В статье рассматривается понятие коррупции, а также фактор, побуждающий ее появление. В ходе исследования было выявлено, что количество преступлений в сфере коррупции ежегодно растет, это создает широкий спектр угроз экономической безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: коррупция, экономическая безопасность, теневая экономика, Российская Федерация.
На современном этапе развития коррупционная составляющая присуща любому государству и представляет собой серьезную угрозу для экономической безопасности.
Коррупция как угроза экономической безопасности на постоянной основе исследуется в рамках экономических наук. Интерес к данной проблеме вызван влиянием коррупции на экономические отношения, складывающиеся не только на национальном уровне государства, но и на международном. В рамках данного исследования актуальность приобретает вопрос, связанный с влиянием коррупции на экономическую безопасность Российской Федерации.
Это связано с тем, что распространение коррупции, как в развитых, так и в развивающихся странах вводит в стагнацию развитие государства. Стоит отметить, что коррупцию делят на два вида: мелкая и крупная. Мелкое взяточничество свойственно наименее развитым странам, поскольку в развитом государстве преобладает коррупция в более крупном размере, данный факт напрямую связан с материальным положением общества.
Рост объемов теневой экономики положительно влияет на увеличение объемов коррупции, поскольку данные понятия имеют прямую взаимосвязь: одно позволяет развиваться другому и наоборот.
Необходимость противодействия коррупции на территории Российской Федерации представляет собой одну из важнейших задач в области экономической безопасности. Однако на 100 % избавиться от данной проблемы не представляется возможным даже при установлении высшей меры наказания в отношении коррупционеров. Для оценки уровня коррупции на территории России необходимо провести анализ общих показателей экономических преступлений в стране за последний 5 лет.
В среднем за 4 лет (с 2019 по 2022 гг.) число совершаемых экономических преступлений на территории РФ варьируется приблизительно на уровне 105 тыс. преступлений.
Стоит выделить тот факт, что на период 2023 года наблюдается значительный рост экономических преступлений, что говорит о наличии угроз экономической безопасности.
На основе статистических данных за последние годы наблюдается положительная динамка регистрируемых преступлений (2019г. — 32924, 2020г. — 29634, 2021г. — 30495, 2022г. — 25230), даже с учетом периодов стагнации.
Большая часть зарегистрированных преступлений пришлась на Приволжский и Центральный федеральные округа — 21,2 % и 17,3 % соответственно. Далее идут Южный (10 %), Сибирский (8,7 %), Уральский (8,6 %), Северо-Кавказский (7,2 %), Северо-Западный (5,9 %) и Дальневосточный (4,8 %) федеральные округа.
Говоря о количестве выявленных лиц, совершивших преступления по статье 290 УК РФ — получения взятки, можно заметить положительную тенденцию увеличения показателей (2019г. — 3188, 2020г. — 3499, 2021г. — 3988, 2022г. — 4174, 2023г. — 5020).
Стоит отметить, что преступления, связанные с взяточничеством, регулируются дополнительно статьями 291–291.1 и 291.2 УК РФ, а также статьей 204 УК РФ.
На основе статистических данных стоит отметить, что тенденция роста совершаемых и выявляемых преступлений носит положительный характер, что напрямую говорит о наличии проблем в области противодействия коррупции на территории Российской Федерации.
В связи с тем, что за период 2023 года количество выявленных преступлений коррупционной направленности, даже с учетом периодов спада растет, в будущем ожидается изменение показателей привлечения к ответственности за рассматриваемые деяния.
Наибольшее количество выявляемых преступлений за 2023 год связано с мелким взяточничеством, дачей взятки и получением взятки. Указанный факт вполне коррелирует с данными о фактах таких зарегистрированных преступлений.
В общей сложности с начала 2023 года в России зафиксировано 23 634 сообщения о коррупционных преступлениях. Из данного количества было выявлено 3 642 факта получения взятки должностным лицом и 2 855 факта дачи взятки должностному лицу.
Присутствие мелкого взяточничества на территории России — это подтверждённый статистикой факт, за рассматриваемый период 2023 года было выявлено 4 267 преступлений в данной категории.
Также была выявлена единственная категория преступлений коррупционной направленности, количество который сократилось на 13,3 %, это пособничество и посредничество при даче взяток, таких деяний было зафиксировано 1 088.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. «О стратегии экономической безопасности на период до 2030 года» к основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере.
Таким образом, важнейшими мерами по борьбе с коррупцией на территории России являются:
- Разработка инновационного порядка проведения проверочных мероприятий в отношении исполнения обязанностей в области имущественных отношений, а также применение мер административного и уголовного преследования в случае их неисполнения;
- Реализация мер по противодействию коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики;
- Разработка новых нормативно-правовых и административных основ противодействия коррупции на региональном уровне,
- Развитие деятельности в области администрирования и контроля за обеспечением исполнения бюджетов, выделенных на государственные закупки с целью противодействия коррупции.
- Повышение уровня доверия общества к государству посредством внедрения антикоррупционной политики и просвещения по данному вопросу;
- Повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции;
- Совершенствование законодательства, направленного на регулирование вопросов противодействия коррупции;
- Использование современных технологий, с помощью которых возможно минимизировать влияние коррупции на экономику, а также разработать инновационные пути противодействия данной проблеме и новым видам ее проявления.
Противодействие коррупции на территории Российской Федерации является одним из национальных приоритетов в области обеспечения экономической безопасности.
Анализ мер по борьбе с коррупцией позволил дать оценку их эффективности, на основе которой было определено, что на данный момент нормативно-правовое регулирование данного вопроса является достаточно разработанным, поскольку определены основные направления государственной политики в области обеспечения экономической безопасности посредством противодействия коррупции. Говоря о мерах, направленных на развитие международного сотрудничества, была определено, что их реализация с учетом нынешней политической ситуации происходит по большей мере в рамках Евразийского экономического союза, чего недостаточно, поскольку государства-члены союза не предоставляют точные данные о мерах, принимаемых в рамках противодействия коррупционной составляющей.
Также стоит отметить, что на данный момент уровень доверия общества к государству находится на низком уровне, что не позволяет в полной мере оценить масштабы распространения коррупции в стране.
Использование современных технологий при борьбе с коррупцией создает не только возможности для противостояния данной проблеме, но и дополнительные угрозы.
Это связано с тем, что современные технологии применяются с целью реализации коррупционных схем, сложность алгоритмов современных технологий не позволяет точно сказать, как именно выполняется вычисление, приводящее к определенному результату, что неизбежно ведет к непрозрачности процесса.
Стоит отметить, что борьба с коррупцией носит циклический характер, поскольку в противовес раскрываемым преступлениям прецеденты с резонансными делами высокопоставленных чиновников имеют место. Это в первую очередь говорит, что система правосудия работает на высоких мощностях, а с другой стороны, свидетельствует о нерешенности данной проблемы.
На основе проведенного исследования было выявлено, что для полноценного противодействия коррупции на территории Российской Федерации необходимо усовершенствовать применение политических, экономических и правовых мер, дополнительно следует обеспечить контроль реализации нормативных положений в области борьбы с исследуемой проблемой.
Для полноценной реализации антикоррупционной политики необходимо систематизировать подходы по борьбе с коррупцией в совокупности с объединением сил органов внутренних дел и органов государственной власти Российской Федерации. Этот позволит повысить уровень доверия от граждан, а также обеспечит формирование коррупционного правосознания, что позволит минимизировать влияние на экономическую безопасность страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что Правительство Российской Федерации в рамках обеспечения экономической безопасности в современных условиях ставят угрозы коррупционной составляющей наравне с общеэкономическими проблемами. Рассмотренные положения свидетельствую о том, что коррупция представляет собой угрозу экономической безопасности государства.
Литература:
- Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru.
- Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. «О стратегии экономической безопасности на период до 2030 года» [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru.
- Тарасюк, О.В. коррупция как угроза экономической безопасности России и ее нейтрализация/ О. В. Тарасюк // проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. — 2018. — с. 115–118.
- Показатели преступности России. Генеральная прокуратура РФ. Официальный сайт. [Электронный ресурс]:https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/crimestat.
- Состояние преступности: [Электронный ресурс]: https://мвд.рф/folder/101762/
- Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]: https://www.rbc.ru.