В представленном материале осуществляется попытка определения проблем и перспектив развития конституционно-правого статуса судей в России на основе современного законодательства и определения возможных перспектив развития конституционно-правового статуса судей
Ключевые слова: статус судей, независимость судей, эффективность деятельности судей, судья в отставке
Современный статус судьи предполагает не только повышенный уровень гарантии для лиц, осуществляющих правосудие, но и высокий уровень ответственности и ограничений в свободе действий.
Разбалансированность законодательства в сфере регулирования статуса судьи, нарушение стабильности кадрового состава судейского корпуса, снижение уровня гарантий прав судей, их независимости являются главными общими проблемами на современном этапе развития судебной власти, непосредственно влияющими на снижение уровня гарантий права граждан на справедливое судебное разбирательство независимым судом и неоднократно подвергались критике судейским сообществом на VII (2018г.) и VIII (2012г.) Всероссийских съездов судей.
Судейским сообществом, так же отмечается, что на современном этапе развитии судебной власти стало актуальным научное обоснование понятия судейской служебной карьеры и его законодательная конкретизация. Без этого нет ни морального, ни материального стимула для судьи профессионально развиваться, что в итоге чревато превращением его в «машину по производству судебных актов». Назрела необходимость научной разработки категорий «судейская карьера», «ступени судейской карьеры» и создания концепции служебной карьеры судьи. Практически не исследован статус судьи в отставке, весьма противоречиво закрепленный в законодательстве, определяющий весь уклад его жизнедеятельности через запрет деятельности по юридической профессии [1].
Статус судьи в отставке как личности, ограниченной в своих конституционных правах законодательством о статусе судьи, содержит совершенно иной по сравнению с действующим судьей объем прав, обязанностей, ответственности, ограничений, гарантий, мер социально-правовой защиты, обусловленных предыдущим осуществлением судейских полномочий. Выявлено, что законодательное распространение на судью в отставке всех ограничений, установленных для действующего судьи, ведет к необоснованному и противоречащему Конституции РФ ограничению политических и социальных прав не только гражданина, судейские полномочия которого прекращены, но и отдельных прав его родственников.
Важной проблемой в реализации статуса судьи выступает эффективность их деятельности, обусловленная совершенствованием норм, материально-организационными возможностями государства, структурными изменениями, связанными с созданием прозрачного механизма назначения судей, привлечением судей к ответственности, установлением четких квалификационных требований и дополнительных гарантий.
При этом как гарантии, так и ограничения должны быть соразмерными и оправданными для реализации социально значимой роли судьи в обществе. В этой связи на сегодняшний день разработан ряд инициатив, направленных на совершенствование статуса судей и оптимизацию их нагрузки. Соответствующие предложения и их реализация обсуждались на пленарном заседании Совета судей РФ (далее — Совет), состоявшемся 24 мая 2022 года [2].
Дискуссионным является деликатный аспект, тесно связаный с гарантией их независимости и беспристрастности — заработная плата судьи и ее соотношение с существующей нагрузкой. В абсолютном выражении зарплаты судей значительно различаются от одного государства к другому. Таким образом, очевидно, что судьи в странах Восточной Европы получают значительно меньшую зарплату, чем их коллеги из Западной Европы, что, конечно, объясняется социально-экономическим неравенством, которое наблюдается между различные страны континента. Действительно, различия между регионами таковы, что определение среднего европейского значения было бы бессмысленным. Фактически, в большинстве европейских стран, в том числе и в странах Восточной Европы, не являющихся исключением из правил, судьи в конце своей карьеры зарабатывают соответственно в 4 и 3,4 раза больше средней валовой заработной платы. Статус судьи редко предполагает дополнительные преимущества (например, частичное или полное освобождение от налогов). Однако в большинстве европейских стран (включая все страны Восточной Европы) судья пользуется определенной пенсионной схемой [3].
В Российской Федерации так же остро стоит данный вопрос, так как по словам председателя Верховного Суда РФ Вячеслава Лебедева , судебная нагрузка в первом квартале 2022 года превысила объем работы судов за аналогичный период прошлого года на 832 тыс. дел или на 10 % [1].
Типовые правила внутреннего распорядка судов устанавливают для судей 40-часовую пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями. При этом судьи могут привлекаться к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством, а также с целью завершения рассмотрения дела, если его рассмотрение началось в течение рабочего дня, что обусловлено спецификой профессиональной деятельности судей.
Время отдыха регулируется как трудовым законодательством с учетом специфики профессиональной деятельности судей, так и законодательством о статусе судей. Так, ч. 2 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в РФ» устанавливает продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска судей, которая по общему правилу составляет 30 дней [3].
Однако, в России в отличии от многих восточно-европейских государств учитываются условия судейской работы и особенности географического и экономического положения субъектов Российской Федерации. Так, например, работающим в районах Крайнего Севера судьям, или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью 51 и 45 рабочих дней.
Также ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в РФ» [3] устанавливает особую систему оплаты труда судей, заключающуюся в установлении размеров должностных окладов судей в процентном отношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда РФ. Оклад Председателя Конституционного Суда РФ, в свою очередь, установлен Указом Президента РФ от 19.03.2013 № 207 «О должностном окладе Председателя Конституционного Суда Российской Федерации» [4]. Таким же образом устанавливается размер должностных окладов мировых судей. Вполне очевидно, что подобная система оплаты труда направлена на обеспечение независимости судей.
Второй аспект, значительно облегчающий работу судей и являющийся общемировой позитивной тенденций является востребованность и эффективность электронных ресурсов судебной системы, и в настоящее время эта тенденция сохраняется. Так, с января по апрель текущего года 2023 года в электронном виде в суды подано 1 млн 817 тыс. процессуальных документов — на 31 % больше, чем за аналогичный период прошлого года [1].
В различных научных трудах выделяют такие общемировые проблемы связанные со статусом судей: длительность порядка и непрозрачность механизма формирования судейского корпуса; неполная реализация принципа независимости судебной власти при формировании корпуса мировых судей; отсутствие четкой регламентации критериев отбора кандидатов в судьи; специальной подготовки кандидатов к сдаче квалификационного экзамена и четкой регламентации форм и порядка сдачи; отсутствие единой методики оценки знаний кандидатов при сдаче квалификационного экзамена на судейскую должность.
В Российской Федерации, кроме рассмотренных ранее проблем в сфере обеспечение интересов судейского сообщества и государства необходимо выделить такие проблемы, как: несоответствие социальным потребностям; не эффективное решение задач по формированию правового государства; незавершенность реформирования, сопровождающегося отдельными противоречиями. При этом качество и доступность осуществления судебной власти в РФ зависит от того, кто призван её осуществлять, от судей, в том числе судей районных судов, которые выступают в качестве «ключевой фигуры правосудия» [5].
Проблемы диктуют необходимость разработки новых подходов к оценке эффективности деятельности судей, основным индикатором которой выступает уровень доверия, снижающий степень конфликтности, материальные издержки по применению силы принуждения, содержанию контролирующих органов, поддержанию стабильности, безопасности и социального порядка. Оценка эффективности деятельности судей должна осуществляться не только с позиции норм, регламентирующих правовой статус судьи, а с позиций фактического, реального состояния, соответствия или несоответствия ожиданиям и потребностям социума. Оценка деятельности судьи способствует социализации статуса судьи, основанной на эволюции учета интересов общества и государства при поддержке правовых и социальных норм и институтов. Оценка эффективности реализации статуса судьи должна включать эталон публичной услуги, определяемый потребностями, включающими: социальные ценности; систему ответственности; ориентацию на конечные результаты [5].
В то же время несмотря на повсеместное внедрение элементов цифровизации в деятельность работы судов следует отметить значительные нагрузки, которые ложатся на судей в процессе выполнения ими должностных обязанностей. Данные проблемы так же требуют разрешения в плане снижения нагрузки на работников суда, решения вопросов укомплектованности штата и повышения оплаты труда работникам суда, разработки норм нагрузки на судей, которые в настоящее время сильно завышены [7].
Реформы в области конституционно-правового статуса судей в мировых государствах с целью обеспечения их независимости должны стать приоритетным вопросом развития законодательства и уменьшения нагрузки на судебные системы. Вызвано это общемировыми тенденциями и радикализацией общества на фоне дестабилизации социально-экономической обстановки во многих зарубежных государствах и возникновением социальных конфликтов, что влечет за собой необходимость их разрешения с участием судебных органов. Мировые тенденции стимулируют поиск эффективных решений, где опыт России может сыграть важную роль. Внедрение цифрового правосудия в стране помогает снизить нагрузку на судей, улучшить координацию работы судебных органов и обеспечить хорошие условия для профессионального роста. Эти меры активизируют механизм гарантирования независимости судей и способствуют более эффективному функционированию системы юстиции.
Литература:
- Клеандров М. И. Судейский корпус России: совершенствование механизма формирования. — М.: Инфра-М, 2019. — 320 с
- Итоги пленарного заседания Совета Судей Российской Федерации от 24 мая 2022 года // Официальный портал Совета Судей России, — URL: http://ssrf.ru/news (Дата обращения 16.02.2023)
- Рублев А. Г. Особенности реализации принципа независимости судебной власти в странах Западной Европы // Правовой статус судьи, прокурора и адвоката в России и зарубежных странах: сборник научных статей / Под ред. Я. Б. Жолобова. — СПб.: Астерион, 2021. — С. 337–341
- Выступление Председателя ВС РФ В. Лебедева на пленарном заседании Совета Судей Российской Федерации от 24 мая 2022 года // Официальный портал Совета Судей России, — URL: http://ssrf.ru/news (Дата обращения 16.02.2023)
- Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // «Российская газета» от 29 июля 1992 г
- Указ Президента РФ от 19.03.2013 № 207 «О должностном окладе Председателя Конституционного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 марта 2013 г. N 12 ст. 1241
- Иванова, О. А. Проблемы реализации правового статуса судей районных судов / О. А. Иванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 148–150. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53701/ (дата обращения: 23.02.2024).
- Михайленко Н. В. Перспективы и проблемы отправления цифрового правосудия в Российской Федерации // Закон и право. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-i-problemy-otpravleniya-tsifrovogo-pravosudiya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 23.02.2024).