В статье рассмотрено понятие « эффективность системы образования ».
Перечислены факторы системы образования. Выявлены уровни эффективности государственной политики.
Ключевые слова: образовательная политика, подходы, факторы, социальная структура, профессиональная деятельность.
За последние годы система образования в России претерпела значительные изменения. Тем не менее, открытым остается вопрос эффективности образовательной системы, которая является прямым следствием проводимой образовательной политики.
Существуют различные подходы к оценке эффективности системы образования. Некоторые авторы рассматривают ее с точки зрения формирования социальной структуры и влияния на профессиональную деятельность. Другие связывают эффективность образования с социальной политикой государства в сфере образования. Третьи оценивают эффективность образования в зависимости от его влияния на жизненные планы молодого поколения. Четвертые соотносят эффективность образования с его влиянием на профессиональное самоопределение молодежи. Пятые рассматривают эффективность образования в зависимости от того, насколько оно соответствует текущему уровню научно-технического развития общества.
Если говорить об эффективности государственной политики в сфере образования, то можно выделить два уровня.
Первый связан с эффективностью на уровне целеполагания. Наличие долгосрочных программ развития образования, цели которых подвергаются минимальной корректировке с течением времени, свидетельствуют об эффективном планировании основной линии развития образовательной системы.
Второй уровень эффективности государственной политики в сфере образования связан с непосредственной реализацией принятых программ. В данном случае в качестве основного критерия можно выделить достижение тех целей, которые заявлены в государственных программах и концепциях развития образования. Если поставленные задачи успешно решаются, то можно говорить о высокой эффективности государственной политики. Если же поставленные цели не достигнуты, можно говорить о неэффективности государственной политики и необходимости ее корректировки.
Цель государственной политики в сфере образования в Московской области сформулирована в государственной программе «Образование Подмосковья» на 2020–2026 гг.: «Обеспечение доступного качественного образования и успешной социализации детей и молодежи, удовлетворение потребности экономики Московской области в кадрах высокой квалификации» [2]. На основании это можно заключить, что если какой-либо фактор положительным или отрицательным образом влияет на качество образования, то при отсутствии своевременных мер он соответствующим образом будет влиять и на эффективность государственной политики в образовательной сфере. В связи с этим эффективность государственной политики в сфере образования можно оценивать с точки зрения эффективности и своевременности мер, принимаемых органами управления образованием и направленных на использование положительно влияющих факторов и купирование последствий отрицательных.
Существуют различные подходы к выделению факторов, влияющих на систему образования и образовательную политику. Анализируя факторы, влияющие на эффективность системы высшего профессионального образования региона [4] авторы выделяют следующие факторы:
– экономические;
– социальные;
– демографические;
– политические;
– правовые;
– внутренние (отраслевые).
Перечисленные выше факторы (экономические, политические, социальные, демографические и правовые) ряд авторов [3] относят к внешним по отношению к образовательной системе, при это разделяя их на два уровня: макросреды (государственный уровень) и региональный уровень.
Внутренние (отраслевые) факторы объединяют в себя ряд факторов, прямо связанных с функционированием системы образования. К таким факторам относятся [3]:
– количество учебных заведений, доступность образования;
– квалификация педагогического состава, от которой напрямую зависит качество знаний обучающихся;
– организация учебного процесса: количество занятий, использование в процессе обучения современных информационных технологий, соответствие учебных программ государственным образовательным стандартам и т. д.;
– материально-техническое и информационное оснащение учебных заведений;
– качество подготовки специалистов, их конкурентоспособность на рынке труда по сравнению с выпускниками других учебных заведений и др.
Следует отметить, что этими исследователями [4] упускается один из важнейших отраслевых факторов, в значительной степени определяющих эффективность образовательной политики, а именно — наличие и качество обратной связи между субъектами образовательной политики (педагогическим сообществом, обучающимися и их родителями и т. д.) и органами управления образованием.
Одним из наиболее значимых внешнеполитических событий последних лет стало проведение СВО вооруженными силами России на территории Украины и присоединение к Российской Федерации новых регионов. Данные события отразились на многих сферах жизни, в том числе на образовании. В частности, в государственных образовательных организациях высшего образования Московской области были предусмотрены квоты на обучение участников СВО и их детей. При этом дети погибших участников СВО в рамках квоты имеют право на поступление в ВУЗ без экзаменов.
Кроме того, были внесены изменения в школьные программы. Так, в программу по истории были внесены события, предшествовавшие началу спецоперации, и ее начальный этап. В курс ОБЖ были включены основы военной подготовки. В связи с произошедшими изменениями на органы исполнительной власти в сфере образования Московской области ложится обязанность проконтролировать эффективность внедрения новых учебных программ и обеспечить соответствующее обучение и переподготовку педагогического состава.
Рис. 1. Факторы, влияющие на эффективность реализации государственной образовательной политики в Московской области
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность реализации государственной образовательной политики в Московской области определяется большим числом факторов. Данные факторы могут быть разделены на внешние (государственного уровня), региональные и структурные. Министерство образования Московской области в рамках своей компетенции может в значительной степени влиять на структурные и часть региональных факторов. Остальные факторы Министерство обязано учитывать при планировании образовательной политики либо своевременно реагировать при их неожиданном возникновении, однако возможностей для прямого влияния на данные процессы ведомство не имеет.
Литература:
- Закон РФ от 10.07.92 № 3266–1 «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266–1 [Электронный ресурс] URL: http://freeschool.education/wp-content/uploads/2020/04/1992-g.-FZ-Ob-obrazovanii.pdf Дата доступа (23.02.2024).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
- Красношлыкова О. Г., Шефер И. В., Садретдинова М. В., Бородкина Е. В. Престиж профессии педагога как ресурс повышения удовлетворенности профессиональной деятельностью // Вестник Самарского государственного технического университета. 2018. № 1. С. 98–109.
- Постановление Правительства Московской области от 15 октября 2019 года № 734/36 «Об утверждении государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2020–2026 годы и признании утратившим силу постановления Правительства Московской области от 25.10.2016 № 784/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2017–2025 годы» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/19166077/ Дата доступа (26.01.2024).
- Романова И. М., Шевченко О. М., Полупанова В. А. Анализ факторов влияющих на эффективность системы высшего профессионального образования региона // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 41. С. 59–67.