Составление плана кардиотренировок для развития мозговой активности человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 04.03.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Гайнуллин, Р. С. Составление плана кардиотренировок для развития мозговой активности человека / Р. С. Гайнуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111737/ (дата обращения: 18.12.2024).



Современный образ жизни сопряжен с большим количеством стрессовых ситуаций, постоянным перегрузом информацией и умственной нагрузкой. В связи с этим, необходимо осознавать важность заботы о своем здоровье, в том числе и о здоровье мозга. Существует тесная связь между состоянием сердечно-сосудистой системы и активностью мозга.

Кардиотренировка, это любая физическая активность совершаемая с целью повысить частоту сердцебиения и дыхания. Такие спортивные упражнения развивают выносливость, работу легких, укрепляют кровеносные сосуды и насыщают мозг кислородом.

В этом контексте составление плана кардиотренировок становится неотъемлемой составляющей стремления к развитию мозговой активности. В данной статье рассмотрим важность такого плана и его эффективность в поддержании здоровья мозга и общего физического состояния организма.

Состояние сердечно-сосудистой системы имеет значительное влияние на работу мозга. Если сердце и сосуды слабые, они не смогут обеспечить достаточное количество необходимых для нормальной работы мозга веществ. Регулярное использование кардиотренировок в своей программе физической активности положительно влияет на мозговую деятельность человека посредством следующих процессов:

  1. Укрепление сердечно-сосудистой системы и улучшение кровоснабжения мозга. Повышенное кровоснабжение обеспечивает мозг питательными веществами. Мозг человека чрезвычайно чувствителен к недостатку кислорода и глюкозы, при этом его особенностью является высокий уровень окислительного обмена: составляя всего 2 % от массы тела, мозг утилизирует 20–25 % от всего получаемого организмом кислорода. [1]
  2. Стимуляция нейрогенеза. Кардиотренировки способствуют выработке нейротрофического фактора мозга (BDNF). BDNF стимулирует рост и стрессоустойчивость нейронов, повышает количество дендритов. Умеренное повышение физической активности в сочетании с большим количеством социальных контактов приводит к усилению нейрогенеза в гиппокампе и повышению эффективности синапсов, улучшению памяти и обучаемости. [2]
  3. Регуляция нейромедиаторов. Умеренные занятия спортом способствуют нормализации таких нейротрансмиттеров как, дофамин, серотонин и норадреналин. Эти вещества влияют на настроение, внимание и память.
  4. Снижения уровня выработки стресса. Студенты, занимающиеся спортом, более устойчивы к стрессу и быстрее восстанавливаются от него, чем студенты, которые по состоянию своего здоровья не могут систематически заниматься физическими упражнениями. [3]

При разработке плана кардиотренировок для улучшения мозговой активности следует учитывать следующие факторы:

  1. Интенсивность тренировок. Упражнения, выполняемые с высокой интенсивностью (≥80 % максимальная частота сердечных сокращений (ЧСС), активируют несколько метаболических путей в мышцах (включая гликолиз). Это состояние приводит к повышению системной концентрации лактата в крови, достигающей мозга. Этот метаболит может окисляться астроцитами или нейронами с образованием глюкозы. Кроме того, экспериментальные данные показывают, что лактат увеличивает активность НМДА-рецептора и внутриклеточные уровни Ca 2+ в нейронах. [4] Поэтому рекомендуется выполнять упражнения именно с высокой интенсивностью.
  2. Частота тренировок. Регулярная периодичность спортивных сессий, сохраняют эффективность упражнений и поддерживают организм в тонусе. Организму требуется время для регенерации после физической нагрузки, чтобы восполнить внутренние ресурсы. Таким образом рекомендуется выполнять интенсивные физические нагрузки раз в 2–3 дня.
  3. Длительность тренировок. Для обеспечения полной стимуляции кровеносной системы и во избежание переутомляемости, следует выполнять тренировки от 30 до 60 минут.
  4. Разнообразие упражнений. Различные нагрузки активизируют разные части мозга, так, например, регулярные пробежки в чередовании с упражнениями на координацию (прыжки на скакалке, йога, танцы). Упражнения, не включающие в себя интенсивные кардионагрузки, можно интегрировать в цикл разминки или отдыха между основными тренировками.

Практические рекомендации по реализации плана кардиотренировок помогут вам достичь максимальных результатов. Их важным аспектом является выбор видов тренировок, которые эффективно развивают кардио-систему. Самой эффективной из всех является Виит.

Виит (Hiit) — высокоинтенсивные интервальные тренировки, для которых характерна высокая кардио нагрузка (≥80 % ЧСС), цикличный комплекс упражнений, малое время выполнения (не более 1 минуты) занятий и небольшой перерыв между упражнениями (до 30 секунд между упражнениями и до 2 минут между циклами). Виит считаются наиболее эффективным видом кардиотренировки.

Пример цикла виит упражнений может выглядеть так:

  1. Бег на месте
  2. Прыжки на скакалке
  3. Бёрпи
  4. Джампинг Джек
  5. Выпады с подскоком
  6. Бег на месте с высоким подниманием коленей

После завершения цикла стоит отдохнуть 1–2 минуты, затем повторить 2–4 раза

Противопоказания и рекомендации:

Слабая сердечно-сосудистая система. Высокоинтенсивная тренировка сильно нагружает сердечно-сосудистая систему, важно адекватно оценивать своё здоровье. В случае необходимости стоит проконсультироваться со специалистом.

Рекомендуется соблюдать сбалансированный режим питания, т. к. при ВИИТ-тренировках теряется в 6 раз больше жировой ткани, чем при обычных кардио. [5]

Также стоит понимать, что есть облегченные, но менее эффективные циклы физических упражнений. Стоит выделить непрерывную тренировку умеренной интенсивности (moderate-intensity continuous training, MICT), которая усиливает митохондриальную активность в нейронах, что в свою очередь положительно сказывается на работе мозга [4].

Важность заботы о здоровье мозга и его активности в современном образе жизни неоспорима. Связь между состоянием сердечно-сосудистой системы и активностью мозга подтверждается научными исследованиями. В таком контексте, разработка плана кардиотренировок становится неотъемлемой частью поддержания и улучшения здоровья мозга.

Следует отметить, что каждому человеку необходим индивидуально подобранный план тренировок, учитывающий его физическую подготовку и здоровье. Правильно организованные спортивные сессии способствуют развитию мозговой активности и улучшению общего самочувствия. Необходимы регулярные физические занятия, чтобы поддерживать здоровье мозга и достичь оптимальных результатов в своей жизни.

Литература:

  1. Танашян М. М., Лагода О. В., Антонова К. В. Сосудистые заболевания головного мозга: перспективы патогенетической метаболической гемангиокоррекции // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2015. № 115(9). С. 70‑75
  2. Ярыгин К. Н., Ярыгин В. Н. Нейрогенез в центральной нервной системе и перспективы регенеративной неврологии // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2012. № 112(1) С. 4‑13.
  3. Калманович В. Л., Хайруллин Р. Р., Имангулов Р. Ш. Взаимосвязь стрессоустойчивости и физического развития студентов творческих вузов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 2. С. 138–140.
  4. Jiménez-Maldonado A, Rentería I, García-Suárez PC, Moncada-Jiménez J and Freire-Royes LF (2018) The Impact of High-Intensity Interval Training on Brain Derived Neurotrophic Factor in Brain: A Mini-Review. Front. Neurosci. 12:839. doi: 10.3389/fnins.2018.00839(англ.)
  5. Воронов Николай Андреевич Высокоинтенсивные кардио тренировки // Эпоха науки. 2018. № 15.
Основные термины (генерируются автоматически): BDNF, сердечно-сосудистая система, здоровье мозга, мозговая активность, упражнение, физическая активность, MICT, активность мозга, высокая интенсивность, современный образ жизни.


Похожие статьи

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Кинезиологические упражнения как средство повышения эффективности коррекционной работы

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики

Физические упражнения как основное средство предупреждения нарушений осанки в школьном возрасте

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Предупреждение, выявление и способы коррекции миофункциональных нарушений у детей раннего возраста

Развитие детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений

Визуальная поддержка для развития культурно-гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта

Анализ методов нейропсихологической диагностики и коррекции в формировании предпосылок навыка письма

Похожие статьи

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Кинезиологические упражнения как средство повышения эффективности коррекционной работы

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики

Физические упражнения как основное средство предупреждения нарушений осанки в школьном возрасте

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Предупреждение, выявление и способы коррекции миофункциональных нарушений у детей раннего возраста

Развитие детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений

Визуальная поддержка для развития культурно-гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта

Анализ методов нейропсихологической диагностики и коррекции в формировании предпосылок навыка письма

Задать вопрос