В данной статье проводится анализ понятия гражданского общества как должного функционирования диспозитивных отношений, становление данного института, а также его роль и место в современном правовом государстве.
Ключевые слова : гражданское правоотношение, гражданское общество, правовое государство, демократическое государство, равенство.
Термин «гражданское общество» широко используется в различных областях науки и отраслях права. По своей внутренней природе и специфике оно дискуссионное, тем самым представляя интерес на протяжении всего существования данного института как в отечественной доктрине, так за рубежом. Возложение на данное образование чрезмерных полномочий, представляя его краеугольным камнем не только демократического, но и социально-правового государства, осложняет процесс становления гражданского общества, в том числе в России. Целью данного исследования в первую очередь представляется изучение вышеуказанного института.
В первую очередь, в силу отсутствия дефиниции гражданского общества в частном праве, данная работа априори влечёт доктринальный анализ места института в иерархии гражданско-правовых отношений. Бесспорно, исходя из теории государства и права, мы знаем, что гражданское общество является важнейшим образованием, некой предпосылкой для становления правового, а затем и демократического государства.
Известный политолог Г. В. Полунина, отмечает, что для формирования и развития гражданского общества важно наличие демократического государства. Более того, гражданское общество является совокупностью людей, которая во всех сферах жизнедеятельности государства и общества представлена как сеть неправительственных структур, организованных на добровольной основе (организации, союзы, объединения, фонды и т. д.), Так и объединением экономических, гражданских, социальных, духовных, религиозных неправительственных отношений [6].
По мнению В. М. Межуева, доктора философских наук, профессора, главного научного сотрудника Института философии РАН, на сегодняшний день можно выделить две важные тенденции в современном истолковании понятия гражданского общества:
Во-первых, оно понимается не как экономическая или даже не как социологическая, а, прежде всего, как политическая категория, находящаяся в прямой связи с теорией демократии.
Во-вторых, понятие гражданского общества используют не столько для описания реального положения дел в так называемых странах либеральной демократии, сколько для критики этого положения, то есть в качестве нормативного понятия [5].
В литературе по сей день не существует единства мнений в понимании гражданского общества, что негативно касается его истолкования среди разных слоев населения, в том числе и теоретиков. Аналогично отсутствует единство мнений в отношении хронологических датировках предполагаемых истоков данного явления и последующей оформившейся дефиниции.
Безусловно весомый вклад в формирование представлений о гражданском обществе был внесен Георгом Гегелем, последователем немецкой исторической школы права. Он охарактеризовал гражданское общество как связь субъектов посредством системы потребностей и разделения труда и правосудия. В своей работе «Философия права» философ отмечает, что правовой основой гражданского общества выступает равенство людей как субъектов права, охрана права от нарушений, авторитетный суд и др. В гражданском обществе, — пишет Г. Гегель, — каждый для себя — цель… Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей. Он критически воспринимает изученное предшественниками, однако вносит новые элементы в понимание гражданского общества, формулируя основы этатистской теории гражданского общества, доказывая, что государство является гарантом гражданского общества [1]. Данная мысль раскрывает в своей сущности и тесным образом затрагивает столь характерный для гражданского права — метод диспозитивности, который в своем продолжении развивается в фундаментальных принципах, а именно: равенство субъектов имущественных отношений, свобода договора и выбора поведения и беспрепятственного осуществления своей компетенции не во вред остальным участникам гражданско-правовых отношений. Урегулированные государством отношения вынуждают граждан взаимодействовать между собой, осуществляя своей комплекс прав и выполняя комплект обязанностей.
Императивным рупором давления государства на частные образования, в том числе иллюзорное гражданское общество представляется перечень административного воздействия с целью урегулирования гражданско-правового сектора и стабилизации отношений. Профессор Матузов выявляет посредством своего исследования возможные первопричины данного государственного контроля, а именно:
— Обеспечить возможность осуществления прав субъектов гражданского общества, интересы которых обслуживаются в определенных частях политической системы и гражданских отношений.
— Ввести правовой запрет в отношении вмешательства в полной мере и мелких государственных органов, а также в отношении их работников, не только в частную жизнь частного лица и гражданина, но и в государственные структуры и т. д. [4]
«Правовое государство, — вполне обоснованно писал Б. А. Кистяковский, — является наиболее совершенным типом государственного бытия. Для гражданского общества, как и для любой другой динамично развивающейся системы, характерно сосуществование «прагматического и иррационального, закономерного и случайного, которое проявляется через деятельность личностей в процессе удовлетворения своих интересов, осуществления субъективных прав и юридических обязанностей, интересов и дарований» [7].
Человек должен иметь определенные права и нести обязанности в той мере, в какой он является гражданином данного государства, субъектом гражданского общества, участником имущественных и лично- неимущественных отношений. В настоящее время гражданское общество представляет собой постоянно трансформирующееся социальное явление, качественное состояние которого способствует реализации позитивных сценариев социального развития. Осознание имеющейся диалектической взаимосвязи, а главное взаимозависимости гражданского общества и государства позволяет наиболее конструктивно формировать современное гражданское общество [3].
Здесь мы сталкиваемся с первостепенной причинной данного исследования и общей проблематикой настоящей действительности — низкий уровень правовой культуры и базовой юридической осведомленности граждан в собственном, предоставленным государством, комплексе прав и возможностей, в том числе в частноправовом секторе гражданских отношений.
Подводя итог проделанной работы, следует подчеркнуть, что, в первую очередь институт гражданского общества направлен на взаимодействие активных участников гражданских отношений непосредственно с самим государственным аппаратом. Взаимная противоположность, заложенная в природе их спецификации, императивного и диспозитивного характера, административно-правовой и гражданско-правовой особенности, сталкивается между собой в реализации собственных целей и интересов. Во многом, именно гражданское общество, должным образом регулирующее взаимодействие юридически грамотного населения с органами государственной власти, является предпосылкой для стабильной деятельности механизма общественных отношений в целом, в том числе гражданских.
В настоящее время роль и место общественности, в том числе, в принятии решений государства минимальна из-за низкого уровня социальной активности граждан РФ. На открытии первого Гражданского форума В. В. Путин, касательно динамики развития института гражданского общества, заявил: «В России гражданское общество нельзя пока считать окончательно сформированным. Но думаю, что вряд ли найдутся страны вообще, где можно сказать, что общество окончательно сформирована. В условиях демократии этот процесс является непременным и постоянным» [2].
Литература:
1. Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель. — М., 1990. — С. 227.
2. Ирхин, Ю. В. Гражданское общество в современной России: особенности, проблемы и тенденции развития. // Социология власти. Серия: Политологические науки. — 2009. — № 7. — С. 19–20.
3. Кистяковский, Б. А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. / Б. А. Кистяковский. — М.: М. и С. Сабашниковы, 1916. — С. 708.
4. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. 5-е изд. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 2020. — С. 96.
5. Межуев, В. М. Гражданское общество в России: Возможность самоорганизации и механизмы правового регулирования: Сборник материалов заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ 28 октября 2004 г.
6. Политология: Учеб. пособие для вузов / Г. В. Полунина [и др.]. — М.: АКАЛИС, 1996. — С. 276.
7. Пшенокова, Е. А. О понятии гражданского общества // Символ науки. — № 5– 1. — 2022. — С. 54.