В рамках данной статьи изучаются правовые аспекты участия Уполномоченного органа (в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации) в процедурах банкротства физических и юридических лиц. Рассматриваются формы участия государства в делах о банкротстве. Также формируется перечень функций Уполномоченного органа (в рамках банкротства физических или юридических лиц), к которым автор относит — разработку и принятие решений налогового органа о необходимости инициирования дела о банкротстве; направление в арбитражный суд заявлений о признании физического или юридического лица банкротом и введении соответствующей процедуры; осуществление межведомственного взаимодействия; и т. д. Ко всему прочему, определяется проблематика, существующая в изучаемой сфере.
Ключевые слова: задолженность, Закон о банкротстве, обязательные платежи, постановление Правительства, процедуры банкротства, Уполномоченный орган, Федеральная налоговая служба.
Институт несостоятельности (банкротства) в современной рыночной экономической системе является такой ее составной частью, которая способна оказывать решающее воздействие на хозяйствующие субъекты, которые в определенный временной промежуток и по ряду причин оказываются экономически слабы, как в организации производственных процессов, так и в выполнении основных задач своей деятельности, направленных, главным образом, на получение прибыли.
Изначально стоит отметить, что институт банкротства в рамках функционирования и развития экономики выступает инструментом, который способствует очищению рынка от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, неэффективно реализующих свою деятельность [3].
Для реализации основных задач и целей банкротства необходимо добросовестное и участливое поведение субъектов гражданского оборота. В Российской Федерации в настоящий момент основным нормативным правовым актом, регламентирующим процедуры банкротства, является — Федеральным законом РФ № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Данный федеральный закон регулирует такие аспекты как [4]:
– порядок подачи заявления о признании физического или юридического лица несостоятельным (банкротом);
– процедура рассмотрения дела о банкротстве;
– спектр лиц, участвующих в процедурах банкротства;
– порядок проведения собраний кредиторов должника.
Изучая тему участия Уполномоченного органа в процедурах банкротства необходимо определить трактовку понятия несостоятельности (банкротства). Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [2].
Ст. 34 Закона о банкротстве закрепляет, что помимо Уполномоченного органа в процедурах банкротства физических и юридических лиц участвуют — должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов страны, органы местного самоуправления, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления [2, ст. 34].
Переходя к изучаемой в статье тематике, в первую очередь стоит отметить то, что государство имеет право принимать участие в делах о банкротстве в различных вариациях [5]:
– вступление в дело о банкротстве физического или юридического лица в качестве кредитора по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
– обеспечение участия в качестве собственника имущества должника — унитарного предприятия (хозяйственное ведение, оперативное управление);
– государство также может выступать санатором государственных унитарных предприятий, либо стратегических организаций;
– реализация функции участия в деле о банкротстве в роли поручителя по неисполненным обязательствам юридического лица, в случае если должник — градообразующее предприятие.
Говоря о непосредственном участии государства в лице Уполномоченного органа в качестве кредитора по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией, стоит отметить что под Уполномоченным органом подразумевается — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований [2]. Конкретизируя данное Законом о банкротстве определение, необходимо выделить Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (далее — постановление Правительства Российской Федерации № 257), которое регламентирует то, что Уполномоченным органом в делах о банкротстве выступает Федеральная налоговая служба Российской Федерации [1].
Анализируя законодательные акты, регулирующие процедуры банкротства физических и юридических лиц необходимо выделить следующий спектр функций Федеральной налоговой службы в делах о банкротстве:
– разработка и принятие решений налогового органа о необходимости инициирования дела о банкротстве;
– направление в арбитражный суд заявлений о признании физического или юридического лица банкротом и введении соответствующей процедуры;
– осуществление межведомственного взаимодействия;
– обеспечение участия Уполномоченного органа в собраниях кредиторов;
– представление позиций Уполномоченного органа в обособленных спорах об оспаривании сделок должника, о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и т. д.;
– обеспечение контроля за исполнением текущих и реестровых обязательств должника, и т. д.
Ссылаясь на Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, установленное постановлением Правительства Российской Федерации № 257, необходимо отметить то, что в случае неисполнения физическим или юридическим лицом требований Российской Федерации в размере, достаточном для возбуждения производства по делу о банкротстве, Федеральная налоговая служба не ранее, чем через 30 дней, но не позднее, чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании обязательных платежей за счёт имущества должника или соответствующего исполнительного документа, либо в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление направляется в арбитражный суд в течение 5-ти рабочих дней со дня принятия решения о его направлении (иной порядок предусматривается также Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве) [1].
Давая характеристику данной функции Уполномоченного органа (разработка и принятие решений налогового органа о необходимости инициирования дела о банкротстве и направление в арбитражный суд заявлений о признании физического или юридического лица банкротом и введении соответствующей процедуры) стоит выделить проблему нормативного и практического характера, существующую в рамках изучаемой темы. Заявление о признании должника банкротом направляется в арбитражный суд в случае, если задолженность юридического лица по обязательным платежам составляет триста тысяч рублей (ст. 6 Закона о банкротстве), а задолженность физического лица составляет пятьсот тысяч рублей (п. 2 ст. 213.3 Закона о банкротстве). Касаемо ситуации с должниками — юридическими лицами стоит отметить, что такой размер задолженности формирует большую и не всегда обоснованную нагрузку как на налоговые органы, так и на арбитражный суды, которые обязаны рассматривать весь объём поступивших заявлений. Урегулировать сложившуюся практику возможно лишь посредством внесения изменений в статью 6 Закона о банкротстве, увеличив размер задолженности, выступающей основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц. Стоит отметить, что 19 декабря 2023 года Верховный суд Российской Федерации предложил увеличить сумму долга при банкротстве юридических лиц до двух миллионов рублей [6].
Говоря об обеспечении Уполномоченным органом участия в собраниях кредиторов, стоит отметить, что Федеральная налоговая служба принимает участие в собрании кредиторов и голосует в порядке, устанавливаемом регулирующим органом — Министерством экономического развития РФ. В целях обеспечения учёта мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти уполномоченный орган перед участием в собрании кредиторов, в повестку дня которого внесён вопрос о выборе процедуры, применяемой в деле о банкротстве, запрашивает мнение соответствующих органов в отношении применения и хода процедуры, применяемой в деле о банкротстве [1].
В заключении хотелось бы обозначить то, что Уполномоченный орган (в лице Федеральной налоговой службы) выступает равноправным участником в рамках дел о банкротстве физических или юридических лиц, к примеру, являясь заявителем по делу, либо конкурсным кредитором. Проводя анализ действующего в изучаемой сфере законодательства необходимо подчеркнуть тот факт, что мнение Федеральной налоговой службы также имеет значение в рамках разбирательств по обособленным спорам (признание сделок должника недействительными, привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности) и учитывается судом при вынесении определения по спорному вопросу.
Литература:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 (ред. от 24.03.2023) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47869/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (Дата обращения 06.03.2024).
- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О несостоятельности (банкротстве)», [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/8764f1ea3b4838d75bea542a4b17522b6649f35d/ (Дата обращения 05.03.2024).
- Балдин, К. В., Передеряев, И. И., Голов, Р. С. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов // М — Дашков и Ко — 2011. — С. 420.
- Абрамов, В. Ю. Банкротство физических и юридических лиц / В. Ю. Абрамов // StudNet. — № 5. — 2020. — С. 1–2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankrotstvo-fizicheskih-i-yuridicheskih-lits (Дата обращения: 06.03.2024).
- Кислухина, И. А. Участие государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве / И. А. Кислухина // УЭкС. — № 9 (103). — 2017. — С. 2 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-gosudarstva-v-dele-o-bankrotstve-i-v-protsedurah-primenyaemyh-v-dele-o-bankrotstve (Дата обращения 06.03.2024).
- Сайт Верховного суда Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://vsrf.ru/press_center/mass_media/33256/ (Дата обращения 06.03.2024).