В статье автор рассматривает об актуальности в современной России административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения как одного из наиболее распространенных и востребованных видов юридической ответственности.
Ключевые слова : административная ответственность, административное правонарушение, государственное управление, административное законодательство, безопасность дорожного движения, дорожное движение, СИМ, Россия, дороги страны, ДТП, Российская Федерация, дорожная инфраструктура, дорожно-транспортная аварийность, российское государство, транспортное средство, МВД России.
В последние годы представителями высших государственных органов на постоянной основе формулируется тезисы по масштабному стратегическому развитию нашего государства, где центральное место отводится приоритетной задаче народосбережения, что вызвано чрезвычайной ситуацией в сфере демографии. Так Президент Российской Федерации В. В. Путин в ежегодных обращениях с посланием к Федеральному Собранию раз за разом подчеркивает, говоря, что судьбоносной стратегией для страны является сбережение народа России, эта задача есть высший национальный приоритет [6]. Вопрос демографии неизменно является одним из ключевых в ежегодных посланиях Президента России. И в этом году, обращаясь к Федеральному Собранию 29 февраля, Президент Путин В. В. вновь подчеркнул, что «судьба России и ее историческая перспектива зависят от того, сколько нас будет» [7].
Из предварительной оценки Росстата от 25 января этого года [1], численность постоянного населения России на 1 января текущего года составила 146,204 млн человек (представленные данные не учитывают статистическую информацию по Донецкой и Луганской народным республикам, а также Запорожской и Херсонской областям). Показатель убыли населения составил 243,8 тыс. человек (минус 0,17 %). Несмотря на тот факт, что по сравнению с 2022 годом, отрицательная динамика замедлилась, демографическая ситуация все еще продолжает оставаться критической (сохраняется отрицательный прогноз) для обозримой исторической перспективы нашего государства.
Устойчивое сокращение населения российского государства фиксируется с 1995 года. Не считая так называемой естественной убыли населения, к сожалению, большой процент в этих показателях приходится на долю «предотвратимых» (внешних) причин, таких как болезни (последствия пандемии коронавируса), алкогольные отравления (в 2023 году по данным общей статистики в России около 30 % населения злоупотребляет алкоголем), дорожно-транспортные происшествия (средний показатель доли погибших в результате ДТП составляет более 10 % от общего числа умерших от внешних причин, величина ежегодной смертности составляет 1,5 %), травмы и т. п.
Из всех перечисленных показателей, напрямую влияющих на результаты решения стратегических задач в сфере демографии, в свете заявленной темы, нас интересует показатель возросшей за 2023 год аварийности на дорогах страны, что оказывает прямое негативное воздействие в части решения проблемы укрепления национальной безопасности России.
Поскольку итоговые показатели по ДТП за все 12 месяцев 2023 года еще официально не опубликованы, основываемся на промежуточных (поквартальных, помесячных) данных, предоставляемых в обзорах дорожно-транспортной аварийности Научного центра безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (НЦБ ДД МВД России), которые свидетельствуют о том, что впервые с 2012 года выросло число погибших и инвалидизирующихся в автомобильных авариях. По итогам 9 месяцев 2023 года в ДТП погибли 10 309 (прирост на 1,6 %) и получили ранения 121 479 (прирост на 4,3 %) человек. Для характеристики сложившейся ситуации, сравнивая с предыдущими годами аналогичные показатели, получаем снижение числа погибших на 8 % в 2021 году, в 2022 году — еще на 5 %. Основные причины ДТП со смертельным исходом по данным НЦБ ДД МВД России: столкновение транспортных средств (46,7 %), наезд на пешехода (21,3 %) и съезд с дороги (16 %) и другие [3]. К проблемным последствиям результатов ДТП относится травматизм и инвалидизация различной степени тяжести граждан России, ежегодно составляющий порядка 280 тысяч. А этот показатель приводит не только к снижению уровня здоровья населения в целом, но и к падению благосостояния пострадавших в ДТП и их семей, возрастающей нагрузки на соответствующие общественные институты.
Кроме того, к крайне негативным последствиям дорожно-транспортной аварийности в масштабах государства, помимо большого процента смертности (30 % погибших в ДТП, люди 26–40 лет, активного трудоспособного возраста), относится и экономические потери, исчисляемые сотнями миллионов рублей. Согласно оценкам экспертов (на основе методики Министерства транспорта), ежегодные потери от ДТП в последние годы держатся в пределах 2,4–2,6 % ВВП страны, что в денежном выражении составляет порядка 3 млрд. рублей. Как отметил А. Белогребень, заведующий научно-исследовательским отделом экономики транспорта ОАО «НИИАТ», ДТП во всей структуре внешних эффектов занимают около 33–35 %. Этот результат дается без учета ущерба экологического характера и ущерба, нанесенного дорожной инфраструктуре, расходов системы здравоохранения на лечение и реабилитацию пострадавших, а также временных потерь участников дорожного движения [10].
Госавтоинспекция, сообщая о статистике в сфере аварийности, указывает причинные связи событий ДТП: прирост автомобильного транспорта, увеличение интенсивности дорожного движения, качество дорожной инфраструктуры, а также уровень подготовки и дисциплины самих водителей транспортных средств, приводящие к росту административных правонарушений в дорожной сфере. Главным в системе «водитель — автомобиль — дорога — среда» становится водитель транспортного средства, поскольку от правомерности его действий зависит эффективность и безопасность дорожного движения. Это подтверждает и тот факт, что именно вине водителей происходит более 80 % ДТП, причем на их долю приходится более 80 % погибших и более 90 % раненых [10]. Не всегда нарушения установленных Правил дорожного движения (ПДД) водителями автотранспортных средств приводят к наступлению вредных последствий, но без исключения все такие случаи несут потенциальную опасность их наступления, а значит угрожают общественной безопасности. Из положительного, при показателях общего увеличения потребления алкоголя в стране, в целом по данным статистки количество пьяных водителей снизилось.
Одними из ведущих направлений деятельности нашего государства были и остаются вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (БДД), что достигается не только за счет улучшения качества дорожной инфраструктуры государства (устранение несоответствия дорог регионального и местного значения нормативным требованиям, как, например, отсутствие разметки или дорожных знаков, неправильное их размещение, разрушение дорожного полотна и пр.) [2], но и за счет сокращения нарушений правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств, в первую очередь благодаря правоприменительной деятельности Госавтоинспекции и других правомочных в данной сфере государственных структур.
С учетом вышеизложенного, в свете сформулированных стратегических национальных приоритетов, актуальность данной проблематики заключается в исключительной важности вопросов административной ответственности за нарушения в сфере БДД, поскольку их последовательная реализация заметно влияет на внутреннюю составляющую национальной безопасности российского государства в целом, и на обеспечение безопасности граждан в частности, способствует соблюдению конституционных прав и свобод граждан, воздействует на социально-экономическую политику, способствуют укреплению общественной безопасности страны. Административная ответственность, как значимая часть действующей в государстве системы разнообразных правовых средств, направлена на поддержания правопорядка, на пресечение и предупреждение противоправных деяний в сфере обеспечения БДД, а также на процесс воспитания в гражданах уважения к установленным государством правовым предписаниям в рассматриваемой области.
В свою очередь, с другой стороны, происходящие в современном российском обществе социальные, правовые, политические и другие преобразования способствуют изменениям в сфере общественных отношений, в том числе и в области безопасности дорожного движения.
Как уже было сказано выше, в 2023 году на дорогах страны значительно возросла аварийность. В предыдущие периоды ежегодный показатель снижения аварийности в России составляло 5–10 %. Однако в феврале 2023 года эта позитивная динамика сменился на отрицательный тренд, что сохраняется по сей день. Социальный риск (число погибших на 100 тыс. населения) к 2030 году, согласно стратегическим планам правительства, должен сократиться до 4, и по итогам 2022 года он уменьшился с 10,2 до 9,66. Однако сейчас этот показатель снова растет.
Причины такого изменения ситуации некоторые авторы видят в опосредованной связи с проводимой СВО, называя ряд таких косвенных причин, обусловленных операцией и агрессивной политикой беспрецедентных санкций коллективного запада, как: перенаправление автомобильных грузопотоков с запада на восток из-за перекрытых западных границ, рост автотуризма внутри страны, что многократно увеличило нагрузку дорожную сеть нашего государства. Из положительных последствий называют увеличение доходов Государственной компании «Автодора» по итогам года на 25 %, за счет сборы от платы за проезд [4]. Однако основная часть дорожной сети, составляющая 1,5 млн км, нуждается в реконструкции, и не справляется с задачами обеспечения безопасного содержания дорог в условиях растущего трафика. Прогноз по аварийности на 2024 год пока негативный. Исключить «дорожные» причины сиюминутно невозможно, в основном происходит борьба с последствиями. Постепенно исполняется правительственный план по дорожной стройке, в том числе по ремонту, расширению и строительству новых дорог- достроили трассу М-12, строят дальше другие дороги, но процесс этот небыстрый. А предпосылок к тому, что грузовиков и автотуристов в 2024 году будет меньше нет. В августе прошлого года вице-премьер Марат Хуснуллин дал ряд поручений (МВД, Минтрансу, органам власти регионов) разрабатывать оперативные планы по снижению аварийности, в том числе, переставить камеры в аварийно-опасные места. Делать выводы об эффекте от этого рано, так как на статистике это пока не отразилось.
Также к причинам увеличения аварийности относят и возникшие у автовладельцев из-за санкций проблемы с запчастями и обслуживанием многочисленного стареющего автопарка, хотя новые машины также продаются, о чем свидетельствует данные их государственной регистрации. Можно утверждать, что сложившаяся тенденция роста количества автомобилей в стране не снижает своих показателей. По данным Госавтоинспекции автопарк российских граждан в период с 2014 по 2024 год в целом вырос на 65 %.
Эксперты ожидают, что ситуация с ДТП в 2024 году будет ухудшаться, в том числе, и из-за старения автопарка. Хотя продажи новых машин по итогам 2023 года превысили 1 млн штук, этого недостаточно для обновления всего массива автотранспортных средств. На сегодня в России зарегистрировано легковых машин старше десяти лет более 20 млн.
Есть и другие причины, прямо или косвенно влияющие на уровень аварийности на дорогах страны, такие как некачественная подготовка кандидатов в водители в автошколах, увеличивающаяся коммерциализация автомобильных перевозок и дорожного хозяйства, приводящая к ослаблению обязательной системы ежедневного контроля физического состояния водителей, технические неисправности транспортных средств, ограничение полномочий Госавтоинспекции, связанное с принятыми в 2022 году поправками, направленными на общее снижение госконтроля при проверках бизнеса, усложнение процедур производства по делам об административных правонарушениях и др. Кроме того, часть экспертов прямо говорит о такой причине увеличения количества ДТП, как накопленная психологическая усталость в целом населения, и автомобилистов в частности. От непрекращающегося стресса водители допускают опасное вождение, отвлекаются за рулем, демонстрируют «дерганность» в управлении транспортным средством, что, очевидно, тоже дает свой вклад.
Массу проблем и большое количество дискуссий спровоцировало не связанное с санкциями массовое увлечение жителей мегаполисов кикшерингом, лавинообразное распространение электросамокатов в городах, также приводящее к ДТП. По данным Ассоциации микромобильности «флот» кикшеринга по итогам 2023 года достиг 300 тыс. штук по всей России [5]. В абсолютных значениях цифры небольшие, но динамика свидетельствует о десятикратном росте за три года. Количество пользователей кикшеринга за тот же срок выросла в 24 раза — с 1,5 млн в 2020 году до 36,5 млн в 2023-м. При этом официальные данные по частным самокатам и самодельным курьерским электро-велосипедам отсутствуют, предположительно их количество может достигать 300–500 тыс. Управляющие средствами индивидуальной мобильности (СИМ) граждане создают реальную угрозу безопасности пешеходов, так как осуществляют агрессивное перемещение в основном по не оборудованным для этого тротуарам и пешеходным переходам. Некоторые умудряются «гонять» на электросамокатах даже по МКАД со скоростями 80–100 км/ч. Число инцидентов с участием разнообразных СИМ за последний год выросло втрое (есть и смертельные исходы), причем жертвами данных происшествий как правило становятся дети, женщины, пенсионеры.
В 2023 году были приняты специальные правила, введены штрафы, ГИБДД проводит рейды, но пока это не оказывает на ситуацию достаточного влияния. Эксперты говорят, что для СИМ нужны отдельные дорожки, что логично. Москва пытается их делать. В других городах ресурсов на отдельные дорожки пока не запланированы.
Понятно, что у СИМ есть и плюсы: высокая скорость курьерской доставки, удобство перемещения и, конечно же, возможность для бизнеса заработать на популярном сервисе. Однако общественный запрос «сделайте что-нибудь с этими самокатчиками» звучит все громче. Органы государственной власти обсуждают эту проблему на всех уровнях, предоставляют на рассмотрение Государственной Думы законопроекты о внесении изменений в Правила дорожного движения, в Кодекс об административных правонарушениях РФ, осуществляются попытки сформулировать новые правовые нормы, звучат обещания повысить штрафы, ввести регистрацию СИМ и новый вид административной ответственности в этой сфере и прочее. Пока это скорее объявление о намерениях перевести ситуацию в правовое поле.
По совокупности причин можно предположить, что рост аварийности в 2024 году продолжится, что неизбежно увеличит объем работы российской Госавтоинспекции по пресечению и предупреждению общественно-опасных противоправных проявлений в рассматриваемой сфере, по снижению потенциальной опасности рисков в дорожном движении, создании более безопасной среды, обеспечение соблюдения правил дорожного движения. Это в свою очередь ставит перед законодателем актуальные вопросы по оптимизации нормативной базы административных деликтов в сфере БДД.
Таким образом, актуальность рассматриваемой в данной статье темы также обусловлена проблемностью ряда вопросов, связанных с отсутствием правовых норм для регуляции возникающих новых общественных явлений в дорожно-транспортной области. Вопросы поиска путей совершенствования и реформирования административного законодательства осуществляется с завидной регулярностью. Анализ текущей ситуации свидетельствует о том, что не все старые проблемы до конца решены, но уже возник ряд новых проблем, связанных с привлечением к административной ответственности за нарушение ПДД. Устранение накопленных в праве пробелов становятся все более злободневными. Все эти вопросы находятся в поле зрения не только законодателей, правоприменителей, но и ученых-административистов, что выражается в возросшем количестве публикаций по рассматриваемой теме, а также широко обсуждаются в российском обществе, находя отражение в поднимаемых в средствах массовой информации дискуссионных вопросах.
В современной России административная ответственность выступает в качестве одного из наиболее распространенных и востребованных видов юридической ответственности. Внесение изменений и дополнений на законодательном уровне в нормы, регулирующие административную ответственность в сфере БДД, безусловно будут способствовать положительным изменения в этой области. Модернизация организационно-правовых основ функционирования сферы общественных отношений в области БДД во многом достигается за счет постоянного преобразования административно-правовых институтов, и прежде всего, административной ответственности за нарушения в области безопасности дорожного движения.
Также объективна повышенная актуальность вопросов применения административной ответственности с точки зрения понимания ее как средства для предотвращения и профилактики нарушений ПДД. Процесс административно-правового воздействия на граждан в целях изменения поведенческих стереотипов участников движения, повышения их правовой культуры, активизации деятельности граждан и институтов гражданского общества по вопросам укрепления правосознания невозможен без системной работы представителей Госавтоинспекции по пропаганде БДД.
Все приведенные выше данные статистики правонарушений в области дорожного движения, характеристика актуальных общественно-экономических факторов, влияющих на сохранение тенденции к повышенной аварийности, возникающие объективные обстоятельства к пересмотру отдельных положений отечественного административного законодательства, распространение высокотехнологичных процессов, масштабное применение различных технических устройств, в том числе и в пресечении и фиксации нарушений водителями ПДД, сохраняющаяся проблемность в применении ряда административных наказаний, все это свидетельствуют об актуальности вопросов БДД и ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Литература:
- Демография. — Текст: электронный // Росстат. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 07.03.2024).
- Коллектив, авторов Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021, 126 с / авторов Коллектив. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://media.mvd.ru/files/embed/3935922 (дата обращения: 07.03.2024).
- Коллектив, авторов Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2023 года. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023, 40 с / авторов Коллектив. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://media.mvd.ru/files/embed/4994528 (дата обращения: 07.03.2024).
- Новости. — Текст: электронный // Государственная компания «Государственные автомобильные дороги»: [сайт]. — URL: https://russianhighways.ru/press/news/ (дата обращения: 07.03.2024).
- Новые транспортные решения в города России. — Текст: электронный // Ассоциация операторов мобильности: [сайт]. — URL: https://micromobilityassociation.ru/ (дата обращения: 07.03.2024).
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. — Текст: электронный // Официальный сайт Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65418/videos (дата обращения: 07.03.2024).
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. — Текст: электронный // Официальный сайт Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/73585 (дата обращения: 07.03.2024).
- Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы» // Собрание законодательства РФ. 29.01.2018. № 5. Ст. 774.
- Смертельные ДТП обедняют Россию на 2 %. Каждый год. — Текст: электронный // Журнал «За рулем»: [сайт]. — URL: https://www.zr.ru/content/articles/926511-smertelnye-dtp/ (дата обращения: 07.03.2024).
- Социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий. — Текст: электронный // Общероссийская общественная организация Российская академия транспорта: [сайт]. — URL: https://rosacademtrans.ru/dtp/ (дата обращения: 07.03.2024).