В статье рассмотрена деятельность некоммерческих организаций на территории России, проанализированы проблемы, с которыми сталкивается некоммерческий сектор. Особый акцент сделан на рассмотрении возможностей финансового обеспечения некоммерческих организаций, а также целей его предоставления.
Ключевые слова: некоммерческие организации, проекты, деятельность, гранты.
The article examines the activities of non-profit organizations in Russia, analyzes the problems faced by the non-profit sector. Special emphasis is placed on considering the possibilities of financial support for non-profit organizations, as well as the goals of its provision.
Keywords: non-profit organizations, projects, activities, grants.
На территории Российской Федерации некоммерческие организации сталкиваются с рядом трудностей, возникающие еще до учреждения организаций, а затем преследующие ее в процессе деятельности. Рассмотрим некоторые из них. В первую очередь перед учредителем некоммерческой организации встает ряд вопросов, какую форму выбрать, какие документы необходимо собрать и как осуществлять ту или иную деятельность. Решение об учреждении принимается ее учредителем или учредителями. Федеральный закон «Об общественных объединениях» допускает создание и осуществления деятельности общественных объединений без государственной регистрации, однако такое общественное объединение не имеет статуса юридического лица.
В процессе создания некоммерческой организации необходимо серьезно подойти к выбору формы: общественные организации (объединения), религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, социальные фонды, благотворительные фонды. От выбора формы зависят предъявляемые к организации требования. Несоотвествие планируемой деятельности и формы организации может стать причиной отказа в государственной регистрации. Наименование каждой организации уникально. После регистрации наименования никакая организация не сможет иметь права на его использование [1, c. 173].
После создания организации встает следующий вопрос, где представителям гражданского общества брать материальные ресурсы на достижения поставленной цели созданной организации. Социологический опрос руководителей некоммерческих организаций, проведенный Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, только 15 % опрошенных уверены в том, что для их организаций «средств в основном хватает для осуществления всего задуманного» [2]. Исследователи, являющиеся сторонниками гражданского общества уверенны, что гораздо менее эффективно финансировать правительства, чем некоммерческие организации, поскольку последние гораздо ближе находятся к населению, что им позволяет быть более гибкими в принятии тех или иных решений, находить компромиссы.
Помимо субсидий некоммерческие организации могут выиграть грантовую поддержку, которая достаточно сейчас активно развита в нашей стране. Примером могут служить конкурс Фонда Президентских грантов, конкурс некоммерческих организаций от Росмолодежь и многие другие.
Определенной проблемой для деятельности некоммерческих организаций, является усложнение отчетности, ужесточение требований к сертификации деятельности, которые способствуют отвлечение кадровых ресурсов некоммерческих организаций, снижает уровень их мобильности, однако с другой стороны такой контроль за деятельностью некоммерческих организаций как фактор предотвращения коррупции и финансовых нарушений [3, с. 73]. На примере Ростовской области можно говорить об активном включении правительства области в помощь некоммерческому сектору. С 2023 года в Ростовской области создаются ресурсные центры поддержки некоммерческих организаций области. Для создания центров на конкурсной основе отбираются организации, уже зарекомендовавшие себя по выделенным направлениям. На данный момент в области действуют ресурсные центры по патриотическому воспитанию, казачеству, медицине.
Существуют другие проблемы, связанные с деятельностью некоммерческих организаций. Например, недостаточная классификация работников, а, как следствие, слабость в координации действий и обмене опытом между сотрудниками, отсутствие четко постановленных планов. Согласно результатам обследования российских НКО, выполненного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ доля малых организаций, имеющих не более пяти сотрудников, достигает 68 % [4, c. 151]. Некоммерческие организации не занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, поэтому следствием этой проблемы является низкая вовлеченность людей среднего возраста с уровнем дохода выше среднего. Членами некоммерческих организаций в Российской Федерации в основном молодые люди, которые еще не имеют достаточного опыта для решения глобальных задач. Однако здесь можно отметить, что благодаря некоммерческим организациям молодые люди методом своих «проб и ошибок» приобретают опыт. В сознании молодых людей некоммерческие организации формируют установки, такие как желание самостоятельно решить проблемы, понимание важности их действий в рамках государства, осознанность в целенаправленном осуществлении своей деятельности, благодаря чему частично формируются активные элементы гражданского общества.
Основной проблемой деятельности некоммерческих организаций все еще остается незрелость гражданского общества в России, из-за чего у многих некоммерческих организаций наблюдается пассивность, которую государство стремится ликвидировать в рамках совершаемым им действий.
Таким образом, учредители некоммерческих организаций могут столкнуться с проблемами в оформлении документов для создания некоммерческой организации, выбором ее формы и наименованием, подбором квалифицированных сотрудников или же поиском добровольцев, с проблемой инфраструктурного обеспечения и наличием необходимых материальных ресурсов. На сегодняшний день данные проблемы помогает решить государственная власть, в связи с чем есть определенные положительные тенденции в развитии некоммерческого сектора на территории Российской Федерации.
Важным процессом во формирования гражданского общества остается включение граждан в общественные процессы, происходящие в государстве. Исследователь Юрген Хабермас считал, что ядром государства является гражданское общество, а в центре ядра находится элемент — это некоммерческие организации, важнейшая часть, его главный показатель жизнеспособности и самого наличия гражданского общества [5, с. 124].
На данный момент, в России действует серьезная поддержка некоммерческого сектора через гранты. Грант представляет собой безвозмездную помощь, выделяемую организации для реализации собственных проектов. Самым крупным грантодателем, на данный момент, является Фонд Президентских грантов. С 2017 года Фонд через конкурсную основу оказал поддержку 43 тысячам проектам на общую сумму 135 млрд. рублей [6].
Также следует отметить Фонд культурных инициатив, гранты от ФАДМ Росмолодежь, областные конкурсы и субсидии.
Грантодателем может выступать как государственная структура, так и частная, посреднические организации и корпоративные.
Для получения грантовой поддержки необходимо пройти такие важные этапы, как определение проблемы, поиск решений, создание идеи проекта, далее важно правильно и структурированно оформить конкурсную заявку для достижения победного результата. Как правило, заявки оценивают три независимых эксперта, в оценку входят следующие критерии:
- Значимость целей и задач проекта;
- Актуальность проблемы проекта;
- Грамотность, продуманность и связанность мероприятий проекта;
- Опыт и надежность участника грантового конкурса;
- Размер собственных вложений;
- Соотношение запрашиваемых средств к необходимым ресурсам для реализации проекта.
Проектная заявка составляется, представляя собой поэтапный календарный план мероприятий, который содержит также в себе необходимые ресурсы, включая технические, информационные, человеческие. Чем тщательнее и более продуман грант, тем выше шансы на получение финансирования. Само название проекта должно отражать его сущность, быть кратким и ярким.
При составлении победных заявок необходимо учитывать следующие особенности проверки.
- Цели и задачи проекта должны быть составлены таким образом, чтобы они подходили под цели и задачи грантодателя, а проект подходил под направление конкурса.
- Успех для победы увеличивает детально проработанная проблема проекта. Очень важно успеть провести социологический опрос целевой аудитории, или же проанализировать, допустим, степень загрязненности реки для дальнейшей очистки.
- Значимым пунктом является составление сметы, так как необходимо предусмотреть все расходы, куда будут затрачены выделяемые средства. Также следует включать зарплаты сотрудникам, где это возможно. Не стоит останавливаться лишь на одном конкурсе, необходимо выбрать несколько, через которые есть возможность продвигать собственный проект, что, несомненно, способствует развитию некоммерческого сектора в России.
После составления заявки, сметы и календарного плана необходимо детально изучить заявку, проверить на соответствие рекомендациям грантодателя, у многих грантодавателей существует автоматическая проверка, позволяющая устранить наиболее яркие недочеты. В случае, если некоммерческая организация выигрывает грант в нескольких фондах на один проект, можно воспользоваться только одним грантом.
Получение гранта является важным событием в деятельности каждой некоммерческой организации. Помимо того, что грант представляет собой целевое финансирование на решение проблемы целевой аудитории, он также может включать в себя оплату труда сотрудников некоммерческой организации, а также закупку необходимого оборудования, которое останется после завершения реализации проекта.
Важным является необходимость вовремя отчитываться за проделанную работу. На полугодовые проекты грантодаватель ставит две контрольные точки, в которые организация предоставляет аналитический и финансовый отчет.
Отчитываться по полученным деньгам необходимо своевременно и в полном объеме, поскольку от правильности и честности отчета зависит как репутация организации среди фондов, так и возможность в дальнейшем получать гранты. Неблагонадежные НКО, у которых ранее возникали проблемы с отчетностью, практически не имеют шансов на следующую финансовую помощь среди большого количества соискателей.
Важно сохранять договора, чеки на приобретенные товары и услуги, выполнять фото и видеоотчеты с мероприятий проекта. Организациям рекомендуют иметь бухгалтеров для заполнения финансовых документов. В случае, если документы о реализации проекта предоставляются не в обозначенный срок, фонд вправе затребовать возвращение средств.
При ее изучении организация, оказавшая финансовую помощь, может дополнительно потребовать некоторые материалы и информацию, чтобы иметь полное представление о том, как происходила реализация проекта и убедиться в целевом использовании полученных средств. Дополнительно фонды проводят конкурсы на лучший публичный отчет организации, поощряя правильность заполнения и публикуя информацию о некоммерческих организациях в своих социальных сетях. При отчете следует понимать, что при выявлении серьезных нарушений организация не сможет претендовать на получение новой финансовой поддержке. Если фонд получает все необходимые подтверждения, что полученная помощь использовалась по назначению, то он утверждает отчет. После завершения отчетного периода некоммерческая организация может вновь проходить конкурс на получение грантового финансирования. Правила конкурсов не запрещают выполнять несколько проектов от разных грантодавателей одновременно, что позволяет непрерывно осуществлять деятельность некоммерческих организаций, работая на благо страны.
Литература:
- Гамольский П. Ю. «Некоммерческие организации. Образцы документов (договоры, протоколы, положения, акты и другие)» — М.: Книга и бизнес, — 2017 — С.172–174;
- Данные Министерства Труда и социальной защиты РФ. Информация о представлении услуг социально ориентированными организациями, включая общественно полезные услуги (в том числе услуг для детей и взрослых с инвалидностью) от 14.04.2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/393 (Дата обращения 01.03.2024);
- Данейкин Ю. В., Тумин В. М., Иванова О. П., Костромин П. А., Тумин В. В. О проектном финансировании организаций и территорий // Инновации и инвестиции, — 2022. — № 1. — С.71–79;
- Беневоленский В. Б., Шмулевич Е. О. Государственная поддержка социально ориентированных НКО: зарубежный опыт. — 2023. — № 3. — С.149–152;
- Хабермас Ю. Политические работы. — М.: Праксис, — 2005. — 148 с.;
- Официальный сайт Фонда президентских грантов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://президентскиегранты.рф/ (Дата обращения: 29.02.2024);