Статья посвящена проблеме экологического воспитания и формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. Автором предлагается применение проектной деятельности, представленной в виде проектов экологической направленности, как средства повышения уровня знаний и формирования экологической культуры младших школьников
Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, метод проектов, обучающиеся младшего школьного возраста, проекты экологической направленности.
Проблемы образования, и особенно экологического образования, имеют абсолютный приоритет перед всеми другими целями общества.
Моисеев Н. Н.
В современном обществе большое внимание уделяется вопросам экологии и экологическому воспитанию школьников. Согласно ФГОС НОО, один из личностных результатов освоения программы должен отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретением первоначального опыта деятельности на их основе, в части экологического воспитания: бережного отношения к природе, непринятие действий, приносящих ей вред. [3] Развитие экологического воспитания младших школьников — это возможность в будущем получить общество, которое будет ответственно подходить к вопросам экологии, бережно относиться к природе, осознанно принимать решения, касающиеся взаимодействия с окружающей средой.
В системе образования на данный момент нет четкой концепции по экологическому воспитанию школьников, каждое образовательное учреждение при необходимости выбирает и реализует ее самостоятельно. Большой вклад в развитие экологического воспитания младших школьников может внести внеурочная деятельность. Форма ее организации и объем определяются планом, с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, согласно ФГОС НОО. Именно данная деятельность позволит, применяя различные методы и образовательные методики, увеличить уровень грамотности обучающихся в вопросах экологии и взаимодействия с окружающей средой. При грамотно выстроенной работе во время внеурочной деятельности, можно достичь высоких результатов в вопросах экологического воспитания обучающихся младшего школьного возраста. Эти знания и умения станут «фундаментом» при формировании экологической культуры в среднем и старшем школьном звене. Одним из способов формирования экологического воспитания во внеурочной деятельности может стать проектная деятельность.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. [2]
Метод проектов позволяет обучающимся самостоятельно накапливать знания и опыт. Процесс обучения приобретает форму исследования, он позволяет школьникам применять уже имеющиеся знания и приобретать новые. Проектная деятельность формирует у обучающихся самостоятельность, школьники становятся активными участниками образовательного процесса, что помогает им находить выход в сложных жизненных ситуациях.
Перед началом внедрения в образовательный процесс проектной деятельности как средства формирования экологической культуры и воспитания рекомендовано провести диагностику, констатирующий педагогический эксперимент, уровня знаний обучающихся младшего школьного возраста с помощью следующих методик:
— Методика «Определение уровня экологической культуры у детей младшего школьного возраста» (Е. А. Клюкова);
— Методика «Экологические знания» (Ю. А. Полещук)
После диагностики следует оценить полученные результаты и определить уровень (низкий, средний, высокий) имеющихся знаний у обучающихся.
Если уровень средний или низкий, то внедрение проектной деятельности как формирующего педагогического эксперимента целесообразно.
На этапе формирующего педагогического эксперимента метод проектов позволит повысить уровень экологических знаний обучающихся, расширить представления об окружающей среде, научить бережному отношению к природе.
В процессе проектной деятельности у обучающихся сформируются личностные (готовность к самопознанию, саморазвитию, мотивация к познанию и обучению, формирование внутренней позиции личности), метапредметные (умение находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма, проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения, формирование начальных исследовательских действий, работа с информацией, самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации, общение, совместная деятельность, презентация) и предметные (формирование уважительного отношения к природе, первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы; формирование основ рационального поведения и обоснованного принятия решений, приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов и следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов, приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения) результаты. [3]
Примеры проектов экологической направленности:
- «Животные Красной книги твоего региона»
Цель проекта: поиск информации и получение новых знаний о редких видах животных региона проживания обучающихся.
План работы: Учитель распределяет среди обучающихся темы для подготовки информационных страниц. Ученики самостоятельно подбирают информацию и способы оформления страницы «Красной книги» формата А4 со справочными материалами о редких видах животных. Младшие школьники выступают с докладами перед учащимися класса, презентуя свои информационные страницы. Педагог совместно с учащимися составляет из информационных страниц книгу «Животные красной книги моего региона».
Книга хранится в классе, при желании ученики могут обращаться к ней для получения необходимой информации.
Результат: отчет в форме доклада, совместно изготовленная книга по теме проекта.
- «Влияние мусора на почву»
Цель проекта: с помощью исследовательской работы изучить, как бытовой мусор влияет на почву и растения.
Необходимое оборудование: стаканчики, земля, семена растений с быстрой всхожестью, различные виды бытового мусора (батарейки, полиэтиленовый пакет, и т. д.), органические отходы (кожура от банана, картофельные очистки и т. д.), вода
Срок проведения исследования: от 1 до 3 месяцев
План работы: в одинаковые стаканчики поместить землю и мусор (батарейка, кожура от банана), посадить семена растений. Один стаканчик наполнить только землей, в него так же посадить семена. Полить посаженные семена растений водой. Разместить стаканчики на подоконнике. Учащиеся класса разбиваются на группы ответственные за конкретный стаканчик, они должны производить умеренный полив, один раз в три дня, еженедельно фиксировать наблюдения всхожести и роста семян в дневнике исследования и осуществлять фотосьемку объекта. По окончанию эксперимента педагог на основе информации из дневников наблюдений составляет презентацию, после просмотра которой идет обсуждение результатов эксперимента с учащимися.
Результат: отчет в форме доклада, презентация по теме проекта, обсуждение в форме беседы с обучающимися для подведения итогов эксперимента.
- «Полиэтиленовый пакет — помощник или враг?»
Цель проекта: поиск информации об использовании полиэтиленовых пакетов в быту. Влияние полиэтилена на окружающую среду. Ответ на вопрос «какие материалы могут заменить полиэтилен?»
План работы: Учащиеся производят учет количества используемых полиэтиленовых пакетов дома за неделю. Предлагают альтернативные материалы, которые можно использовать для аналогичных целей (бумажные пакеты, многоразовые сумки из ткани и т. д.). На второй неделе обучающиеся стараются использовать альтернативу полиэтиленовым пакетам и так же ведут учет использования пакетов. После окончания работы по проекту, обучающиеся предоставляют информацию педагогу, которую он систематизирует и представляет ученикам в виде презентации, в которой указано количество используемых пакетов за год или другой период времени на выбор, в сравнении с природными объектами (гора, дерево, озеро и т. д.)
Результат: отчет в форме доклада по теме проекта и презентация. Беседа по результатам проделанной работы с учениками.
- «Агитационные плакаты на экологическую тему»
Цель проекта: изучение наглядно-информационного материала, изготовление с помощью различного материала плакатов агитационного характера направленных на защиту окружающей среды.
План работы: младшие школьники самостоятельно выбирают тему для плаката и средства художественного выражения (карандаши, фломастеры, краски, пластилин, пастель и т. д.)
Результат: экологический плакат. Выставка работ обучающихся, с информационной целью. Конкурс на лучшую работу, среди обучающихся принимавших участие в проекте.
При выборе темы проекта следует учитывать интересы младших школьников, особенности экологической ситуации региона, в котором находится образовательное учреждение.
После проектной деятельности необходимо провести контрольный этап педагогического эксперимента. С помощью методик, указанных ранее повторно провести диагностику и оценить влияние метода проекта на уровень знаний обучающихся.
Школьникам, у которых диагностика на этапе констатирующего педагогического эксперимента показала высокий уровень знаний, участие в проектной деятельности тоже полезно. Педагог готовит им задания с более сложными целями и задачами, чем для остальных учеников.
Проектная деятельность позволит учащимся получить представление о взаимодействии человека с окружающей средой, его влиянии на нее, значительно повышает уровень экологического воспитания, способствует самостоятельному изучению информационного материала экологической тематики и положительно влияет на формирование экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста.
Литература:
- Виттенбек В. К., Педагогический эксперимент в начальной школе: диагностические методики: учебно-методическое пособие / В. К. Виттенбек, Г. П. Иванова, А. А. Марченко. — Москва: РУСАЙНС, 2023
- Методический вестник, ред. М. А. Воронкова, Проектная и исследовательская деятельность школьников в контексте ФГОС, Выпуск № 4 Июнь 2022 года, с. 3
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования, утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286, Москва, ВАКО, 2022г. с. 31