Ключевые слова: Конституция РФ, гражданство, верховенства права, правовой статус, законодательство, специфика.
Фундаментальная, санкционированная посредством нормативно-правового предписания, правовая связь между гражданином и суверенным государством, определяющая встречные права и обязанности двух параллелей.
Затрагивая статус гражданства в исторической ретроспективе становления данного института, в рамках научного исследования стоит обратиться к постулатам и принципам заложенными в римском праве, а точнее к знаменитой триаде правоспособности
- status libertatis — статус свободы;
- status civitatis — статусе гражданства;
- status familiae — статус семьи [1].
Динамика развития, эволюция внутренней и внешней прогрессии молодой империи предопределили распространение дарования гражданства субъектам далеко за пределами римской общины по ряду причины. Таковыми образцами нарушения замкнутости и незыблемости status civitatis стали постоянные изменения в цензорских гражданских списках; дарования гражданства провинциальным объединениям, в том числе военным колониям и последующая вслед за этим практика предоставления статуса схожим с Римом общинам после Латинской войны 340–338 гг. до н. э. Подобная динамика развития лишь усложнила правовую природу, предопределив его юридически-формальное содержание [2].
Невозможно не начать повествования, касательно круга функционирования института гражданства в РФ, без прямого цитирования принципиальных доводов Конституции. Первично предстают положения 2 пункта, 6 статьи, из которой следует: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» [3]. Остальные два пункты конституционной диспозиции предопределяют специфический источник приобретение / прекращения гражданства — Федеральный закон № 138 и тезис о невозможности утраты данного статуса или права на его метаморфозу.
Вторично, обращаясь ко второй главе следуют статьи 63–64 регулирующие состояние неоднородности лиц с привязанностью к множеству государств, бипатридов и апатридов.
Приводя доктринальные позиции, нельзя упустить виденья статуса гражданства профессора С. В. Черниченко как односторонним отношением гражданина (активного элемента) и государства (пассивного элемента) связанного с реализацией прав и обязанностей первого. Однако стоит обратить внимание на взаимообратное направление соблюдения обоюдного пакета прав и обязанностей двух сторон, обладающих в рамках сложных отношений и активной и пассивной формой. Касаясь вопроса института гражданства, автор раскрывает структуру, некую совокупность обособленных норм единого целого, образующие субинcтитуты (нормы-принципы, положения приобретения или прекращения гражданства у специфичных от своего гражданского статуса субъектов). При этом затрагивается и позиция, исходя из которой явление гражданства является зависимым подинститутом большего элемента как — основ правового статуса гражданина [4].
Важным аспектом, в блоке посвященным содержанию специфики института гражданства, представляется сущность принципов данного правового феномен, некой нити связующей подвластных субъектов и единого суверена. Доктринальными позициями представляется мнение профессоров Е . И . Козловой и О. Е. Кутафина , определяющие источники посвященные статусу гражданства генезисом провозглашения конституционных общих основ, определяющие правовую сущность отношений в рамках данного института. Наделение лица комплектом прав и обязанностей, посредством нормативного предписания и законодательной регламентации, образует диапазон действия правового статуса гражданина и оформление его правового синтез с самим государством. Государство — явление исключительно правового характера, не зависящее от фактического или политического состояния. В свою очередь родовым феноменом представляется правовой статус как таковой, вбирающий в себя элементарные частицы всех отраслей права. К предмету регулирования конституционной ветви юриспруденции относится консолидация фундаментальных основ, закрепленных в конституции, в том числе — установления санкционирующие отношения по гражданству; оформление комплекта взаимной ответственности государства и гражданина, а также институциональные принципы [5].
Важным аспектом представляется центральная, во многом руководящая, дислокация института правового статуса и гражданства в одной конституционной плоскости одновременно с основами строя, обуславливая тем самым паритет первой и второй главы Высшего Закона страны. Универсальная формула «принадлежности лица к государству» , как субъективного права индивидов, санкционированное бюрократическим сувереном, представляется возможным истолковать как некое юридическое оформление членства, столь свойственного для эпохи процветающего позитивизма [6].
Правовая специфика института гражданства зиждиться на фундаментальных тезисах — устойчивая, правовая связь гражданина и государства, обеспечивающая единство и персональное равенство лиц. Об этом свидетельствуют нормативно-правовые положения и доктринальные позиции. В качестве примера представляется мнение профессора Авакьяна повествующая обывателю, что факт гражданства исключительно формализованная категория, инициатива которой исходит со стороны государства, обеспечивающее существование данного естественного состояния каждого индивида. Аналогично, автор проводит параллель между дефинициями «гражданство» и «подданство», ибо последнее устоялось на практике как фактор повиновения лица несвободного, воле императива над ним, то есть монарха. Продолжая своё повествование профессор Авакьян затрагивает настоящую проблематику и очередную коллизию образовавшаяся на почве стыка гражданства РФ и её паритетных единиц — республик в конце прошлого тысячелетия [7]. Исходя из положений Закона 1992 года Республики Саха (Якутия) , утратившего силу спустя 10 лет, предполагающая факт наличия уникального гражданства субъекта внутри Российской Федерации. Доводом получения особого статуса в пределах республики служило постоянное проживание на данной территории в течение 10 лет, что превышает срок фактического нахождения в РФ с аналогичной целью в два раза [8].
Позиция Конституционного суда впоследствии выразилась в определении от 06.12.2001 № 250-О посредством тезиса, отразившегося и в Федеральном законе от 31 мая 2002 года, — не предусматривается гражданства субъектов РФ.
Нами уже была выведена элементарная переменная в единой формуле, ею представилась правовая связь двух первостепенных субъектов / сторон, однако проводя ретроспективную параллель, обращаясь к Закону СССР от 23 мая 1990 г. № 1518- I «О гражданстве СССР» можно лицезреть формулировку — «политико-правовая связь лица и Советского государства», подчёркивающая идеологический контекст национальной федерации. В настоящем законе правотворец решил исключить политическую подоплёку и сконцентрировать внимание на правовом аспекте.
Краеугольным нормативно-правовым актом, регламентирующим жизнеспособность и функционирование института гражданства, представляется новейший Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 апреля 2023 года , сменивший версию, действующую с 2002-го. Предмет регулирования сохранил своё содержание в оформлении оснований и процедуры приобретения, прекращения статуса гражданства. Новая модель федерального закона во многом унифицировала предшествующие положения, сократив их общее количество, характеристики и перечень глав. Фундаментальные принципы в количестве шести положений законодатель расположил в статье 5 , а именно: единство и равенство по отношению к неординарным основаниям приобретения статуса; невозможность его лишения и наличии возможности его перемены; не прекращение действия статуса за пределами Российской Федерации; невозможность высылки гражданина РФ или его выдача иностранным государствам; запрещении разновидностей дискриминации; поощрение получение гражданства РФ апатридами [9].
Фундаментальные формулы основания получения гражданства Российской Федерации, выражающиеся в методах и способах, остались без изменений относительно предшествующей модели закона, но были дополнены и систематизированы в одноименной статье 12:
– По факту рождению (принцип «крови»);
– По итогу приема / натурализация в гражданство Российской Федерации (по решению Президента РФ);
– В результате признания гражданином Российской Федерации (граждане СССР / РСФСР, в том числе военнослужащие, принявшие присягу по состоянию на 6 февраля 1992 года);
– По случаю выбора гражданства РФ при изменении Государственной границы Российской Федерации (оптации);
– Исходя из международной практики и соглашений РФ [9].
Раскрывая принцип оптации, ссылаясь на практическое его применение, примером представляется имплементация Республики Крым и жителей полуострова, некогда граждан Украины, но изъявивших своё волю на референдуме, в состав Российской Федерации. Исходя из с т. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым от 18 марта 2014 года , лица проживающие на новых территории, ставшей субъектом федерации, обращаются гражданами России, за исключением случаев обращений о желании сохранить прежнее гражданство или оставаться апатридом в течение месяца [10].
В части приобретения гражданства представляется интересным аспект расширения вариаций приобретения данного статуса, в том числе введение факта исключительного порядка, обнуляющего действие положений пунктов 1–3 части 1 статьи 15 закона и отсылающего нас к иным федеральным актам. Упрощенная процедурность приёма в гражданство аргументируется фактором заслуг перед Российской Федерацией в виду своей профессии или квалификации, либо иных причин, вызывающих неподдельный интерес для нашего государства. Подобное законодательное нововведение непосредственно подразумевает отсылку к аналогично реорганизованному Федеральному Закону, в частности «О воинской обязанности и воинской службе» — статье 33 , раскрывающей требования к гражданам, в том числе иностранным, поступающими на военную службу по контракту. При чём последняя категория лиц в силу отсутствия гражданства РФ могут воспользоваться правом лишь единожды [11]. Новаторством в этом вопросе предстаёт еще одно положение Федерального закона «О гражданстве» , а точнее — 16 статья ипредоставление исключительной возможности получения гражданства РФ посредством заключение контракта о прохождении службы в Вооруженных службах РФ, других войсках и формированиях на срок не менее одного года [11, п. 1, ч. 1, ст. 16].
Разумеется, данная позиция законодателя закономерно торжественна детерминированным переменам в социально-политической среде государства и публичном сектора, который под воздействием внешних обстоятельств принимает характерные метаморфозы по степени надобности, подстраивая под себя и букву закона. Аналогично стоит отметить, что в новой версии Федерального закона исчезла отдельная статья, посвященная процедуре восстановления в гражданстве, что в свою очередь свидетельствует об унификации положений по статусу гражданства в РФ.
Литература:
- Новицкий И. Б. Римское право: учебник / И. Б. Новицкий. — М.: КНОРУС, — 2011. — 304 с.
- Львов А. В. Гражданин и гражданство в Древнем Риме. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки, — 2018. — № 1 (29), — С. 23–33.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Черниченко, С. В. Международно-правовые вопросы гражданства // С. В. Черниченко. М.: Международные отношения, — 1968. — С 145.
- Конституционное Право России — Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин 3-е издание ООО Проспект, — 2013. — С. 285.
- Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, — 1979. — С. 55
- Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т./ С. А. Авакьян. — 5*е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА*М, 2014 — С. 591.
- О гражданстве Республики Саха (Якутия) (утратил силу на основании постановления Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 21.02.2002 ПП № 1200-II) // Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1992 год, 28.02.1992 г.
- О гражданстве Российской Федерации : Федеральный закон от 28.04.2023 (ред. 24.07. 2023) № 138-ФЗ // СЗ РФ. — 2023. — № 18. — Ст. 3215.
- Громов Д. Н. О гражданстве субъектов Федеративного государство. Образование и право, 2018, — № 1. — С. 49–53.
- О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. 04.08.2023) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.