Федеральная государственная служба в Следственном комитете Российской Федерации: определение, специфика, ограничения
Пчелинский Александр Сергеевич, студент магистратуры
Научный руководитель: Ильин Алексей Николаевич, кандидат юридических наук, доцент
Ступинский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА
В статье раскрывается вопрос по определению понятия федеральной государственной службы в органах Следственного комитета Российской Федерации, рассматриваются права, обязанности и ограничения, накладываемые на лиц, проходящих в установленном порядке указанный вид государственной службы.
Ключевые слова: государственная служба, следственный комитет, сотрудник следственного комитета.
Частью 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе [1].
Данное конституционное положение раскрывается в федеральных законах, регламентирующих конкретные виды и формы прохождения госслужбы в различных государственных органах. При это общее понятие государственной гражданской службы раскрывается в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ«О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — федеральный закон) как вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации [2]. При этом государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется в зависимости от уровня государственной власти на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 федерального закона установлены основные принципы государственной гражданской службы, к которым отнесены:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными качествами гражданского служащего;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Также федеральным законом установлен ряд прав и обязанностей, определяющих статус лица, проходящего в установленном порядке государственную гражданскую службу, в частности, государственный служащий имеет право на:
1) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
2) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом
3) должностной рост на конкурсной основе;
4) проведение по его заявлению служебной проверки;
5) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
6) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
7) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
8) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Вместе с тем государственный служащий также обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
4) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
Главной особенностью прохождения государственной службы, отличающей её от иных видов деятельности, является то, что статус государственного служащего предполагает ряд установленных федеральным законом ограничений и запретов. При этом данные запреты и ограничения являются своего рода «страховкой», не позволяющей использовать статус государственного служащего в личных целях и злоупотреблять предоставленной властью.
К основным ограничениям установленным федеральным законом, связанными с прохождением государственной службы является установленная законом невозможность нахождения гражданина на государственной службе в случаях:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации
4) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому
5) прекращения гражданства Российской Федерации;
6) наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
А также иные ограничения установленный федеральным законом
К основным запретам, связанным с прохождением государственной службы федеральный закон относит:
1) Участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией;
2) Занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
3) Получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Федеральным законом также установлены иные запреты, связанные с прохождение федеральной государственной службы.
Как было указано выше прохождение отдельных видов государственной службы, регламентировано соответствующими нормативно-правовыми актами, которые устанавливают конкретный статус государственного служащего того либо иного органа государственной власти. К таким нормативно-правовым актам можно отнести: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ, Федеральный закон «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.05.2016 N 141-ФЗ и иные подобные федеральные законы.
В настоящей статье будут рассмотрен статус государственного служащего, то есть, его права, обязанности, а также возложенные ограничения и запреты, установленные Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 N 403-ФЗ (далее — Закон о Следственном комитете, ФЗ об СК). Так, согласно статье 1 ФЗ о СК — Следственный комитет Российской Федерации (далее также — Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации [3].
Лица, проходящие федеральную государственную службу в органах Следственного комитета по смыслу ст. 4 ФЗ об СК именуются сотрудниками Следственного комитета (сотрудниками). К ним относятся: руководители следственных органов Следственного комитета, следователи, а также другие должностные лица Следственного комитета, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий.
Глава 3 Закона о Следственном комитете регламентирует порядок прохождения службы в Следственном комитете и правовое положение сотрудников Следственного комитета.
Так к гражданам, претендующим на прохождение службы в Следственном комитете Российской Федерации, предъявляются повышенные требования, а именно:
- Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации (далее — граждане), получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
При этом гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет если он:
1) признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.
Таким образом указанные положения предъявляют к кандидатам более строгие требования чем в ФЗ «О государственной гражданской службе», так сотрудником комитета не может являться лицо, хотя бы раз в жизни осужденное за совершение любого преступления, вне зависимости от погашения или снятия судимости. Более того, не может стать сотрудником следственного комитета лицо, в отношении которого уголовное преследование было прекращено, по нереабилитирующим обстоятельствам.
Также в служебной деятельности на сотрудника Следственного комитета накладывается ряд дополнительных ограничений. Несмотря на то, что формально ст. 17 ФЗ о Следственном комитете имеет бланкетный характер, ссылаясь на содержание Федерального закона «О государственной гражданской службе» на сотрудника Следственного комитета также распространяются ограничения установленный Кодексом этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации [4]. Так, в частности, установлен запрет на получение государственным служащим Следственного комитета подарков, в случае если этом может повлиять на его беспристрастность, а также не передачу подарков другим лицам, если это может повлиять на его беспристрастность.
Также Кодексом этики установлен ряд рекомендательных правил поведения для сотрудников Следственного комитета, так, в частности, последним рекомендуется воздерживаться от:
1) поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим служебных обязанностей;
2) грубости, нецензурной речи, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных и незаслуженных обвинений.
Во взаимоотношениях с коллегами сотрудник следственного комитета обязан поддерживать ровные доброжелательные отношения, стремиться к установлению делового и конструктивного сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи;
Также Кодексом установлены требования к внешнему виду государственного служащего, который в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к следственным органам Следственного комитета, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличает официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность [5].
На основе вышеизложенного приходим к выводу о том, что служба в Следственном комитете Российской Федерации, накладывает на лицо, которое её проходит, значительно большие ограничения, чем базово установленные федеральным законом «О государственной гражданской службе», а также предъявляет повышенные требования к кандидатам, на должность сотрудников следственного комитета. Прихожу к выводу о том, что подобное связано с тем, что осуществление полномочий по производству предварительно следствия по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях, которые отнесены к подследственности Следственного комитета возможно доверить, только лицам с безупречной репутацией и соответствующими морально-деловыми качествами, и имеющиеся ограничения служат своеобразным «фильтром», исключающим возможность проникновения неблагонадёжных, склонных к коррупции лиц в ряды сотрудников Следственного комитета.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
- Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.11.2023) «О Следственном комитете Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, N 1, ст. 15.
- «Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации» (утв. Следственным комитетом РФ 11.04.2011)
- Организация работы следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по району (городу) учеб.-метод. Пособие/ под ред. А. М. Багмета. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019–231 с.