Актуальность темы исследованияопределяется высокой степенью общественной опасности явления пиратства. Ежегодно отмечается стремительный темп увеличения численности зарегистрированных пиратских нападений. Принимаемые в современных реалиях меры, которые принимаются мировым сообществом, представляются недостаточно эффективными, что делает тему важной для последующего исследования.
В статье авторы предпринимают попытку обозначить основные тенденции и методы борьбы с пиратством в нашем государстве.
Ключевые слова: пиратство, Российская Федерация, Уголовный кодекс Российской Федерации, уголовное преступление, общественная опасность, международное право.
Компании, которые заняты в перевозках грузов, испытывают необходимость разрабатывать маршруты, которые предусматривали бы обход мест, где чаще всего встречаются случаи нападения пиратов. Само собой разумеется, что такого рода пути увеличивают стоимость фрахта. Важно обозначить, что действия пиратов часто становятся причиной наступления смерти членов экипажа и пассажиров, причинения имущественного ущерба, материальных убытков собственнику суда и загрязнения окружающей среды [7, c. 251].
Выделенная ситуация обуславливает необходимость принять своевременное и объективное решение для решения имеющейся проблематики, ведь принимаемые в современных условиях меры борьбы с пиратством приставляются неэффективными. В этих целях необходимо максимально детально изучить обозначенную сферу и выработать наиболее прогрессивные методы поставленной проблемы.
В юридической науке на сегодняшний день накоплено большое количество научных исследований, предметом которых стала проблематика борьбы с пиратством. В это же время, нужно обозначить, что аспект международной проблемы пиратства в них исследуется довольно слабо. Однако, для углубления в такую проблематику необходимо, в первую очередь, обозначить национальные законодательстве нормы борьбы со столь негативным явлением.
Так, в Российской Федерации ответственность за пиратство предусматривается нормами статьи 227 Уголовного кодекса, которая содержится в главе 24 «Преступления против общественной безопасности». Непосредственным объектом пиратства как преступления выступают общественные отношения, которые складываются в сфере обеспечения безопасности морского и речного судоходства [4, c. 529].
Учитывая корыстный характер преступного посягательства, в качестве дополнительного объекта выступают отношения, которые возникают в сфере собственности. Так, насильственный характер пиратства, что очевидно, предполагает наличие дополнительного объекта в виде общественный отношений, которые складываются в связи с охраной права на жизнь и здоровье граждан.
В рамках российского национального законодательства пиратство толкуется как нападение на морское или речное судно, которое было совершено с применением насилия или угрозой применения такового. Нападение, будучи общественно опасным деянием, является ярко выраженным насильственным воздействием на судно, его экипаж или пассажиров, чтобы завладеть чужим имуществом. Необходимо подчеркнуть, что толкование термина «пиратство» в нашем законодательстве в значительной степени отличается от определений такого действия, представленных в международных актах [3, c. 73].
Так, в международных документах пиратство подразумевает любого рода неправомерный акт насилия, задержания либо грабежа, которые совершается в личных целях экипажами частновладельческих судов в открытом море или в другом месте за пределами юрисдикции того или иного государства. Установленное российским законодательством толкование термина «пиратство» хоть и основывается на определении пиратства в международном праве, но все же представляется более узким по своему содержанию [8, c. 36].
Предметом посягательств преступного деяния, предусмотренного статьей 227 Уголовного кодекса, являются только морское и речное судно. Таким образом, состав пиратства, предусмотренный этой нормой, не охватывает корыстное нападение на воздушное судно, которое находится в пределах национальной юрисдикции. Кроме того, довольно узко поставлена цель пиратского нападения. При таком нападении объектом насилия не обязательно является физическое лицо. Так, нападение может быть выражено, к примеру, в обстреле судна, его таране, взятии на абордаж и прочее.
В качестве способов совершения пиратства называются, к примеру, потопление судна, обстрел, бомбардировка с воздуха, убийство членов экипажа либо пассажиров корабля, которое было подвергнуто нападению. Цель насилия всегда состоит в психическом воздействии на экипаж и пассажиров атакуемого судна, в стремлении сковать их волю и желание оказать сопротивление действиям пиратом по завладению имуществом.
Равно как разбой и бандитизм, законодательства конструкция пиратства формулируется на основании принципа усеченного состава. В это связи, пиратство, как преступление, будет окончено с момента совершения нападения. То есть, оконченным преступление будет признано, когда уже совершен сам факт насильственного задержания судна, без учета того, что оно может быть в последствии отпущено, а также преследование судна в сопровождении с применением физического либо психического насилия.
Пиратство может быть совершено только с прямым умыслом. Также, субъективная сторона преступного деяния включает в себя специальную цель, которая заключается в завладении чужим имуществом. Последним может быть само судно, отдельные его узлы и агрегаты, включая вооружение и оборудование, груз, личные вещи членов экипажа и пассажиров. Нападения, которые совершаются с другими целями (например, провоцирование военный действий, осложнение отношений между государства, захват заложников без захвата имущества) образуют составы других преступлений. Однако, здесь не исключается возможность квалификации по совокупности преступлений.
В качестве субъекта пиратства может выступать любое вменяемое физическое лицо, в возрасте от шестнадцати лет. Учитывая введение в содержание Уголовного кодекса реального принципа действия уголовного закона в пространстве, лица, которые совершили пиратские нападения на российские судна, привлекаются к ответственности в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации [4, c. 528].
Выделенный принцип впервые закреплен в уголовном законодательстве Российской Федерации. Он предполагает возможность привлечения любого лица, даже иностранца или апатрида, к ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации за преступление, которое было совершено за границей, когда оно было направлено против интересов России, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
К числу интересов России нужно относить не только государственные интересы, но также и интересы российских граждан. Вопросы, которые связаны с содержанием и применением состава пиратства, не ограничиваются сказанным. Считаем, что неудачной представляется сама конструкция указанного состава преступления.
В первую очередь, формулировка пиратства в качестве разновидности разбоя предполагает, то нападение всегда преследуют цель — завладеть чужим имуществом: самим судном, его грузом, имуществом пассажиров и прочее. В это же время, международные акты указывают на то, что к пиратским действиям нужно относить также нападения без намерений завладеть чужим имуществом: например, намерение потопить судно [8, c. 37].
Учитывая то, что международное право ставится в приоритет над национальным, вызывает вопросы факт ограничения отечественным законодателем сферы применения статьи 227 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Во-вторых, сущность пиратства, как преступного деяния, не отображается в его составе. Учитывая содержание указанной нормы, пиратская деятельность не может быть осуществлена одним лицом, ведь признак организованной группы является квалифицированным. Большинство ученых, с которыми мы согласны, считают такой подход абсурдным [5, c. 275].
Так, пиратство является высокоорганизованным видом преступной деятельности, которая требует вовлечение в него значительного числа самых различных лиц. Также, помимо нападающих должны быть лица, которые будут заниматься сбытом похищенного, проводить переговоры о выкупе, осуществлять вооружение пиратов, снабжать их информацией и прочее. В этой связи, Конвенция 1982 года [1] относит к пиратству не только сами нападения, но также и подстрекательство к ним, а также оказание любого рода помощи в пиратской деятельности.
Основываясь на сказанном, можно предположить, что пиратство является преступлением, уже изначально относящимся к организованной преступности. В этой связи, пиратская деятельность может быть возможной только в составе организованной группы либо преступного сообщества.
В-третьих, содержание состава преступления не соответствует целям статьи 227 Уголовного кодекса. Давая обозначение составу пиратства в главе преступлений против общественной безопасности, законодателем учитывается, что такой вид преступной деятельности создает затруднения для морского судоходства. Цель выделенной нормы, как это видится, заключалась в исполнении международных обязательств России по борьбе с пиратством как явлением. В таком смысле действие нормы должно направляться на борьбу с наличием пиратских группировок, но не на защиту конкретных судов от пиратских атак [6, c. 89].
На основании всего, сказанного выше, можно сказать, что статья 227 Уголовного кодекса должна содержать состав преступления, описывающий пиратство в качестве вида организованной преступной деятельности, которая направлена на осуществление вооруженных нападений на морские суда. В таком случае наиболее близким по конструкции и содержание к пиратству будет состав бандитизма, предусмотренный нормами статьи 209 Уголовного кодекса.
По-нашему мнению, куда более правильным было бы называть пиратство «морским бандитизмом», но не «морским разбоем». Как вывод, пиратство представляется уголовным криминальным бизнесом. Формулировка пиратства по аналогии бандитизму устранило бы все ранее указанные недостатки статьи 227 Уголовного кодекса. В таком случае норма учитывала бы организованный характер пиратской деятельности, намерение напасть на судна и была бы направлена на борьбу с наличием пиратских преступных групп.
Также, предложенная формулировка позволит решить проблематику разграничения пиратства и разбоя. Состав пиратства предусматривал бы создание преступной группы либо членство в ней, однако, не само пиратское нападение.
Так, чтобы правильно квалифицировать пиратские нападения, необходимо вменять по совокупности статьи 227 и статьи 162 Уголовного кодекса [2].
Кроме прочего, необходимо обратить внимание на то, что для усиления уголовной репрессии за нападения на суда необходимо включить в статью 162 Кодекса квалифицированный признак, которые предусматривал бы разбойное нападение на такие объекты.
Важно обозначить, что в Государственной Думе рассматривается проект, по внесению изменений в Уголовного кодекса Российской, а именно в статью 227. Однако в международном праве под действия пиратства попадают действия, которые совершены в открытом море. Кроме того, действующий закон не учитывает принадлежность флага судна, формы собственности, вид и тип судна. Таким образом, исследования в данном вопросе должны быть продолжены, поскольку своей актуальности проблематика не утратила: в ней по-прежнему существует множество трудностей и упущений.
Литература:
- Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (ред. от 23.07.1994) // Монтего-Бей, 10.12.1982 (с изм. от 23.07.1994)
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Колосова О. А. Сотрудничество государств по противодействию морскому пиратству // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики. 2023. С. 71–75.
- Захаров С. С., Левина А. В. О целесообразности статьи 227 «Пиратство» в Уголовном кодексе Российской Федерации // Молодой ученый. 2023. № 20 (467). С. 528–530.
- Шестакова А. Д. Международно-правовые аспекты пиратства — уголовная ответственность по российскому законодательству // Трансформация права и правоохранительной деятельности в условиях развития цифровых технологий в России, странах СНГ и Европейского союза: проблемы законодательства и социальной эффективности. 2022. С. 274–277.
- Ковылина Н. К. Проблемы квалификации разбоя // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе. 2022. С. 87–90.
- Эриашвили Н. Д., Лобанов С. А., Каламкарян Р. А., Анянова Е. С. Международно-правовое позиционирование органов международного уголовного правосудия в системе пресечения международной преступности на морских пространствах // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 249–256.
- Степанов К. А., Драгун О. В., Северов К. А. Морское пиратство и привлечение пиратов к ответственности в международном уголовном праве // Правовая позиция. 2022. № 7 (31). С. 35–39.