Особенности реализации института амнистии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 08.03.2024

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Сулекова, Д. С. Особенности реализации института амнистии / Д. С. Сулекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111828/ (дата обращения: 18.12.2024).



Институт амнистии в российском уголовном праве по своей сути является основанием освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания. Исторически он начал складываться давно, однако, несмотря на это, есть определенные проблемы в реализации положений данного института.

Под амнистией в уголовном праве понимается нормативный акт высшего законодательного органа государственной власти, который освобождает определенные категории лиц, совершивших преступления, от претерпевания мер уголовной ответственности и наказания, предписывает заменить назначенное судом наказание другим, более мягким, либо прекратить начатое уголовное преследование или не возбуждать уголовное дело [2, с. 238].

В соответствии с п. «е» ст. 103 Конституции Российской Федерации объявление амнистии, т. е. принятие акта об амнистии, является прерогативой только Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [1]. Такое закрепление исключительной компетенции высшего законодательного органа позволяет сделать вывод о том, что по правовой природе амнистия — это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт.

Говоря о целях, которые преследует государство при применении амнистии, стоит сказать о том, что они зависят от конкретных ситуаций, мотивов, которые обусловливают ее проведение. При этом можно выделить основные. Так, определяющая цель издания актов об амнистии связана с реализацией такого принципа уголовного права и уголовно-правовой политики в целом как гуманизм, то есть посредством амнистии государство пытается облегчить, смягчить страдания, ущемляющие права и свободы лица, совершившего преступление. Еще в качестве одной цели можно выделить улучшение социальной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания. Обусловлено это тем, что лица, отбывающие наказание в тюрьмах и исправительных колониях впоследствии, при их возвращении в социальную среду, будут наиболее трудно проходить адаптацию, что можно также напрямую связать с длительностью срока отбывания наказания, то есть государство посредством проведения амнистии предоставляет возможность для восстановления и реинтеграции в общество после отбытия наказания. При этом институт амнистии не ограничивается только этими целями, поскольку при его помощи решаются и практические задачи. Например, разгрузка мест лишения свободы (хотя об этом прямо не говорится при проведении амнистии), что помогает сократить перегрузку исправительных учреждений и улучшить условия содержания заключенных; улучшение социальной обстановки в обществе. Однако неоднозначно оценивается достижение последней задачи посредством издания акта об амнистии, потому что в сознании большинства складывается мнение, что государство, отпуская на свободу лиц, совершивших преступление или подозреваемых в этом, «поощряет» их противозаконное поведение, что, по сути, свидетельствует о нарушении принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступление. Также можно сделать вывод о том, что цели проведения амнистии могут зависеть от политической, социальной и правовой ситуации в стране.

Амнистию, в основном, объявляют в честь знаменательных и юбилейных дат, событий, имеющих особое значение для страны, в результате чего акты амнистии неизбежно приобретают политический характер. В период 2000 по 2016 г. в России издали девять актов амнистии. Наиболее масштабной в плане освобождения лиц из мест лишения свободы считается амнистия, объявленная в честь 55-летия победы в Великой Отечественной войне в 2000 году. По ее итогам из мест лишения свободы досрочно освободилось 209 тысяч человек. Крайняя была проведена в 2015 г. в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне. В начале 2023 года, обсуждался вопрос о проведении амнистии в честь 30-летия Конституции Российской Федерации, однако на сегодняшний день официальной информации о подписании акта об амнистии нет.

В научной литературе высказываются различные точки зрения относительно приурочивания проведения амнистии к определённым памятным событиям. Ряд исследователей полагает, что амнистия в преддверии юбилейных дат проводится с целью отметить значимые события/праздники и создать положительное настроение в обществе. Другие же считают, что амнистия является специальном актом, поэтому объявляться она должна в исключительных случаях, а не превращаться в периодическое мероприятие к очередной юбилейной дате или использоваться в качестве инструмента политической борьбы. Мы согласны с данной точкой зрения и считаем, что прежде чем приурочивать амнистию к какому-либо юбилейному событию, нужно в каждом конкретном случае определять цели ее проведения, криминологические основания, будут ли достигнуты ее планируемые результаты, прийти к выводу о том, есть ли действительная необходимость в амнистии, и только если близится какая-либо юбилейная дата, совместить эти два события. Для этого необходимо провести ряд аналитических мероприятий. Например, по мнению А. Е. Раевой, на подготовительной стадии применения амнистии следовало бы ввести в практику широкое обсуждение ее в обществе, выявление мнения среди народа, что, с одной стороны, ослабило бы социальную напряженность, а с другой — благоприятно сказалось бы на возврате в общество амнистированных [4, с. 5]. На наш взгляд, помимо общественного обсуждения, необходимо собирать статистические данные о загруженности исправительных учреждений, поведении лиц, отбывающих наказаний, то есть сначала проводится анализ потребности в амнистировании, а не «символичный подбор» мероприятия, которое можно было бы сопоставить с юбилейным событием.

Далее логично рассмотреть отдельные аспекты практической реализации норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе применения амнистии.

В существующем конституционно-правовом пространстве нормативно-правовое регулирование амнистии осуществляется посредством постановлений Государственной Думы РФ, которые являются достаточно разнородными и разноречивыми. Характерной особенностью акта об амнистии в Российской Федерации является то, что для его реализации необходима совокупность двух правовых актов — постановления об амнистии и постановления о порядке применения амнистии, которые образуют единый правоприменительный юридический документ.

В первом постановлении указываются основания применения амнистии, к которым относятся обстоятельства различного характера, в частности: категория преступления; форма вины; осуждение лица впервые; осуждение к лишению свободы на определенный срок; половозрастной критерий; осуждение к наказаниям, не связанным с лишением свободы и т. п.; а также указываются те обстоятельства, при наличии которых амнистия не может быть применена. Таким образом, можно сделать вывод, что в акте об амнистии круг лиц, подпадающих под действие акта об амнистии, индивидуально не определен. Для того, чтобы акт распространял действие на конкретное лицо, совершившее преступление, последнее должно подпадать под основания, указанные выше, а также соответствовать условию — преступление должно быть совершено до издания акта об амнистии. В качестве недостатка применения амнистии к неопределенному кругу лиц мы видим то, что под амнистию зачастую могут подпадать и лица, «не вставшие на путь исправления», поскольку при амнистировании, как правило, не учитывается поведение осужденного в процессе исполнения наказания. Хотя это, на наш взгляд, является важным условием освобождения от уголовной ответственности и (или) наказания в связи с амнистией. Иными словами, необходимо установление факта достижения целей уголовного наказания, либо применение амнистии должно признаваться целесообразным для данного конкретного лица при определенных обстоятельствах. При применении амнистии следует учитывать возможность восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, а также предупреждения совершения новых преступлений самим виновным. Если закрепить такое требование, то, возможно, институт амнистии будет призывать осужденных к правомерному поведению. Однако, необходимо будет в таком случае доработать процедуру реализации амнистии, поскольку могут возникнуть определенные трудности с тем, как определять, достигнуты ли цели уголовного наказания в отношении конкретного лица или нет.

Основной задачей второго постановления — о порядке применения амнистии — является закрепление механизма освобождения от уголовной ответственности или от наказания, поэтому в нем определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии и т. д. [4, с. 140].

Вообще, следует отметить, что реализацию юридического потенциала амнистии сдерживает то, что в Российской Федерации отсутствует специальный закон, регламентирующий общие условия осуществления амнистии. Положения об амнистии содержатся в статьях Конституции РФ, Уголовном, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексах РФ. Однако они являются общими, и в них нет конкретизации по наиболее «правильному, эффективному» применению положений амнистии, что является одним из недочетов действующего законодательства относительно института амнистии.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что на сегодняшний день амнистия применяется в качестве инструмента политической, социальной или и правовой реформы. Однако на данный момент правовая регламентация рассматриваемого института не совершенна и требует внесения определенных изменений в действующее законодательство. Например, в качестве одного из направлений совершенствования данного института можно выделить принятие отдельного федерального закона, в котором надлежит определить содержательные характеристики амнистии, основания и порядок её применения, так как на практике положения об амнистии местами являются неясными, нечеткими, дискуссионными, а деятельность органов, осуществляющих амнистию, недостаточно регламентирована.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. No 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993 25 дек.; Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.

2. Гришко, А. Я. Амнистия. Помилование. Судимость / А. Я. Гришко, А. М. Потапов. — 3. — Москва: Логос, 2009. — 272 c. — Текст: непосредственный.

3. Кокотова Д. А. Пределы действия амнистии во времени / Д. А. Кокотова // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 5. — С. 136–142

4. Раева А. С. За и против амнистии // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. N 6. С.5–12

Основные термины (генерируются автоматически): амнистия, Российская Федерация, институт амнистии, проведение амнистии, уголовная ответственность, уголовное наказание, Великая Отечественная война, высший законодательный орган, издание акта, лишение свободы.


Задать вопрос