В статье авторами рассматриваются вопросы формирования функциональной грамотности младших школьников через учебную деятельность.
Ключевые слова :младшие школьники, функциональная грамотность, учебная деятельность, русский язык, математика, начальные классы .
Понятие «функциональной грамотности» прочно вошло в современное школьное образование, сегодня о ней говорят все большее и больше — мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.
Одним из приоритетных направлений современного образования в России является формирование функциональной грамотности младших школьников. В связи с этим, немаловажным выступает педагогический опыт учителя, который должен обладать такими компетенциями в своей профессиональной деятельности, позволяющими полноценно выполнить возложенные на него обязанности по формированию у младших школьников функциональной грамотности. Развитие функциональной грамотности в настоящее является актуальной задачей педагога начальной школы.
В ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в ред. от 28.02.2023 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании») закреплено, что начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) [1].
Согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) приоритетной целью современного образования является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества и инновационной экономики [5].
Формирование функциональной грамотности является одним из требований ФГОС НОО.
В общем смысле, функциональная грамотность представляет собой уровень грамотности человека, формирование ее у младших школьников состоит в их способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающих следующие показатели:
— готовность к успешному взаимодействию с постоянно изменяющимся окружающим миром;
— возможность решения разнообразных учебных и жизненных задач;
— умение выстраивать последовательность выполнения основных видов деятельности;
— умение строить взаимоотношения в социуме, исходя из основных правил сотрудничества и взаимодействия с окружающими;
— способность к адекватной оценке своей деятельности в различных сферах;
— стремление к образованию и самообразованию в будущем.
Принцип функциональной грамотности младших школьников можно представить схематично, как:
ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
Функциональная грамотность представляет собой метапредметное явление, исходя из чего, она формируется при изучении всех школьных дисциплин, начиная с начальной школы, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — письму и чтению, говорению и слушанию, происходит формирование приемов математической деятельности, реализующей компетентностный подход в обучении.
Каждое конкретное действие педагога и младших школьников на уроке должно работать на конечный результат.
В начальной школе главной задачей учителя является развивать умение каждого младшего школьника мыслить логически с помощью таких основных приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание [7, с. 14]. Формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Выпускные проверочные работы (далее — ВПР) после окончания начальной школы в 4-м классе по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность. По результатам работ можно сделать вывод, что проблема формирования функциональной грамотности на сегодняшний момент достаточно актуальна для младших школьников, исходя из того, что многие из них недостаточно владеют смысловым чтением, не справляются с задачами на интерпретацию информации, затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения, не умеют высказывать предположения и строить доказательства.
На формирование функциональной грамотности младших школьников направлены все предметы учебной программы начальной школы, но в первую очередь это учебные предметы «русский язык», «математика».
На уроках русского языка в начальной школе основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как универсальные учебные действия (далее — УУД), необходимые для изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развивать функционально грамотную личность посредством освоения предметного содержания по русскому языку [6, с. 214].
Исходя из педагогического опыта, можно отметить, что на развитие функциональной грамотности младших школьников влияют следующие факторы:
— содержание начального общего образования, включающего в себя национальные стандарты, учебные программы
— разнообразные формы и методы обучения в начальной школе;
— система диагностики и оценки учебных достижений младших школьников;
— программы внешкольного, дополнительного образования;
— активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
Для успешного формирования функциональной грамотности младших школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
— школьное обучение должно носить деятельностный характер, т. к. одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе — формирование у младших школьников умений самостоятельной учебной деятельности;
— младшие школьники должны стать активными участниками изучения нового материала, предоставляемого им учителем;
— в учебной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы.
Одним из условий успешного формирования функциональной грамотности младших школьников является применение таких образовательных технологий, как:
— проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
— технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
— технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (например, подготовка различных плакатов, памяток, организация и проведение викторин, конкурсов, спектаклей, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов и др.);
— обучение на основе «учебных ситуаций», (например, при изучении величин — масса, вместимость, литр) образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
— уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определенные изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (где младший школьник — это партнер, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя — помочь младшему школьнику принять и выполнить принятое им решение;
— информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
— технология оценивания учебных достижений младших школьников и др. [7, с. 34]
Одной из главных задач современной начальной школы выступает необходимость организации учебного процесса совместно с формированием функциональной грамотности младших школьников, включающей в себя следующие ее виды:
— читательская грамотность;
— математическая грамотность;
— финансовая грамотность;
— естественно-научная грамотность.
Рассмотрим подробнее перечисленные виды функциональной грамотности младших школьников.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, исходя из того, что в современном обществе умение работать с информацией (а это, умение читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Важное внимание необходимо уделять развитию осознанности чтения, которое является основой саморазвития личности младшего школьника — грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Изучение навыков чтения находится на контроле по итогам каждой четверти или каждого триместра. Ведение читательских дневников, проведение уроков–отчетов по прочитанным произведениям играют немалую роль в этом.
В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов. Наряду с печатными текстами современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому начальная школа должна научить младшего школьника работать с различными текстами: «бумажными», электронными и аудио-текстами [6, с. 215].
Читательская грамотность направлена на развитие способности младших школьников к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в дальнейшем в жизни общества. Учителем оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста младшими школьниками, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Сформированность языковой грамотности достаточно сильно влияет на развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника.
Функциональная читательская грамотность является одной из важнейших задач развивающего обучения, ценное практическое умение, как одно из важнейших средств получения информации. Смысловое чтение активно используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе развивающего обучения.
Критериями оценивания функциональной читательской грамотности является:
— общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (т. е. основная мысль текста);
— нахождение информации;
— интерпретация текста (иными словами, развивать концептуальный смысл, сравнить и противопоставить информацию, сделать выводы из авторских посылок);
— рефлексия на содержание текста и его оценка.
Среди причин низкого уровня развития читательской грамотности младших школьников, исходя из педагогического опыта преподавания в начальной школе, можно выделить то, что в заданиях, содержащихся в учебно-методических пособиях, практически отсутствуют следующие блоки заданий:
— упражнения междисциплинарного характера, а общеучебным умениям обучаются в границах учебных предметов;
— задания, связанные с жизненными ситуациями, в которых чтение младшим школьникам необходимо для решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы;
— задания далеки от жизненных интересов и социального опыта младших школьников;
— задания с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки.
Следующий вид функциональной грамотности — математическая грамотность, которая связана с формированием у младших школьников способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения.
Обучение математике в начальной школе призвано сформировать у младших школьников начальную математическую грамотность, в частности:
— понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего и где можно воспользоваться полученными знаниями);
— потребность и умение применять математику в повседневных (жизненных) ситуациях, находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности (например, рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т. д.);
— способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать и классифицировать;
— совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий;
— решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).
Наилучший результат при формировании математической функциональной грамотности у младших школьников в ходе решения арифметических задач может быть достигнут вследствие использования различных методических приемов обучения, в числе которых выделяют:
— представление ситуации, описанной в задаче;
— использования различных видов моделирования условия задачи;
— правильно организованный способ анализа задачи — от требования или от условия к требованию;
— решение задач различными способами;
— работа над решенной задачей;
— изменение вопроса задачи;
— составление различных выражений по данным задачи и их объяснение;
— выбор выражений, которые являются ответом на вопрос задачи;
— объяснение готового решения задачи;
— самостоятельное составление задач младшими школьниками;
— решение задач с недостающими данными;
— использование приема сравнения задач и их решений;
— запись двух решений на доске — одного верного и другого неверного;
— изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием;
— закончить решение задачи;
— какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче);
— составление аналогичной задачи с измененными данными;
— решение обратных задач [7, с. 41].
Математическая грамотность направлена на распознавание проблемы, возникающей в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; на формулирование этих проблем на языке математики; на анализ использованных методов решения и интерпретацию полученных результатов с учетом поставленной проблемы; на формулирование и запись окончательных результатов решения поставленной проблемы.
По результатам ВПР можно диагностировать относительно небольшой объем математических знаний и умений у младших школьников, необходимых для математически грамотного человека. Причины невысоких результатов в том, что почти не встречаются в учебниках практико-ориентированные задания; школьный курс математики имеет академическую направленность, оторванную от повседневной жизни.
Что касается формирования финансовой грамотности у младших школьников, то отметим, что она, в первую очередь, связана с развитием экономического образа мышления, ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Формирование финансовой грамотности младших школьников в основном происходит на уроках математики и на дополнительных занятиях, курсах, и осуществляется через формирование элементарных представлений о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества.
Младшие школьники начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, младшие школьники учатся теоретически решать финансовые проблемы. Для осознанного понимания необходимости формирования экономических знаний младшие школьники должны уметь:
— анализировать свои потребности;
— выделять основные и особые потребности;
— определять источники удовлетворения различных потребностей;
— пользоваться деньгами;
— определять источники доходов и расходов;
— объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
— совершать элементарные покупки в магазине;
— анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Финансовая грамотность в курсе математики в начальной школе дает положительные результаты, исходя из того, что:
— значительно увеличивает активность младших школьников на уроке;
— развивает внутреннюю мотивацию к учению;
— усиливает познавательные мотивы;
— расширяет личный опыт младших школьников;
— преодолевает удаленность математики от реальной жизни;
— повышает качество и прочность знаний;
— повышает роль младших школьников в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
— приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.
Присутствие финансовой грамотности на уроках литературного чтения заключается в обсуждении ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, младшими школьниками высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии у младших школьников можно формировать в ходе чтения рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь» и пр.) [6, с. 215].
Элементы финансовой грамотности могут быть включены в уроки окружающего мира в начальной школе. Некоторые учебно-методические комплексы, например, УМК «Школа России», предусматривают изучение таких тем, как «Для чего нужна экономика?», «Что такое деньги?», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет» и пр.
Получив первоначальные финансовые знания, младший школьник сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике.
Функциональная естественно-научная грамотность представляет собой способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, исследованиях. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений
Функциональная естественно-научная грамотность включает в себя:
— готовность осваивать и использовать знания о природе;
— готовность осваивать и использовать знания о природе родного края;
— осознание ценности и значения научных знаний о природе;
— овладение методами познания природных явлений;
— способность к рефлексивным действиям;
— осознание ценности и значимости своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Следует отметить, что формирование естественно-научной грамотности младших школьников является относительно новым направлением профессиональной активности педагогов начальной школы, оно неразрывно связано с совершенствованием отечественного школьного образования в контексте компетентностного подхода в обучении, идей о функциональной грамотности младших школьников.
Для обеспечения эффективности формирования естественно-научной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, побуждающие учащихся к активной исследовательской деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, направленных, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение младшими школьниками знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
В качестве средств формирования и оценивания естественно-научной грамотности младших школьников зачастую выступают задания, содержание которых позволяет ученику (самостоятельно или в группе) решать различные учебно-познавательные или практические задачи [7, с. 55]:
— объяснить какое-либо явление или факт, проанализировав наблюдения, известные факты, объединить их с помощью умозаключений, а затем сделать вывод, ответив на вопрос «почему?»;
— выбрать способ для получения знания, провести эксперимент (возможно мысленный), провести исследование, ответив на вопрос «как?»;
— проанализировать данные и, используя рассуждения, сделать обоснованный вывод.
Функционально грамотная личность — это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, и главная задача современного начального образования — такую личность воспитать.
ФГОС НОО содержит требования о создании в современных школах условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (к примеру, способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
К основным недостаткам современного начального образования смело можно отнести, во-первых, неумение младших школьников высказывать предположения, строить доказательства; во-вторых, затруднения в решении практико-ориентированных задач, требующих анализа, обобщения; в-третьих, недостаточное владение смысловым чтением; в-четвертых, неумение справляться с задачами на интерпретацию информации; в-пятых, не умение работать с моделями, таблицами, диаграммами, знаково-символическими средствами в обучении в начальной школе.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность младших школьников — важным показателем качества образования.
Результаты ВПР показывают, что у младших школьников недостаточно сформирована функциональная грамотность. Для формирования функциональной грамотности в начальном общем образовании важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, другими словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Исходя из этого, важнейшей задачей начальной школы является необходимость построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности младших школьников.
Формирование функционально грамотных людей является одной из важнейших задач современной школы.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // Российская газета. — 2012. — № 303.
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // Российская газета. — 2020. — № 174.
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www. pravo.gov.ru, 20.02.2024.
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www. pravo.gov.ru, 20.02.2024.
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www. pravo.gov.ru, 20.02.2024.
- Ногаева С. Е. Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях перехода на новый ФГОС НОО //Ученые записки Орловского государственного университета. — 2020. — № 2 (87). — С. 214–216.
- Сборник педагогического опыта по формированию функциональной грамотности в урочной (внеурочной) деятельности / под ред. И. Ю. Ивановой, И. В. Карамулиной. — Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2023. — 100 с.