Основные аспекты участия уполномоченного органа в процедурах банкротства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 09.03.2024

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Цымбаленко, А. Д. Основные аспекты участия уполномоченного органа в процедурах банкротства / А. Д. Цымбаленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111846/ (дата обращения: 18.12.2024).



В рамках данной статьи изучаются правовые аспекты участия Уполномоченного органа (в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации) в процедурах банкротства физических и юридических лиц. Рассматриваются формы участия государства в делах о банкротстве. Также формируется перечень функций Уполномоченного органа (в рамках банкротства физических или юридических лиц), к которым автор относит — разработку и принятие решений налогового органа о необходимости инициирования дела о банкротстве; направление в арбитражный суд заявлений о признании физического или юридического лица банкротом и введении соответствующей процедуры; осуществление межведомственного взаимодействия; и т. д. Ко всему прочему, определяется проблематика, существующая в изучаемой сфере.

Ключевые слова: задолженность, Закон о банкротстве, обязательные платежи, постановление Правительства, процедуры банкротства, Уполномоченный орган, Федеральная налоговая служба.

Институт несостоятельности (банкротства) в современной рыночной экономической системе является такой ее составной частью, которая способна оказывать решающее воздействие на хозяйствующие субъекты, которые в определенный временной промежуток и по ряду причин оказываются экономически слабы, как в организации производственных процессов, так и в выполнении основных задач своей деятельности, направленных, главным образом, на получение прибыли.

Изначально стоит отметить, что институт банкротства в рамках функционирования и развития экономики выступает инструментом, который способствует очищению рынка от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, неэффективно реализующих свою деятельность [3].

Для реализации основных задач и целей банкротства необходимо добросовестное и участливое поведение субъектов гражданского оборота. В Российской Федерации в настоящий момент основным нормативным правовым актом, регламентирующим процедуры банкротства, является — Федеральным законом РФ № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Данный федеральный закон регулирует такие аспекты как [4]:

– порядок подачи заявления о признании физического или юридического лица несостоятельным (банкротом);

– процедура рассмотрения дела о банкротстве;

– спектр лиц, участвующих в процедурах банкротства;

– порядок проведения собраний кредиторов должника.

Изучая тему участия Уполномоченного органа в процедурах банкротства необходимо определить трактовку понятия несостоятельности (банкротства). Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [2].

Ст. 34 Закона о банкротстве закрепляет, что помимо Уполномоченного органа в процедурах банкротства физических и юридических лиц участвуют — должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов страны, органы местного самоуправления, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления [2, ст. 34].

Переходя к изучаемой в статье тематике, в первую очередь стоит отметить то, что государство имеет право принимать участие в делах о банкротстве в различных вариациях [5]:

– вступление в дело о банкротстве физического или юридического лица в качестве кредитора по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией;

– обеспечение участия в качестве собственника имущества должника — унитарного предприятия (хозяйственное ведение, оперативное управление);

– государство также может выступать санатором государственных унитарных предприятий, либо стратегических организаций;

– реализация функции участия в деле о банкротстве в роли поручителя по неисполненным обязательствам юридического лица, в случае если должник — градообразующее предприятие.

Говоря о непосредственном участии государства в лице Уполномоченного органа в качестве кредитора по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией, стоит отметить что под Уполномоченным органом подразумевается — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований [2]. Конкретизируя данное Законом о банкротстве определение, необходимо выделить Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (далее — постановление Правительства Российской Федерации № 257), которое регламентирует то, что Уполномоченным органом в делах о банкротстве выступает Федеральная налоговая служба Российской Федерации [1].

Анализируя законодательные акты, регулирующие процедуры банкротства физических и юридических лиц необходимо выделить следующий спектр функций Федеральной налоговой службы в делах о банкротстве:

– разработка и принятие решений налогового органа о необходимости инициирования дела о банкротстве;

– направление в арбитражный суд заявлений о признании физического или юридического лица банкротом и введении соответствующей процедуры;

– осуществление межведомственного взаимодействия;

– обеспечение участия Уполномоченного органа в собраниях кредиторов;

– представление позиций Уполномоченного органа в обособленных спорах об оспаривании сделок должника, о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и т. д.;

– обеспечение контроля за исполнением текущих и реестровых обязательств должника, и т. д.

Ссылаясь на Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, установленное постановлением Правительства Российской Федерации № 257, необходимо отметить то, что в случае неисполнения физическим или юридическим лицом требований Российской Федерации в размере, достаточном для возбуждения производства по делу о банкротстве, Федеральная налоговая служба не ранее, чем через 30 дней, но не позднее, чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании обязательных платежей за счёт имущества должника или соответствующего исполнительного документа, либо в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление направляется в арбитражный суд в течение 5-ти рабочих дней со дня принятия решения о его направлении (иной порядок предусматривается также Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве) [1].

Давая характеристику данной функции Уполномоченного органа (разработка и принятие решений налогового органа о необходимости инициирования дела о банкротстве и направление в арбитражный суд заявлений о признании физического или юридического лица банкротом и введении соответствующей процедуры) стоит выделить проблему нормативного и практического характера, существующую в рамках изучаемой темы. Заявление о признании должника банкротом направляется в арбитражный суд в случае, если задолженность юридического лица по обязательным платежам составляет триста тысяч рублей (ст. 6 Закона о банкротстве), а задолженность физического лица составляет пятьсот тысяч рублей (п. 2 ст. 213.3 Закона о банкротстве). Касаемо ситуации с должниками — юридическими лицами стоит отметить, что такой размер задолженности формирует большую и не всегда обоснованную нагрузку как на налоговые органы, так и на арбитражный суды, которые обязаны рассматривать весь объём поступивших заявлений. Урегулировать сложившуюся практику возможно лишь посредством внесения изменений в статью 6 Закона о банкротстве, увеличив размер задолженности, выступающей основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц. Стоит отметить, что 19 декабря 2023 года Верховный суд Российской Федерации предложил увеличить сумму долга при банкротстве юридических лиц до двух миллионов рублей [6].

Говоря об обеспечении Уполномоченным органом участия в собраниях кредиторов, стоит отметить, что Федеральная налоговая служба принимает участие в собрании кредиторов и голосует в порядке, устанавливаемом регулирующим органом — Министерством экономического развития РФ. В целях обеспечения учёта мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти уполномоченный орган перед участием в собрании кредиторов, в повестку дня которого внесён вопрос о выборе процедуры, применяемой в деле о банкротстве, запрашивает мнение соответствующих органов в отношении применения и хода процедуры, применяемой в деле о банкротстве [1].

В заключении хотелось бы обозначить то, что Уполномоченный орган (в лице Федеральной налоговой службы) выступает равноправным участником в рамках дел о банкротстве физических или юридических лиц, к примеру, являясь заявителем по делу, либо конкурсным кредитором. Проводя анализ действующего в изучаемой сфере законодательства необходимо подчеркнуть тот факт, что мнение Федеральной налоговой службы также имеет значение в рамках разбирательств по обособленным спорам (признание сделок должника недействительными, привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности) и учитывается судом при вынесении определения по спорному вопросу.

Литература:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 (ред. от 24.03.2023) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47869/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (Дата обращения 06.03.2024).
  2. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О несостоятельности (банкротстве)», [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/8764f1ea3b4838d75bea542a4b17522b6649f35d/ (Дата обращения 05.03.2024).
  3. Балдин, К. В., Передеряев, И. И., Голов, Р. С. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов // М — Дашков и Ко — 2011. — С. 420.
  4. Абрамов, В. Ю. Банкротство физических и юридических лиц / В. Ю. Абрамов // StudNet. — № 5. — 2020. — С. 1–2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankrotstvo-fizicheskih-i-yuridicheskih-lits (Дата обращения: 06.03.2024).
  5. Кислухина, И. А. Участие государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве / И. А. Кислухина // УЭкС. — № 9 (103). — 2017. — С. 2 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-gosudarstva-v-dele-o-bankrotstve-i-v-protsedurah-primenyaemyh-v-dele-o-bankrotstve (Дата обращения 06.03.2024).
  6. Сайт Верховного суда Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://vsrf.ru/press_center/mass_media/33256/ (Дата обращения 06.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Уполномоченный орган, банкротство, Российская Федерация, Федеральная налоговая служба, юридическое лицо, процедура банкротства, дело, арбитражный суд, лицо, собрание кредиторов.


Похожие статьи

Сущность отдельных процедур в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица

В рамках настоящей статьи кратко раскрывается характер процедур, применяемых арбитражным судом в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении юридического лица.

Банкротство юридических лиц

В данной статье рассмотрены изменения, касающиеся порядка привлечения контролирующих лиц в качестве солидарных должников по процедуре банкротства, а также особенности установления процедуры реализации имущества должника в порядке Федерального закона ...

Особенности привлечения к субсидиарной ответственности лиц в деле о банкротстве

В статье рассматриваются изменения законодательства в области несостоятельности в части привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве, осуществляется попытка провести сравнительный анализ с предыдущей ред...

Некоторые вопросы принудительного взыскания задолженности при прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника-физического лица в связи с невозможностью утверждения кандидатуры финансового управляющего

В статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с осуществлением кредиторами мер принудительного взыскания после прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве), возбужденному в отношении должника-гражданина, в связи с невоз...

Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц при несвоевременной подаче заявления о собственном банкротстве

В данной статье рассматриваются проблемы возникающие в правоприменительной практике привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в процедуре несостоятельности (банкротстве) при несвоевременной в контексте подачи заявления о ...

Контролирующие должника лица в делах о банкротстве

В настоящей статье рассмотрены законодательные нормы регулирующие процедуры банкротства и судебная практика в отношении контролирующих лиц должника. Обозначена возможность пополнения конкурсной массы не только за счет оспаривания сделок должника в ра...

Совершенствование правовых механизмов назначения финансового управляющего в процедуре несостоятельности (банкротства) физических лиц

В статье описывается действующий механизм взаимодействия арбитражного (конкурсного) управляющего и гражданина в рамках процедуры несостоятельности (банкротства) физических лиц. Исследуется беспристрастность назначения и действий конкурсного управляющ...

Порядок привлечения к ответственности вне дела о банкротстве

В статье рассматривается анализ оснований и особенностей привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Автором изучаются нормы о банкротстве. Анализируется закон о банкротстве, гражданское законодательство и судебная практик...

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) физических лиц

Статья посвящена законодательным актам, регулирующим процедуру банкротства физических лиц, анализу данных законов, а также возможным решениями проблем, которые могут возникнуть в процессе признания физического лица несостоятельным (банкротом).

Привлечение к субсидиарной ответственности должностных лиц при банкротстве: теоретико-правовой аспект

В статье рассматриваются основные вопросы и некоторые проблемы правового регулирования привлечения к субсидиарной ответственности должностных лиц при банкротстве, на основе анализа норм гл. III.2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О ...

Похожие статьи

Сущность отдельных процедур в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица

В рамках настоящей статьи кратко раскрывается характер процедур, применяемых арбитражным судом в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении юридического лица.

Банкротство юридических лиц

В данной статье рассмотрены изменения, касающиеся порядка привлечения контролирующих лиц в качестве солидарных должников по процедуре банкротства, а также особенности установления процедуры реализации имущества должника в порядке Федерального закона ...

Особенности привлечения к субсидиарной ответственности лиц в деле о банкротстве

В статье рассматриваются изменения законодательства в области несостоятельности в части привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве, осуществляется попытка провести сравнительный анализ с предыдущей ред...

Некоторые вопросы принудительного взыскания задолженности при прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника-физического лица в связи с невозможностью утверждения кандидатуры финансового управляющего

В статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с осуществлением кредиторами мер принудительного взыскания после прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве), возбужденному в отношении должника-гражданина, в связи с невоз...

Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц при несвоевременной подаче заявления о собственном банкротстве

В данной статье рассматриваются проблемы возникающие в правоприменительной практике привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в процедуре несостоятельности (банкротстве) при несвоевременной в контексте подачи заявления о ...

Контролирующие должника лица в делах о банкротстве

В настоящей статье рассмотрены законодательные нормы регулирующие процедуры банкротства и судебная практика в отношении контролирующих лиц должника. Обозначена возможность пополнения конкурсной массы не только за счет оспаривания сделок должника в ра...

Совершенствование правовых механизмов назначения финансового управляющего в процедуре несостоятельности (банкротства) физических лиц

В статье описывается действующий механизм взаимодействия арбитражного (конкурсного) управляющего и гражданина в рамках процедуры несостоятельности (банкротства) физических лиц. Исследуется беспристрастность назначения и действий конкурсного управляющ...

Порядок привлечения к ответственности вне дела о банкротстве

В статье рассматривается анализ оснований и особенностей привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Автором изучаются нормы о банкротстве. Анализируется закон о банкротстве, гражданское законодательство и судебная практик...

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) физических лиц

Статья посвящена законодательным актам, регулирующим процедуру банкротства физических лиц, анализу данных законов, а также возможным решениями проблем, которые могут возникнуть в процессе признания физического лица несостоятельным (банкротом).

Привлечение к субсидиарной ответственности должностных лиц при банкротстве: теоретико-правовой аспект

В статье рассматриваются основные вопросы и некоторые проблемы правового регулирования привлечения к субсидиарной ответственности должностных лиц при банкротстве, на основе анализа норм гл. III.2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О ...

Задать вопрос