Большинство компромиссных предложений, касающихся защиты прав интеллектуальной собственности, были предложены развитыми странами, и ни одно из них, по-видимому, не соответствует общим опасениям, высказанным НРС, поэтому было бы лучше уделить более пристальное международное внимание этому вопросу и принять во внимание предложения стран-импортеров, которые могут сыграть ключевую роль в создании целостного подхода. До 1996 года термин «баланс» явно не подчеркивался в предыдущих договорах об ИС, включая Парижскую, Бернскую и Мадридскую конвенции, а также в действиях ВОИС до этой даты. Сбалансированный подход, относящийся к ПИС, был впервые введен ТРИПС в статье 7, которая предусматривает, что:
«Защита и обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности должны способствовать поощрению технологических инноваций и передаче и распространению технологии таким образом, чтобы это способствовало социальному и экономическому благополучию и соблюдению баланса прав и обязанностей».
Несмотря на то, что это первая значительная инициатива по обеспечению справедливого баланса, статья 7 надлежащим образом не удовлетворяет всем социально-экономическим требованиям из-за ее узкой сферы применения, поэтому она оставляет сторонам большое пространство для толкования.
Этот вопрос был широко обсужден в Канаде на консультациях по патентной защите фармацевтических продуктов в Канаде, в ходе которых было установлено, что одной из фундаментальных целей ТРИПС является создание целостного подхода между ПИС и другими рассматриваемыми социально-экономическими стратегиями, а не балансирование обязательств и прав. На основе формулировок ТРИПС в 1996 году в Договоре ВОИС об авторском праве была провозглашена необходимость поддержания баланса между правообладателями и общественными интересами, в частности образованием, исследованиями и доступом к информации. В недавнем контексте ВТО приняла Повестку дня в области развития, включающую сорок пять рекомендаций, подготовленных Организацией до 2007 года.
Эти рекомендации предполагают целостный и/или приблизительный подход в порядке глобальной защиты ИС и правоприменения с учетом интересов общества, как это определено в статье 7 ТРИПС. В дополнение к вышеизложенному, Дохинская декларация укрепила этот процесс, который предусматривает, что если ТРИПС не в состоянии обеспечить адекватное регулирование, механизм принятия решений ВТО будет компетентным органом, предлагающим специальный вариант с точки зрения как «решения», так и «толкований». В соответствии с этим положением Министерской конференции и Генеральному совету ВТО предоставляются исключительные полномочия в отношении разрешения любых споров в области интеллектуальной собственности, связанных с пробелами в любом соглашении ВТО. На встрече в Дохе государства — члены ВТО также приступили к обсуждению новых повесток дня, включая отмену антидемпинговой политики и пересмотр правил, регулирующих ИС, в частности, усиление правил ТРИПС, которые все еще находятся в стадии разработки. Тем не менее, переговоры в ДОХЕ, согласно The Economist 2001, выявили и заострили расхождения в подходах даже среди развивающихся стран по вышеупомянутым вопросам, например, Индия и Бразилия столкнулись из-за опасений по поводу открытия внутренних рынков для дешевого импорта из Китая.
Независимо от стремления повестки дня к значительному сближению, она также вызвала серьезную обеспокоенность развивающихся стран, поскольку продолжает обеспечивать односторонний подход без учета сложной взаимосвязи между концепцией ИС и ее применением. Например, в Повестке дня не упоминаются ни гибкие возможности в отношении режима правоприменения, ни учет социально-экономических реалий стран, которые должны стать объектом дальнейших проектов развития с целью создания более благоприятного климата.
Существует множество элементов, которые кажутся препятствиями в процессе создания объектов, представляющих общий интерес, но следующие две определенные области иллюстрируют суть проблемы (рис. 1):
Рис. 1. Области, которые иллюстрируют суть проблемы
В 2000 году ВОИС организовала три региональные конференции для африканских, азиатских и арабских и тихоокеанских НРС (наименее развитые страны), которые завершились согласием участников подписать итоговый документ, касающийся общих проблем. В следующем году в Лиссабоне состоялся еще один семинар, основанный на обсуждении перспективного тезиса «Инновации, общество знаний, ИС и НРС» с установлением механизмов технического и финансового содействия для вышеуказанных стран. В ходе конференции было строго подчеркнуто, что нехватка ресурсов и квалифицированного персонала, слабая инфраструктура ИС и недостаточная осведомленность об ИС и международных соглашениях в этой сфере делают международные усилия бесплодными, поэтому нет лучшего времени для принятия активных мер вместо пассивной критики. Ключевые моменты, высказанные на конференциях ВОИС, и предложения; однако проблема требует разработки программы, имеют большое значение для установления общих интересов в целях защиты ИС в глобальном масштабе и могут быть классифицированы по ряду рубрик:
а) Некоторые предполагают, что крайне важно обеспечить передачу знаний с участием гражданского общества и неправительственных организаций, которые могут эффективно способствовать удовлетворению ожиданий НРС, что также, как следствие, будет стимулировать разработку стандартов, одобренных во всем мире.
б) Поощрение Всемирной академии ВОИС, которая выступает в качестве образовательного учреждения в широком спектре сфер, для повышения международной осведомленности в области ИС, например, путем предоставления преподавательских, консультационных и исследовательских услуг. Тем не менее, крайне желательно расширить сферу обслуживания и территорию.
в) Традиционные знания лежат в основе большинства современных лекарственных средств и выражают экономическую ценность, присущую биотехнологии и системе образования. Но ни одно из международных и региональных мероприятий не прояснило масштабы инноваций, основанных на традициях, юридических обязательств по их защите (в том числе по обеспечению соблюдения) и распределению их выгод с НРС, поскольку большинство традиционных знаний находится в НРС.
г) В экономическом плане малые и средние предприятия (далее — МСП) являются краеугольным камнем устойчивого экономического роста и играют решающую роль в повышении социального благосостояния путем снижения уровня безработицы. Тот факт, что значительная часть МСП в НРС недостаточно информирована для получения охраны своих изобретений, что препятствует им пользоваться преимуществами охраны ИС, и в качестве ответа на этот серьезный вызов ВОИС попыталась помочь национальным правительствам, вспомогательным учреждениям и коммерческим структурам в таких странах повысить их эффективность и конкурентоспособность за счет эффективных использование системы ИС, и этот процесс будет поддерживаться дальнейшими действиями
Подводя итог, северные страны заявляют, что защита прав интеллектуальной собственности станет панацеей для южных стран, стимулируя внутренние инновации, распространение технологий и знаний и экономический прогресс, однако бывшие страны считают, что сильный режим приведет к монополизации, увеличению полномочий правообладателя и созданию барьеров для выбора потребителей и передачи технологий. Кроме того, строгий режим интеллектуальной собственности не сразу даст положительные результаты, особенно в некоторых южных странах с плохим экономическим положением из-за административных расходов и потенциального злоупотребления рынком.
Ужесточение режима дает положительные результаты в странах севера, но этот эффект, вероятно, зависит от нескольких компонентов в южных странах, другими словами, его потенциальные последствия в высшей степени непредсказуемы. Поэтому некоторые ученые предлагают, чтобы международные механизмы в первую очередь сосредоточились на поощрении делового климата и тщательно учитывали потребности беднейших стран при разработке глобальной политики в этой сфере. Поскольку это будет важнейшим средством снижения таких издержек и другого потенциального ущерба.
Литература:
- Де Бир, Дж., и Баннерман, С. Прогнозирование будущего Повестки дня ВОИС в области развития, 2010;
- Илиас, С., & Фергюссон, И., Ф. Права интеллектуальной собственности и международная торговля, 2011