В последнее время все чаще говорится о развитии детей «одаренных», о том, что общество должно в полной мере работать с такими детьми, давать возможность для их самосовершенствования и саморазвития.
Мне кажется, что нельзя оставлять без внимания всех детей. Конечно, работать с одаренными нужно, и это очень важно, но и развивать способности школьников куда важнее.
Не секрет, что развивая способности ребенка, мы «прокладываем» ему «тропинку» к одаренности и, возможно, в последующем эта «дорога» приведет ребенка к открытию в нем таланта и гениальности. На мой взгляд, над развитием способностей можно начинать работать еще с зачатия ребенка: в утробе матери он способен воспринимать музыку, слышать сказки.
А как же быть педагогу, работающему в классе, наполненном детьми с разным творческим, эмоциональным, духовным потенциалом?
Педагог обязан выстраивать занятия и индивидуальную работу с детьми так, чтобы развитие способностей происходило у каждого школьника. Какие же методы и приемы может использовать учитель русского языка и литературы, чтобы раскрыть потенциал каждого, помочь ему найти себя?
Конечно, над этим вопросом уже давно работают ученые многих стран. Известны эффективные развивающие технологии: программа развития творческого мышления Э. Де Боно, технология ТРИЗ, ментальные и умственные карты, метод проектов, проблемное обучение, технология критического мышления и др.
Практика показывает, что не всегда в системе удается использовать какую-то одну технологию, но вот применение элементов технологий на уроке себя очень даже оправдывает.
Уверена, что нужно работать в комплексе над развитием как творческих способностей, так и креативного мышления, памяти и внимания, интеллекта и речи. Каждый педагог — практик может на своих уроках уделять внимание эффективным упражнениям и заданиям развивающего характера. Если каждый урок «вводить» такие упражнения, то, несомненно, можно добиться хороших успехов даже у самого «слабого» ученика.
Итак, рассмотрим методы и приемы, которые может педагог использовать в своей практической деятельности.
Развитие интеллектуальных способностей
Интеллект является одним из важнейших структурных элементов человеческой психики. Интеллектуально развитым считается человек, обладающий набором определенных качеств, обладатель которых способен к определенной мыслительной деятельности.
Не вызывает сомнения то, что ребенок должен обладать интеллектом, должен обладать и гибкостью мышления (т. е. умением анализировать, обобщать и синтезировать информацию, уметь её конкретизировать).
Одной из наиболее традиционных форм интеллектуального развития детей является предметная олимпиада (интеллектуальное соревнование). Предметная олимпиада позволяет выявить талантливых и (или) заинтересованных учащихся в изучении предмета и вовлечь их в олимпиадное движение. Решая нестандартные интеллектуальные олимпиадные задания, дети усваивают объем знаний по разным направлениям науки, что, в свою очередь, развивает нестандартность мышления.
Одним из действенных приемов, помогающих в развитии интеллектуальных способностей учащихся, является метод моделирования. Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. Модель рождается в совместной деятельности учащихся, а не предлагается в готовом виде. На ее основе конструируется способ действий с понятием (алгоритм, блок-схема).
Например, при изучении темы «Е, И в суффиксах ек-ик» на основе полученных знаний ребята могут создать модель-алгоритм при решении частной задачи. Вот так выглядят алгоритмы, составленные учащимися.
Развитие креативных способностей
Говоря о развитии креативных способностей, нельзя не вспомнить такие методы, как «мозговой штурм», интроспективный анализ, дискуссии, ролевые и операциональные игры, методы сотрудничества и т. д.
Не забывайте при этом вводить в различные этапы урока задания такого характера:
1. «Поиск аналогий»
На доске «появляется», н-р, слово ПОЕЗД. Детям предлагается привести как можно больше слов, сходных сданным по какому-то признаку. (Ответы могут быть такими: конь, карета, повозка, телега, дом на колесах, самолет — транспортные средства; пароход — средство передвижения по воде)
2. «Алфавит»
Дается задание составить небольшой рассказ, в котором слова расположены в алфавитном порядке. Тема рассказа может быть любой.
Например: «Апрель быстро входит. Где достаточно есть жара, зноя и красок? Лично мне нравится очень путь румяного солнца».
3. «Читай наоборот»
Во время урока литературы детям предлагается прочитать следующие предложения: «ЕтйаДюлбосунишит»; «Мечазывилаледсотэ?» «Амизланженс и яатюлалширп ишан яарк в»; «Ьтсупадгесвтедубецнлос!».
Развитие внимания и памяти
Ученые-психологи единодушно заявляют, что наша память и внимание напрямую зависит от работоспособности мозга. Мозг, как и любой другой орган нашего тела, нуждается в постоянной «подпитке». Хорошим упражнением, способствующим поддерживать мозг в активном состоянии, является отгадывание загадок, решение кроссвордов, заучивание стихотворений. Существуют и приемы, помогающие развивать и укреплять память:
«Орлиный глаз»
На доску выводятся слова (10–15) или текст, оговаривается время для запоминания, по истечении которого доска выключается и дети по памяти воспроизводят увиденное. Затем проводится взаимопроверка работ.
«Большое ухо» (слуховой диктант)
Ребятам диктуется текст по абзацам. Они воспроизводят его затем в тетради по памяти, стараясь как можно точнее передать содержание.
Ассоциативное запоминание
Для запоминания слов из словаря хорошо применять метод графических или звуковых ассоциаций. При запоминании написания слов можно сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.
Например, для запоминания глухих согласных по теме «Фонетика»
Ребятам предлагается запомнить фразу: «Фока, хочешь поесть щец?»
Советы педагогам:
- Активно применять на уроках методы и приемы развивающего обучения.
- Поддерживать ребят, даже если их творческие работы не всегда получаются удачными.
- Пробовать себя в различных видах творчества, так как педагог должен быть новатором.
- Если каждый урок «вводить» упражнения развивающего характера, то, несомненно, можно добиться хороших успехов даже у самого «слабого» ученика.
- Итак, современные методы, формы, приемы, существующие в педагогике, психологии и методике преподавания русского языка дают возможность создать систему комплексного интеллектуального развития детей как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Литература:
- Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении. — М.: Вита-пресс, 2008.
- Норман Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах. — М.: Наука, 2010.
- Норман Б. Ю. Замысловатые задачи // Русский язык в школе. — 2013. — № 6. — с. 31.
- Ландау Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка / Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. ред. рус.текста Н. М. Назарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 144с.
- Суровцева, Н. А. Креативность как ключевая компетенция школьников [Электронный ресурс]: www.intellectus.su/conf/с-2009/surovtseva.htm