. Ю. Понятие свободы личности в конституционном праве Российской Федерации // Epomen. Global. 2019. № 2. С. 31–35.
- Козулин А. И. Об источниках прав человека // Государство и право. 1994. № 2. С. 144–152.
- Михайличенко И. В. К вопросу об определении понятия «цифровые конституционные права человека» в современный период развития юридической науки // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 4. С. 177–186.
- Осавелюк Е. А. Принципы конституционного права: понятие и виды // Вестник экономической безопасности. 2021. № 6. С. 132–136.
- Папа Иоанн-Павел II. Права человека // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 7. М., 1995. С. 12–18.
- Шахновская И. В. О понятии, сущности прав и об изменчивости круга социальных общностей как субъектов конституционно-правовых отношений // Авакьяновские чтения. Сборник научных статей студентов, магистрантов, преподавателей, II Международного молодежного юридического форума. 2019. С. 419–424.