В данной статье рассмотрены понятие и сущность прав потребителей, природа используемых для их защиты гражданско-правовых средств; сформулированы гражданско-правовые средства защиты прав потребителей и разработаны предложения по их совершенствованию. Проведен анализ действующего в Российской Федерации законодательства о защите прав потребителей с его с отраслью гражданского права.
Ключевые слова: защита прав потребителей, потребители, правоотношения, гражданское право, закон, защита.
За последние двадцать лет в России проводится активное развитие и совершенствованию законодательства в области защиты прав потребителей. Это обусловлено переходом страны к рыночной экономике, где на тот момент еще не установилась система взаимоотношений продавца и потребителя. Поэтому необходимость в становлении и усилении прав потребителей появилось именно тогда.
В связи с этим главным направлением развития в современной России стала разработка и внедрение методов защиты прав потребителей.
Самым значимым для нормотворческой деятельности РФ в области защиты прав граждан стало закрепление основных прав и интересов потребителей, в соответствии с международными стандартами права. Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» [1] (далее — Закон) закрепил круг прав и определил механизм их реализации. Данный Закон включил в себя все отрасли права: гражданское, административное, уголовное и самое главное — конституционное. В связи с последними изменениями законодательства в сфере прав потребителей, появлением новых товаров, развитием услуг и работ, а также сети Интернет данная область является достаточно популярной.
На современном этапе развития отрасль защиты прав потребителей сопровождается комплексом нерешенных проблем как в теории, так и на практике. Законодательная база, созданная с целью регулировать и контролировать отношения между потребителем и продавцом, не может гарантировать эффективную защиту прав потребителей.
Происходит это по причине принятых нормативных документов, которые, по сути, мешают защиту своих прав потребителям (н-р, Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня технически сложных товаров») [2]. В нем отражен увеличенный список товаров, которые можно будет вернуть обратно или произвести обмен только в случае наличия качественных недостатков.
Также причинами является незнание и малая осведомленность потребителей своих прав, их гарантий и способов защиты, недостаточная информированность граждан о ГОСТах качества товаров, что подтверждает недостаточную грамотность населения в области защиты прав потребителей, что значительно увеличивает количество гражданских дел в этой области, а также количество неудовлетворенных реальных требований потребителя по причине неправильных путей их решения и доказывания.
В научной области потребитель выступая в роли ключевого субъекта отношений в сфере оказания услуг может быть охарактеризован через его «правовой статус», который включает в себя правосубъектность, его место в социуме, особенности и связи с другими субъектами и государством [3].
Многие специалисты в юридической сфере уделяли внимание особенностям «правового статуса» покупателя. Например И. В. Кирюшина определяет его как субъективную систему прав потребителя, которая реализуется им в процессе получения товаров и услуг, а также как объективную систему в форме сложного механизма с нормами прав в различных отраслях, которые возникают в отношении потребителей. [4]
Гражданско-правовые средства в свою очередь применяются в предусмотренном законодательством порядке — формой защиты (правовой комплекс мероприятий, которые осуществляются правозащитными структурами с целью защиты прав и законных интересов гражданина).
Судебная защита прав потребителей является одним из основных прав гражданина согласно Конституции РФ. А также судебная защита является важной гарантией охраны прав потребителя, да и в целом гражданина, потому что разрешение споров происходит гласно и открыто с соблюдением норм законодательства [5].
Рассмотрим внесудебный порядок защиты прав потребителей: потребитель может самостоятельно, без обращения в специальные инстанции защитить свои права и предъявить требование напрямую к продавцу [6].
Сущность такой формы защиты прав состоит в том, чтобы потребитель и продавец намного быстрее пришли к решению проблемы. Хотелось бы подчеркнуть, что продавец, в случае нарушения прав потребителя обязан немедленно в добровольном порядке удовлетворить требования покупателя, так как это является его прямой обязанностью, согласно законодательству РФ. А для потребителя данная форма защиты своих прав является добровольной. То есть, потребитель, может выбрать наиболее удобный для него способ воздействия на продавца, поэтому он может подать иск в суд, но также вправе предъявить претензию о некачественном товаре к продавцу, а последний, в свою очередь, обязан принять требование потребителя. Но его право подать иск в суд при отказе продавца в принятии остается.
Согласно ст. 131, ст. 132, ст. 135 ГПК РФ, досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом обязателен, так как они гласят, что иск в суд должен быть подан только после досудебного порядка [7].
В настоящее время досудебным порядком урегулирования споров считаются все действия, совершенные потребителем в отношении продавца, для мирного решения спора, что включает в себя и возможный претензионный порядок. Ранее, до введения в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. (далее — АПК) [8], досудебный порядок был, по сути, претензионным. Теперь же досудебным порядком будет являться иной порядок урегулирования споров. Самозащита представляет собой законные фактические действия по защите собственных прав и интересов самим гражданином для устранения нарушенного права [9].
Таким образом, закон «О защите прав потребителей» выступает в роли необходимого регулятора отношений на рынке продаж и услуг. С появлением этого Закона законодательство в сфере прав потребителей вышло на новый уровень и в настоящее время непрерывно совершенствуется, интегрируя новые понятия в сферу потребителей с приходом нововведений в современный мир.
При юрисдикционной форме защиты истец (потребитель) вправе выбрать для защиты своих прав любой способ. Это может быть самозащита, взыскание неустойки, возмещение убытков, компенсация морального вреда и так далее.
В целом с момента вступления в силу закона «О защите прав потребителей» законодательство в этой сфере сильно изменилось в лучшую сторону. Делая анализ судебной практики за последние года, можно смело говорить о том, что большая часть всех дел завершается в пользу потребителя. Законодательство о защите прав потребителей однозначно представляет собой изменчивую систему и для сокращения количества споров между продавцом и потребителем необходимо уделять постоянное внимание появлению новых технологий в мире и внедрению изменений в законодательство.
Литература:
1. О защите прав потребителей: закон РФ от 7 февраля 1992 № 2300–1 (ред. От 03.07.2016) // Российская газета. — 1996. -№ 8.
2. Об утверждении перечня технически сложных товаров: постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 (ред. от 17.09.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 46. Ст. 6539.
3. Матузов Н. И. Правовой статус потребителя. — М., 2012. — С. 114.
4. Кирюшина И. В. Правовой статус потребителя: монография. — Барнаул, 2009. — С. 8.
5. Постатейный комментарий к Закону РФ о защите прав потребителей / Под ред. Зименковой О. Н., Левшиной Т. Д., Тобиса В. И., Шерстобитова А. Е. — М., 2011. — С.45.
6. Ломакина И. Г. Защита прав потребителей. — Новосибирск, 2015. — С. 123.
7. Гражданский процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
8. Арбитражный процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 24.07.2002 No 95-ФЗ (ред. 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3012.
9. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2011. — С. 117, 132.