В представленной статье рассматриваются вопросы, связанные с законодательными основами, обеспечивающими национальную безопасность Российской Федерации. Подчеркивается, что безопасность России является одним из главных приоритетов государства, и что ее обеспечение требует согласованной и эффективной деятельности всех органов государственной власти.
Ключевые слова: национальная безопасность, стратегия, нормативные акты, конституционные нормы.
На сегодня тема национальной безопасности является одной из главных в области защиты нашего государства. Многие ученые в области юриспруденции и политологии долгое время занимаются изучением конституционно-правовых основ обеспечения национальной безопасности. Среди них можно упомянуть таких ученых, как А. И. Землин, В. М. Корякин, З. С. Куршаков, П. А. Милохранова и другие.
В связи с происходящими изменениями в политической, экономической, социальной и других сферах жизни в России, вопрос обеспечения национальной безопасности становится одной из основных проблем.
Особое внимание в этой связи, необходимо уделить вопросу о конституционно-правовых основах обеспечения национальной безопасности.
Как отмечает П. А. Милохранова, Конституционно-правовые основы — это набор статей в Конституции Российской Федерации, обеспечивающие правовые гарантии для обеспечения безопасности и осуществления политической, экономической, социальной и прочих видов деятельности на территории нашей страны [14, с. 109].
В настоящее время основы национальной безопасности страны устанавливает Указ Президента РФ № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [3]. Стратегия национальной безопасности, закрепленная указанным правовым актом направлена на защиту национальных интересов граждан от угроз как с внешней, так и внутренней стороны, включая международные альянсы. Его основная цель состоит в обеспечении граждан правами и свободами, а также обеспечении достойного уровня жизни в Российской Федерации.
В связи с этим, в настоящее время особенно актуальна задача разработки системы, обеспечивающей безопасность личности, общества и государства.
В качестве правовой основы для гарантирования национальной безопасности З. С. Куршаков называет связанные между собой внутренне согласованные нормативные акты, содержащие юридические принципы и нормы, ориентированные на установление правового порядка в отношениях, связанных с обеспечением национальной безопасности России [13, с. 665]. Целью данных актов является упорядочение, защита и развитие таких отношений в соответствии с общественными потребностями.
Система связанных между собой, согласованных правовых актов составляет правовую основу национальной безопасности. Эти акты содержат нормы права, которые регулируют вопросы, связанные с обеспечением национальной безопасности. Цель таких нормативных актов включает:
— организацию системы национальной безопасности;
— определение основных направлений национальной безопасности;
— определение характера деятельности, направленной на обеспечение национальной безопасности.
Основным законодательным документом, определяющим основы регулирования национальной безопасности, является Конституция РФ [1]. Она содержит базовые положения о национальной безопасности, которые более подробнее раскрываются в других законодательных актах РФ.
Не менее важное значение в правовой системе обеспечения национальной безопасности имеет признание и соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, как указано в статье 15 Конституции РФ. Эти принципы и нормы закреплены в правовых обычаях, международных договорах (уставы, конвенции, декларации и т. д.). Ключевым международным документом в области обеспечения национальной безопасности является Устав Организации Объединенных Наций (принятый в Сан-Франциско 26 июня 1945 года) [2].
Также, как отмечает В. М. Корякин, следует отметить важную роль международных договоров в области международного сотрудничества по борьбе с преступностью, нераспространению оружия массового уничтожения, сокращению стратегического и обычного вооружения, регулированию методов и средств ведения вооруженных конфликтов, а также защите жертв войны, воздушного пространства, космоса и т. д. [12, с. 30]. Эти договоры помогают создать международные нормы и согласованное взаимодействие государств в обеспечении национальной безопасности.
Помимо этого, в область правового регулирования обеспечения национальной безопасности включены соответствующие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства.
Также существуют нормативные акты, принимаемые субъектами РФ и органами местного самоуправления, которые регулируют вопросы обеспечения национальной безопасности.
Еще одним основополагающим документом в сфере обеспечения национальной безопасности, является упомянутая выше Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Ее предшественниками являлись Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденные указами Президента РФ от17.12.1997 № 1300 и от 10.01.2000 № 24 [4]. Они представляли собой документы политического характера, содержащие принятые на государственном уровне взгляды и цели формирования и реализации обеспечения безопасности личности, общества и государства от каких-либо угроз.
Принятие Стратегии национальной безопасности Российской Федерации оказало влияние на формирование нового мирового порядка, который рассматривает Россию как мировую державу с национальными ценностями и интересами. В документе говорится, что долгосрочные национальные интересы заключаются в том, чтобы Россия стала мировой державой, занимающей активную роль в поддержании стратегической стабильности и развитии взаимовыгодных партнерских отношений в многополярном мире.
Необходимо также обратить внимание на «Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации», утвержденную Президентом РФ 14.11.2013 года (№ Пр-2685). Этот документ выделяет общественную безопасность как отдельный вид безопасности. В нем определены цели, задачи, принципы и основные направления деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, а также других организаций, участвующих в обеспечении общественной безопасности. Данная концепция является основой формирования и реализации политики по обеспечению общественной безопасности, а также основой для взаимодействия государственных органов с обществом, гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства в области общественной безопасности.
Также следует сказать о «Военной доктрине», утвержденной Президентом РФ 25 декабря 2014 года под номером Пр-2976 [8]. В этом документе содержится официальная позиция страны относительно подготовки и осуществления вооруженной защиты.
Вопросы, задачи, принципы и механизмы обеспечения безопасности в военно-морской сфере регулируются Указом Президента РФ от 20 июля 2017 года под номером 327 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» [9].
Так как Россия имеет доступ к морю и обширную морскую границу, важной задачей является обеспечение защиты и реализации территориальных интересов страны в морской акватории, на побережье, в экономической зоне, континентальном шельфе и открытом море. Официальные цели, задачи и направления реализации национальных интересов в этой области сформулированы в «Морской доктрине» Российской Федерации, которая была утверждена Президентом РФ 26 июля 2015 года [5].
Одной из современных угроз России является терроризм, который наносит разрушительный удар по всем сферам общественной жизни. В связи с этим Президентом Российской Федерации была утверждена «Концепция противодействия терроризму» [10], в которой определены основные задачи и направления борьбы с терроризмом. В дополнение к ней, в 2018 году была утверждена «Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Кроме того, были разработаны и другие документы, принятые в рамках реализации отдельных направлений национальной безопасности, такие как «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646), Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» и др. [6].
Помимо того, что было перечислено выше, в систему нормативных источников, регулирующих национальную безопасность, включаются и другие подзаконные акты, Подзаконные акты, согласно мнению.
А. И. Землина, являются гибким и динамичным компонентом системы и представляют собой юридический акт, который принимается соответствующими ведомственными органами, органами субъектов РФ, местными органами власти. Они направлены на обеспечение национальных интересов страны [12, с. 10].
В заключение следует сделать вывод о том, что система правовых актов, связанных и согласованных между собой, является основой для обеспечения национальной безопасности. Она включает в себя нормы права, которые регулируют вопросы обеспечения национальной безопасности. Система нормативных актов в этой области значительно разнообразна и включает в себя различные источники нормативного регулирования. В качестве основных источников можно выделить Федеральный закон № 390-ФЗ от 28.12.2010 «О безопасности»», Указ Президента РФ № 683 от 31.12.2015 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», а также другие нормативные документы, регулирующие отдельные аспекты национальной безопасности.
Литература:
- Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями от 01.07.2020) // Российская газета. — № 197. — 25.12.2023.
- Устав Организации Объединенных Наций: принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945// СПС «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=70374660603890519417909535&cacheid=E589CD93C437F531DE1BB988716D084C&mode=splus&base=LAW&n=121087&rnd=DBDBFDC495615D1AC38399E40F0682DC#vdq6e02p1 (дата обращения: 20.11.2023)
- Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» — Российская газета. — № 345. — 2.07.2021.
- Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» — Российская газета. — № 547. — 11.01.2000.
- Указ № 512 от 31 июля 2022 года «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации». — Российская газета. — № 785. — 31.06.2022.
- Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». — Российская газета. — № 345. — 5.12.2016.
- Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 20 ноября 2013 г.) — Российская газета. — № 57. — 21.11.2013.
- «Военная доктрина Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) — Российская газета. — № 187. — 26.12.2014.
- Указ Президента РФ от 20 июля 2017 г. № 327 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года». — Российская газета. — № 27. — 21.07.2017.
- «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009). — Российская газета. — № 6.10.07.2009.
- Землин А. И. Правовые вопросы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике // Военное право. — 2023. — № 2(78). — С. 9–14.
- Корякин В. М. Современные проблемы и перспективы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Военное право. — 2022. — № 2(72). — С. 30–34.
- Куршаков З. С. Правовые основы обеспечения национальной безопасности в РФ // Инновации. Наука. Образование. — 2022. — № 51. — С. 665–673.
- Милохранова П. А. Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. — 2023. — № 1(47). — С. 104–106.