Было проведено исследование, направленное на выявление взаимосвязи личностных характеристик и особенностей восприятия родителей у женщин, страдающих бронхиальной астмой. Полученные данные позволяют говорить, что существуют значительные отличия в восприятии родителей у женщин с бронхиальной астмой. А также были выявлены взаимосвязи воспринимаемых характеристик родителей и личностных характеристик больных бронхиальной астмой. По результатам исследования были разработаны практические рекомендации.
Ключевые слова: бронхиальная астма, межличностная зависимость, БА, психосоматическое заболевание, родительская семья, эмоциональная опора, зависимость, восприятие, конфликт зависимости-независимости.
A study was conducted to identify the relationship between personality characteristics and attentive perception of parents in women suffering from bronchial asthma. The data obtained suggest that there are significant differences in the perception of parents in women with bronchial asthma. The perceived characteristics of the relationship between parents and the personal characteristics of the patient with bronchial asthma were also identified. Based on the results of the study, practical recommendations were developed.
Keywords: bronchial asthma, interpersonal dependence, asthma, psychosomatic disease, parental family, emotional support, addiction, perception, dependence-independence conflict.
По данным Минздрава России, распространенность бронхиальной астмы (далее БА) в российском государстве «среди взрослых составляет 6,9 %, среди детей и подростков колеблется от 10,6 до 16,9 % в разных регионах», что значительно превышает процент распространенности других заболеваний (инсульта, ишемической болезни сердца и др.) [11, с. 97]. При этом большинство представителей научной мысли справедливо отмечают, что несмотря на постоянное развитие медицины и психологии, показатели заболеваемости и распространения рассматриваемой в данной работе психосоматической болезни не имеют тенденции к снижению, что, в свою очередь, говорит о необходимости более глубокого научного исследования бронхиальной астмы, ее патогенеза и выявления наиболее эффективных способов ее устранения и соответствующей профилактики.
Вместе с тем выявлен плюралистический характер научных воззрений о понятии и сущности бронхиальной астмы, как психосоматического заболевания, а также отсутствие системного подхода к пониманию патогенеза рассматриваемой категории, что значительно затрудняет глубокое ее усвоение и актуализирует данное научное исследование в области психологии.
Понимание рассматриваемого заболевания с системной точки зрения (или системный научный подход; в некоторых работах — «онтогенетический или интегративный» [4, с. 15]), в рамках которого идеи медицинского и психологического / психодинамического синтезируются в единство понимания сущности БА как заболевания, имеющего психосоматические характеристики. Так, например, опираясь на различные работы авторов, представляющих данный подход (Д. Н. Исаев, Е. Ю. Галицина, Л. А. Лусс и др.), можно говорить о том, что в современной науке БА, как и другие виды психосоматических заболеваний, рассматриваются сквозь призму многофакторной модели их появления и развития, означающей, что источник такого рода заболевания носит сложноорганизованный и многоаспектный характер, отражающий тесную взаимосвязь психосоциальных и физических факторов. Анализируя фундаментальные теоретико-психологические работы ученых, работавших в рассматриваемом направлении, можно говорить о том, что основными психологическими факторами БА являются следующие аспекты, распределенные нами на несколько основных групп:
1. Общие и специальные факторы. К первым необходимо отнести такие проявления, как психоэмоциональный стресс и его влияние на механизмы защиты и адаптации личности; конфликтный характер среды обитания, длительное эмоциональное напряжение и др.
Специальные факторы связывают возникновение и развитие БА с субъективным влиянием элементов окружающей личности с БА среды. К таковым можно отнести:
– семью, или микросоциальный фактор (с особенностями ее внутренних взаимоотношений, атмосферы, паттернов, родовой системы и т. д.);
– фигуры родителей (с их психоэмоциональными особенностями, проявленностью адаптации или дезадаптации, методами воспитания, способами вербального и невербального общения и т. д.). Стоит отметить, что рамках данной группы в научной литературе наибольшее значение придается исследованию материнской фигуры как базового психологического фактора развития БА (например, С. В. Смирнова, Г. В. Залевский [10, с. 78–81]);
2. Личностные — аспекты, связанные с базовыми психофизиологическими данными субъекта (главную роль играют психологические особенности больного БА; специфика его эмоционального состояния и предрасположенностей; его способность выдерживать влияние других факторов; паттерны его психических реакций и др.).
Ситуативные — факторы, связанные с внешними обстоятельствами, в которые попадает субъект (которые в последствии для него становятся психотравмирующими), вызывающие в нем определенные психофизиологические реакции, воздействующие в свою очередь на возникновение и развитие БА.
Исходя из вышеописанных факторов развития БА и топологии ее фиксации, можно сделать вывод о том, что детско-родительские отношения занимают фундаментальное место в системе источников данного психосоматического заболевания.
Анализ психологической литературы по данному вопросу также показал высокую степень научного интереса и плюрализм работ как отечественных, так и зарубежных авторов. На основе данного анализа сделан вывод о том, что наиболее значимыми аспектами в исследовании детско-родительских отношений, как фактора БА являются:
– непосредственно семья (ее климат, атмосфера, типология воспитания в семье и «родовые установки»);
– родители (фигуры отца и матери рассматриваются в общей системе, особенности родительских установок и т. д.);
– фигура матери, изучаемая во многих исследованиях дифференцировано от семьи в целом и фигуры отца, ввиду высокой степени значимости и влияния данной фигуры на больного БА (особенности характера, преобладаемые виды психологических защит, способов общения с ребенком и др.).
Рассмотрим каждый из указанных аспектов более подробно.
Родительская семья как микросоциум со своей атмосферой и климатом выступает некой системной средой обитания ребенка, которая служит основой формирования его личности и особенностей психики. Так, конфликтный климат семьи может сформировать у ребенка соответствующую систему защитных реакций и механизмов для «выживания психики в среде существования», например, в некоторых семьях больных с БА:
– наблюдается сформировавшаяся в семье (возможно в рамках целых поколений) ипохондрическая культура, либо противоположная культура, отрицающая болезнь или пренебрегающая ее симптомами;
– устоявшаяся в семье конфликтная среда (наличие конфликтов, которых члены семьи избегают) и (или) культ чрезмерного внимания к интересам одного из членов семьи, а также конфликтность, которая привела к разводу родителей, что в свою очередь выступило источником БА (выделяет Д. Н. Исаев [5, с. 121]);
– укоренившиеся «ритуальная система семейного поведения» (теория M. Meyer-Casalis, рассматривавшего БА как некий ритуал, провоцирующий ответные родительские ритуалы, подкрепляющие как саму болезнь, так и паттерн избегания конфликта);
– многие авторы отмечают более общее описание характеристик семейного функционирования таких семей, указывая на такую особенность как «семейная дисфункция», которая, в сущности, включает все вышеперечисленные аспекты.
Таким образом, необходимо отметить, что семьи детей, больных БА отличаются дисфункциональной природой, проявляющейся в различных аспектах, например, таких как конфликтная среда, девиантные паттерны системы воспитания, а также специфика личности родительских фигур и др. При этом, несмотря на наличие широкого спектра научных исследований данного вопроса нельзя не указать на фрагментарный характер представленных выводов ученых-психологов. Налицо тенденция к исследованию аспектов семейного функционирования как дифференцированных факторов становления и развития БА, что, на наш взгляд, нуждается в научно-исследовательской корректировке в сторону тенденции системного (или интегративного) подхода, рассматривающего семью, детско-родительские отношения и их особенности, а также специфику личности всех участников данных отношений и др. как единую факторную систему.
Итак, анализ научных работ, посвященных исследованиям семей с больными БА, среди которых необходимо выделить работы таких авторов, как Ф. Александер, Д. Н. Исаев, Е. Ю. Галицына, С. Д. Дракина, Д. А. Кураева, С. В. Смирнова, А. Б. Смулевич, Т. И. Киреева и др., показал наличие схожести выводов многих исследований по заданному вопросу. Для более полного и системного понимания специфики и особенностей детско-родительских отношений в семьях с больными БА, нами представлена система базовых признаков и характеристик таких семей и отношений в них.
1. Первым фундаментальным признаком, выделенным нами на основании анализа представленных научных исследований, является автономный стиль общения с родителями (рассматриваются обе родительские фигуры — мать и отец).
Как отмечал Ф. Александер, поведение матери ребенка-астматика основывается на неразрешенном конфликтном характере и выражается в потребности тесной связи с ребенком, что, в свою очередь, перетекает в гиперопекающий стиль воспитания, основанный на желании как можно дольше оставлять ребенка в зависимом, инфантильном статусе [1].
Т. И. Киреева, углубляясь в исследование автономного характера поведения матери больного БА отмечала дифференциацию восприятия материнских паттернов в зависимости от гендерного ценза самого больного БА:
– сыновья воспринимают материнскую автономию как диктат с отрицанием самостоятельности его личности;
– дочери же видят максимальную отстраненность матери от собственной личности.
При этом тождественной в восприятии является тенденция резкой непоследовательности отношения матери к личности ребенка, проявляющаяся в диаметрально противоположных проявлениях: принимаю-отвергаю; подозреваю-доверяю и т. д. [6, с. 53]. В сущности, можно говорить о наличии у матерей больных БА дуальности эмоциональных проявлений.
По вопросу фигуры отца и особенностей его взаимодействия с больным БА мнения научных исследователей разняться. Так, по мнению Т. И. Киреевой, отцы обладают такими характеристиками, как отстраненность, недоступность к близкому контакту, незаинтересованность в потребностях ребенка.
Е. Ю. Галицына же, напротив, приходит к выводу о наличии в отношениях отца и больного БА заботливости и мягкости, при повышенном уровне воспитательной неуверенности первого (при этом страх утраты ребенка, чрезмерная строгость и неустойчивость стиля воспитания идентичны с показателями материнской фигуры) [3, с. 137].
Несовпадение выводов и показателей исследований говорит лишь о субъективности и специфике каждой семьи и детско-родительских отношений, где многовариантность показателей может также служить одним из весомых научных выводов об особенностях таких отношений.
2. Второй признак, отличающий детско-родительские отношения в семьях с детьми, больными БА — отсутствие преобладания адаптивных стилей психологической защиты родителей.
В отношении такой категории как психическая адаптация родителей в науке прослеживается единство мнений о ее высокой степени влияния на тенденции БА ребенка. Примечательно, что в семьях с больными БА преобладает наличие нервно-психической дезадаптации родителей (в особенности матерей). Так, например, опираясь на выводы и исследования Т. И. Никольской, Е. Ю. Галициной [7, с. 105], С. В. Смирновой, Г. В. Залевского [10, с. 78] и других ученых, необходимо указать на то, что:
– у отцов в данном случае дезадаптация выявляется в таких защитных проявлениях как изоляция от проблем ребенка, их идеализация;
– у матерей — регрессия, избегание, ипохондрия, пассивная агрессия. Личность матери ребенка, больного БА в научных исследованиях подтверждается как ригидная, с повышенным уровнем неуверенности и низким уровнем коммуникативности.
При этом интересным является наблюдение о дуальном характере категории психической дезадаптации родителей (особенно матери), который проявляется в замкнутой взаимозависимости реакций ребенка и дезадаптации матери (дезадаптация является своеобразной реакцией на заболевание, и, параллельно оказывает воздействие на динамику этого заболевания, благодаря чему образуется некий замкнутый круг).
3. В качестве третьего фундаментального аспекта в характеристике семей с больными БА и детско-родительских отношений в них, необходимо осветить типологию таких семей, представленную в различных научных исследованиях.
Так, предлагается различать три типа семей детей, больных БА (в зависимости от особенностей, перечисленных нами выше):
– семьи с низким уровнем выраженности нарушений функционирования (преобладание адаптивных стилей, адекватная оценка возможностей ребенка, отсутствие повышенных проявлений тревоги и гиперопеки);
– семьи с умеренным уровнем выраженности нарушений (преобладает искажение образа ребенка, тенденция к симбиотической связи с ребенком на фоне повышенной тревожности, высокая эмоциональная концентрация на проблемах ребенка и гиперопека);
– со значительным уровнем нарушений (неадаптивные защитные стили и искажение образа больного ребенка с тенденцией к инфантилизации; недостаточное понимание потребностей и интересов ребенка; высокое эмоциональное напряжение у обоих родителей, особенно у матерей, с фобией утраты ребенка, наличие эмоциональной дистанции с ним, а также слабая интегрированность семьи, высокая частота семейных конфликтов, вспыльчивость и раздражительность по отношению к ребенку).
Резюмируя вышесказанное необходимо отметить, что главной особенностью детско-родительских отношений в семьях с детьми, больными БА является преобладание совокупности (в отличие от обычных семей) следующих характеристик:
– преобладание эмоционально-конфликтной среды;
– ярко прослеживаются признаки гиперопеки, высокого уровня тревожности с фобией утраты ребенка и высокая степень эмоциональной дистанцированности родительской фигуры (особенно матери), что в свою очередь выступает фактором становления и развития БА у ребенка (которая является психосоматической реакцией на такую эмоциональную среду);
– преобладает авторитарность одного из родителей и соответствующая подавленность другого, создающая высокую степень эмоциональной напряженности;
– в таких детско-родительских отношениях также наблюдается психическая дезориентированность родителей, проявляющаяся в различных видах защиты (регрессия, инфантилизм, избегание и др.). При этом интересным является наблюдение о дуальном характере данной категории, который проявляется в замкнутой взаимозависимости реакций ребенка и дезадаптации матери (дезадаптация является своеобразной реакцией на заболевание, и, параллельно оказывает воздействие на динамику этого заболевания, благодаря чему образуется некий замкнутый круг);
– личностные психологические особенности родителей (и их соответствующий выбор стиля воспитания и взаимодействия с ребенком) оказывают прямое воздействие на психическую реакцию ребенка, которая проявляется в приступах БА, первоначально рассматриваемых как подавление импульса плача;
– ребенок в таких детско-родительских отношениях испытывает желание симбиоза с матерью (ввиду ее эмоциональной отстраненности и отвержения), снижению уровня чувств вины и тревоги, а также разрешение (разрядка) конфликтной среды семейных отношений.
Как уже отмечалось нам ранее при исследовании особенностей БА как психосоматического заболевания, факторы его развития и динамики обладают не только внешним характером (травмирующие ситуации из окружающей личность среды), но и внутренним (важна сама личность больного БА). Ф. Александеру в данном ключе принадлежит так называемая концепция эмоциональной специфичности психосоматических заболеваний, в рамках которой автор говорит о присвоении каждому из психосоматических заболеваний определенного набора эмоциональных состояний.
Анализ научной литературы по данному вопросу показал множественность исследований личностных характеристик больных БА разного возраста, степени заболевания и др. Однако, несмотря на различие в подходах к исследованиям, можно выделить те психологические характеристики, которые находят единство мнений различных ученых-психологов. К такого рода характеристикам необходимо отнести:
– высокие показатели уровня тревожности;
– склонность к инфантилизму и симбиотические тенденции;
– обидчивость и демонстративность, преобладание настроения и эмоционального состояния со знаком «–»;
– высокая степень впечатлительности и демонстративности (истероидный тип поведения);
– пониженный уровень способности к самоконтролю и др.
Перечисленные характеристики нашли широкое распространение среди научных исследований как отечественных, так и зарубежных авторов, более подробный анализ которых представлен ниже.
Так, например, Д. Н. Исаев, помимо перечисленных характеристик выделял такие аспекты, как: «повышенная чувствительность, пугливость, раздражительность, быстрая смена настроений» [5, с. 121].
Г. К. Поппе и И. А. Зильберман в рамках своего исследования выявили преобладание таких психологических особенностей, как: «фиксация больного БА на своей болезни, склонность к интровертному типу взаимодействия, сдержанность, раздражительная слабость и неустойчивость» [8, с. 120].
Интересную позицию представила автор Д. Ч. Баранзаева, отметив у исследуемой группы детей, больных БА наличие склонности к алекситимии, а также наличие тесной взаимосвязи уровня тревоги и тяжести течения заболевания [3, с. 30]. Данные выводы подтверждаются и в ряде других научных исследований. Например, такой ученый как Е. Е. Руслякова аргументировала позицию о прямой зависимости тяжести заболевания и психических особенностей личности больного, среди которых автор выделяла помимо основных — «низкий уровень общительности, фрустрированность и низкий самоконтроль» [9, с. 264].
Е. Ю. Галицына указывала на преобладание «длительной фиксации переживаний у больных БА, подчинение правилам при одновременной тенденции к негибкости и упрямому проявлению характера, агрессивные тенденции, раздражительная слабость» [3, с. 26].
Необходимо отметить, что несмотря на широкий перечень данных, подтверждающих наличие специфического эмоционального профиля личности больного БА, существуют и противоположная научная позиция, отражающая мнение о том, что составлять такой «профиль» как минимум не целесообразно, а некоторые авторы и вовсе говорят о невозможности такого научного действия (например, В. П. Белов, Д. И. Викторова, Ю. М. Губочев и др.), связывая это с фактором слияния и аналогичности психо-эмоциональных характеристик больных БА с другими видами психосоматических заболеваний.
Однако, такая позиция видится не совсем рациональной, поскольку схожесть психоэмоциональных характеристик с проявлениями в других психосоматических заболеваниях не говорит об отсутствии этих признаков для больных с БА. Имеется в виду, что несмотря на возможность отнесения ряда психических черт личности больного БА к общей группе личностных характеристик для психосоматических заболеваний вообще, это, во-первых, не отрицает факт наличия этих характеристик у больных БА, во-вторых, требуется более детальное исследование проявленности таких характерных черт в рамках каждой из психосоматических заболеваний, поскольку на примере БА мы может говорить о наличии множества тесно взаимосвязанных факторов воздействия на динамику заболевания и на формирование личности больного (что в свою очередь и создает специфику и особенности проявления тех или иных аспектов в рамках каждого из заболеваний).
В рамках данного научного исследования видится целесообразным рассмотрение особенностей психологических характеристик больных БА сквозь призму степени протекания самого заболевания. Так, опираясь на работу такого автора, как Е. А. Горская, можно говорить о наличии трех основных групп людей, больных БА: «здоровые, пограничные (без какого-либо хронического заболевания, но с жалобами психогенного характера), психосоматические больные (в рамках данной группы дополнительно происходит разграничение по степени тяжести заболевания)» [4, с. 125].
Такой подход говорит о взаимозависимости степени заболевания и количества показателей по основным психологическим характеристикам личности больного. Так, чем больше степень заболевания — тем больше увеличивается степень тревожности, восприимчивости, фрустрации и замкнутости и т. д.
При этом тревожность в исследования проявлена одновременно и как характерная особенность психологического портрета больного БА, и как фактор повышения риска динамики заболевания и ухудшения защитных показателей (самоконтроль, адаптация и т. д.). Это говорит о том, что изначально для каждой личности характерен свой уровень психоэмоциональной устойчивости, и ее низкий уровень образует риск попадания в зону заболевания БА в случае происхождения фактора ее возникновения. Сама же тяжесть заболевания имеет прямые корреляции со степенью психических и личностных нарушений, выраженностью внутриличностного конфликта и нарушениями в системе значимых отношений.
Таким образом мы можем говорить о наличии следующих психоэмоциональных особенностей больных БА:
– хрупкость и незрелость механизмов психологической защиты;
– снижение интеграции чувства Я и самодостаточности, неадекватный и нереалистичный образ собственного Я и семейного окружения;
– склонность к блокированию эмоциональных переживаний, отрицание покоя и эмоционального комфорта, эмоциональная отгороженность, подозрительность;
– низкий уровень осознавания актуальных эмоций и потребностей;
– инфантилизм, зависимость и симбиотичность;
– недоразвитие собственной ценностной системы;
– выраженная коммуникативная ценность симптома бронхиальной астмы и тенденция к избеганию открытого обсуждения конфликтов;
– а также повышенная чувствительность и возбудимость, склонность к реакциям страха, как отражение защитных механизмов;
– недоверчивость, педантичное упрямство в сочетании с уступчивостью.
В корне многие показатели личностных характеристик больных БА указывают на преобладание истероидного психотипа, в рамках которого проявлены высокие показатели демонстративности, стремления к признанию, частым обидам, а также высокой степени эмоционально-чувственной возбудимости и впечатлительности, которые в свою очередь усиливают динамику развития болезни.
Указанные личностные характеристики, в сущности, являются закономерным психологически-ответным результатом на особенности детско-родительских отношений и родительских фигур, о которых мы упоминали ранее, отличающиеся пониженным уровнем эмпатии к личности ребенка, чрезмерной отстраненности и авторитарности, что создает травмирующее звено в психике ребенка, связанное с необходимостью получения внимания и близости, в последующем требующее восполнения.
При этом стоит отметить дуальный характер показателей психоэмоциональных особенностей больных БА, который проявляется, во-первых, в том, что каждая из фундаментальных особенностей (например, тревожность) является с одной стороны фактором развития болезни, с другой — результатом ее динамики, во-вторых, некоторые личностные особенности больных БА отражают противоречивость, указывая на наличие нарастающего внутреннего конфликта (так, например, с одной стороны преобладают черты уступчивости, низкий уровень психо-защитных систем и инфантилизм, с другой — высокая проявленность упрямства, склонность к агрессивным проявлениям и др.).
Цель исследования заключается в выявлении взаимозависимости отношений в родительской семье и психологических характеристик личности, наблюдающихся при бронхиальной астме.
Исследование проводилось с помощью двух групп испытуемых:
Основная группа — женщины 25–50 лет с бронхиальной астмой, 21 человек (низкой и средней степени тяжести, средняя длительность заболевания 5–10 лет). Средний возраст — 34 года.
Контрольная группа — условно здоровые женщины 27–50 лет, 15 человек. Средний возраст — 33,6 года.
Для эмпирического исследования были использованы методики: опросник «Подростки о родителях» — для ретроспективного исследования отношений в родительской семье, опросник межличностной зависимости. Р. Гиршфильд. в адаптации О. П. Макушиной и методика К. Р. Клонинджера «Структура темперамента и характера». По полученным данным был проведен сравнительный анализ.
На рисунке 1 представлены средние значения показателей восприятия характеристик матери у респондентов, исследуемых групп.
Рис. 1. Средние значения показателей характеристик отношения матери по методике Опросник «Подростки о родителях» Л.И, Горьковой И А., Ромициной Е. Е.
По результатам исследования было выявлено, что женщины, страдающие бронхиальной астмой, оценивают своих матерей, как более директивных (U=88,5; р=0,020). Мать воспринимается более строгой, агрессивной и контролирующей, не учитывающей мнений и позиции ребенка. Данное поведение матери может быть обусловлено высокой тревожностью относительно здоровья ребенка, так как по мнению матерей жесткий контроль может обезопасить ребенка от различных трудностей, то есть своим поведением они пытаются оберегать ребенка, у которого присутствует хроническое заболевание. Следует отметить, что средние показатели по данной шкале практически в два раза превышают средние значения нормативной группы.
По показателю враждебность была выявлена схожая ситуация — так респонденты, имеющие хроническую бронхиальную астму, воспринимают своих матерей, как более враждебных (U=92,5; p=0,030). Средние значения по данной шкале у данной группы также практически в два раза превышают значения нормативной группы. В данном случае враждебность могла проявляться в отстранённом отношении к членам семьи и возвышению над ними. Также при высоких показателях характерно подозрительное поведение.
На рисунке 2 представлены средние значения показателей отношения отца у здоровых респондентов и респондентов больных астмой.
Рис. 2. Средние значения показателей характеристик отношения отца по методике Опросник «Подростки о родителях» Л.И, Горьковой И А., Ромициной Е. Е.
В отношении отца, достоверных различий не выявлено.
Таблица 3. Результаты сравнительного анализа показателей межличностной зависимости
Для исследования межличностной зависимости был использован опросник межличностной зависимости. Р. Гиршфильд. Адаптация О. П. Макушиной. На рисунке 3 представлены средние значения показателей межличностной зависимости у здоровых респондентов и респондентов больных астмой.
Рис. 3. Средние значения показателей зависимостей по методике Опросник межличностной зависимости. Р. Гиршфильд. Адаптация О. П. Макушиной
Женщины, болеющие бронхиальной астмой, имеют более выраженное стремление к автономии (р=0,009), в сравнении с контрольной группой. Вместе с тем, более, чем у трети женщин основной группы выявлено одновременно выраженное стремление и к автономии, и в эмоциональной опоре на других, что позволяет предположить наличие противоположных тенденций зависимости- независимости.
По степени выраженности исследуемых личностных характеристик достоверные различия не выявлены.
На рисунке 4 представлены средние значения параметров личностных характеристик у здоровых респондентов и респондентов больных астмой.
Рис. 4. Средние значения показателей личностных характеристик по методике К. Р. Клонинджера «Структура темперамента и характера»
В основной группе больных бронхиальной астмой, корреляционный анализ позволил получить следующие результаты:
Рис. 5. Взаимосвязь характеристик матери по методике опросник «Подростки о родителях», личностных характеристик по методике «Структура темперамента и характера» и зависимостей по методике опросника «Межличностные зависимости»
– Враждебность матери прямо взаимосвязана с проявлением потребности в исследовательской деятельности и склонности к творческому мышлению, а также с более выраженной экспрессивностью, настойчивостью и способностью достигать поставленных целей. Однако, при позитивном интересе матери, стремление к самосовершенствованию уменьшается.
– Директивность матери прямо связана с настойчивостью и самосовершенствованием, но вместе с тем — с неуверенностью, склонностью сомневаться в себе и зависимостью от других лиц.
– Директивность матери также способствует меньшей фокусировки на себе, меньшей ответственности, целеустремленности и самопринятия.
– Материнская непоследовательность при взаимодействии дочерью, увеличивает личностную зависимость от значимых других и зависимость от поощрения.
Далее, на рисунке 6 представлены результаты корреляционного анализа показателей личностных характеристик испытуемых и восприятия характеристик отца у респондентов, болеющих бронхиальной астмой.
Рис. 6. Взаимосвязь показателей личностных характеристик по методике «Структура темперамента и характера» и отношения отца по методике опросник «Подростки о родителях»
– Директивность и враждебность отца прямо взаимосвязаны с избеганием опасности. Чем более враждебным женщины воспринимают отца, тем меньше у них ответственности, целеустремленности и самопринятия. Отстраненность отца может способствовать меньшей осторожности.
Следует отметить, что данные корреляции отличаются своей направленностью от корреляций у группы респондентов, больных астмой.
Заключение
В результате проведенного исследования было выявлено, что у женщин, больных бронхиальной астмой, наблюдается связь между психологическими характеристиками и восприятием родителей. В частности, больные бронхиальной астмой воспринимают мать более директивной и враждебной. Также имеют склонность к проявлению автономности и при этом склонным к зависимостям в отношениях с близкими.
Полученные результаты обуславливают необходимость психокоррекционной работы с больными бронхиальной астмой.
В результате проведенной работы можно выделить следующие рекомендации:
- Поскольку выявлено, что женщины, страдающие бронхиальной астмой, воспринимают матерей как враждебных и директивных рекомендуется семейная терапия, направленная на вербализацию и проживание чувств в семье. При работе с подростками и взрослыми с бронхиальной астмой для первоначального этапа психотерапии следует выбирать поддерживающую терапию, основанную на принятии клиента.
- Так как у женщин с бронхиальной астмой в большей степени выраженно стремление к автономии, с такими клиентами рекомендована работа, направленная на осознание нарушений эмоциональной близости и при выявлении конфликта «зависимости-независимости» — его проработка.
Литература:
- Александер, Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение / Ф. Александер; пер. с англ. А. М. Боковикова, В. В. Старовойтова. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2006. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.psychol-ok.ru/lib/alexander/pm/pm_04.html (дата обращения 01.10.2022г.)
- Баранзаева, Д. Ч. Клиническая эффективность коррекции психологических нарушений в комплексе терапии бронхиальной астмы у детей, обучающихся в астма-школе: дис.... канд. мед. наук: 14.00.09 / Баранзаева Долсона Чимитовна. — Воронеж, 2003. — 141 с.
- Галицына, Е. Ю. Особенности защитных механизмов личности и семейных отношений у детей, страдающих бронхиальной астмой: дисс. … к. псих. н.: 19.00.04 / Галицына Елена Юрьевна. Санкт-Петербург, 2017. — 164 с.
- Горская, Е. А. Психологические особенности детей и подростков, больных бронхиальной астмой: дисс. … к. псих. н.: 19.00.04 / Горская Елена Александровна. — Санкт-Петербург, 2005. — 159 с.
- Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д. Н. Исаев. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.
- Киреева, Т. И. Семейные факторы прогрессирования бронхиальной астмы в подростковом возрасте / Т. И. Киреева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 9 (123). — С. 51–58.
- Никольская, Т. И. Дифференцированные направления психологической коррекции в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой / Т. И. Никольская, Е. Ю. Галицина // Педиатр. — 2017. — № 4. — C. 105–110.
- Поппе, Г. К. Роль психотерапии в системе реабилитации детей с бронхиальной астмой / Г. К. Поппе, И. А. Зильберман // Реабилитация больных нервно-психическими заболеваниями и алкоголизмом. Тезисы докладов научной конференции. — 1986. — С. 119–121.
- Руслякова, Е. Е. Психологические особенности личности подростков, страдающих бронхиальной астмой и методы психологической коррекции: дис.... канд. психол. наук: 19.00.04 / Руслякова Екатерина Евгеньевна. — СПб., 2004. — 264 с.
- Смирнова, С. В. Психологические особенности матери как фактор формирования психосоматического заболевания ребенка (на примере бронхиальной астмы) / С. В. Смирнова, Г. В. Залевский // СПЖ. — 2009. — № 32. — С. 78–81.
- Чучалин А. Г., Авдеев С. Н., Айсанов З. Р., Белевский А. С., Васильева О. С., Геппе Н. А., Игнатова Г. Л., Княжеская Н. П., Малахов А. Б., Мещерякова Н. Н., Ненашева Н. М., Фассахов Р. С., Хаитов Р. М., Ильина Н. И., Курбачева О. М., Астафьева Н. Г., Демко И. В., Фомина Д. С., Намазова-Баранова Л. С., Баранов А. А., Вишнева Е. А., Новик Г. А. Бронхиальная астма: федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению. М.: Росс. респираторное общество. — 2019. — 97 с.