В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.
Ключевые слова : дошкольник, нравственное воспитание, художественная литература, нормы, ценности, экологическая культура, нравственное образование.
Одной из главных причин серьезности проблем нравственного воспитания подрастающего поколения является современное общество, которое стало более сложным и разнообразным. Стремительное развитие технологий, информационного пространства и массовая доступность повлекли за собой изменения в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому дети имеют искаженные представления о гражданстве и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и щедрости. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Духовно-нравственное здоровье народа является фундаментом для создания справедливого, гармоничного и процветающего общества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из главных принципов дошкольного образования — «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Дошкольный период играет главную роль в развитии ребенка. Именно в этот период он начинает понимать и принимать социальные нормы и ценности. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственных ценностей, которые будут определять его отношение к миру и его проявлениям в будущем. Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Художественная литература как источник знаний и нравственно-эстетических норм, как толкователь культуры и обычаев общества всегда считалась одной из главных составляющих воспитания и формирования полноценной личности. Художественная литература, давая информацию о действительности, расширяет кругозор читателей любого возраста, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое удовольствие. О. Е. Смирнова отмечала, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир чувств: «У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость» [3, с. 47]. Л. И. Беленькая замечала, что художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль. В. А. Левин понимал литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры.
Художественное слово — действенное средство воспитания нравственных качеств личности. Читая, ребенок знакомится с жизнью окружающих, природой, трудом людей, сверстниками, их радостями, а иногда и неудачами. Художественное слово влияет не только на сознание ребенка, но и на чувства и действия. Художественные произведения раскрывают детям мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И в них начинают пробуждаться гуманные чувства: умение проявлять заботу и доброту, протест против несправедливости.
Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен выбирать произведения, которые помогут детям развить чувство справедливости, доброты и уважения к другим людям. Кроме того, важно учить детей анализировать произведения и выражать свои мысли о них, чтобы они могли переносить полученные знания и навыки в реальную жизнь. Все это поможет формировать у детей гармоничную личность, способную этически мыслить и взаимодействовать с окружающими. Для воспитания у детей старшего возраста нравственных чувств педагог использует различные сказки. Например, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» рассказывает детям о послушании и непослушании, а «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина учит быть благодарным и ценить то, что умеешь. «Серебряное копытце» П. Бажова несёт в себе мысль о том, что для обретения благополучия и счастья помогает вера в чудеса, трудолюбие и доброта. «Айболит» К. Чуковского воспитывает гуманное отношение к животным.
Так же необходимо отбирать литературные произведения, которые будут использоваться в работе с детьми. В работах О. И. Соловьевой Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других были выделены следующие критерии:
– высокое художественное мастерство, литературная ценность (единство содержания произведения и его формы);
– доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
– сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; конкретные педагогические задачи.
Художественные произведения не дают прямых наставлений детям («Слушай старших»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту. Необходимо после прочтения проводить беседу с детьми по содержанию произведения. Дети должны уловить замысел, понять основную мысль текста. Не только понять о чём текст, но и проанализировать поступки героев и вынести из прочитанного урок.
Таким образом, тексты художественной литературы позволили использовать яркие образы с целью того, чтобы объяснить детям, как можно и нельзя поступать. Художественная литература помогает объяснить детям в доступной форме о нравственных ценностях, нормах и правилах.
Литература:
- Космачева, М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / М. Н. Космачева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 35 (169). — С. 91–93.
- Художественно-эстетическое развитие у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации / 1. Нуриева, Р. А, Т. Н. Галич, Н,В,Сборник,научных,трудов,№ Федосеева. — Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — Ялта: РИО ГПА, 2020. — С. 194–197.
- Смирнова Особенности общения с дошкольниками / Смирнова, О. Е. — Москва: Академия, 2000. — 342 c. — Текст: непосредственный.
- Тураева Нравственное воспитание личности / Тураева, Х. С. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 293–297.