Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 09.03.2024

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Замфир, М. Ю. Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка / М. Ю. Замфир. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111883/ (дата обращения: 18.12.2024).



Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Замфир Марина Юрьевна, учитель-логопед

КОУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Излучинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет общее психическое развитие ребенка, способствует возникновению вторичных и третичных нарушений, осложняя эффективное воспитание, обучение и социализацию ребенка [4]. В статье представлен опыт работы учителя — логопеда по введению PECS-системы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, описаны этапы, правила и условия для успешного обучения школьников с РАС. Статья может представлять интерес для педагогов коррекционных школ и родителей, имеющих детей данной нозологии.

Ключевые слова : PECS-система, аутизм, коммуникация, стимул, подкрепление, карточка.

PECS — это система, которая обучает коммуникации с помощью карточек. Ее разработали Лори Фрост и Энди Бонди. PECS-система изначально создавалась для помощи в обучении детей с аутизмом, а сейчас она используется и при общении людей любых нозологий, людей у которых отсутствует либо нарушена речь. При использовании карточек-картинок они начинают общаться с окружающими, могут объяснить свои потребности, желания, чувства. У детей проявляется инициатива, снижается нежелательное поведение, им становится доступен мир общения. Хочется отметить, что коммуникация, безусловно, первостепенна, но одновременно с введением у неговорящих детей системы PECS проводится и работа над формированием речевых предпосылок: над имитацией, над спонтанными вокализациями, над звукоподражанием. [5].

Для введения системы PECS не требуется специальная подготовка. Ребенок может не поддерживать с вами глазной контакт, может не понимать речь, но он обязательно должен желать чего-либо. Поэтому работа специалиста всегда начинается с выявления стимула. Оценка мотивационных стимулов, иерархия предпочтений ребенка выявляется совместно с родителями и записывается. Для успешного освоения PECS-системы нужно условно преодолеть шесть ступеней. Не каждый сможет достичь шестой ступени, и время, затраченное на их прохождение, будет у всех детей разным, и зависеть оно будет от их индивидуальных возможностей, способностей.

Для успешного обучения по PECS -системе необходимо соблюдение ряда условий:

– Присутствие двух взрослых и ребенка, который чего- то хочет, его выявленный стимул.

– Обедненная среда, т. е. пустой стол. На столе карточка с изображенным предметом (выявленное предпочтение ребенка).

– Молниеносное подкрепление поощрением при успешной пробе.

– Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Для ребенка с нарушением моторики, для которого сложно захватить карточку со стола используют любые предметы, как плоские, так и объемные (на них приклеивают карточки), например: кубики, крышки, коробочки.

Во время занятия каждый участник педагогического процесса должен соблюдать следующие правила:

– На занятии нежелательны подсказки. У коммуникативного партнера не должно быть ожидающего взгляда. Взгляд расценивается как коммуникативная инициатива. Чтобы ребенок не воспринял взгляд, как подсказку рекомендуется не поддерживать контакт, встречаясь с ним взглядом.

– На лице коммуникативного партнера не должны читаться эмоции.

– На занятии не допустимы реплики, типа «Хочешь…? Попроси…».

– При передаче предмета не должно быть чрезмерных эмоций, драматизации, возгласов.

– Физический помощник находится за ребенком, он не комментирует действия и никак себя не проявляет. Он взаимодействует с ребенком только тогда, когда тому необходима физическая помощь, и в этот момент является, как бы продолжением руки ребенка.

– Нельзя торопить ребенка. Каждый работает в своем темпе. Один преодолеет все ступени за день, а другой будет сидеть очень долго на первой. Нельзя переходить к следующему, не освоив предыдущий материал.

– Занятие всегда заканчивают на успешной попытке.

– Каждую удачную пробу незамедлительно подкрепляют. Подкрепление — это то, что следует за проявлением поведения ребенка и увеличивает вероятность того, что такое поведение повторится снова [2, стр. 101].

Для того чтобы подкрепление поведения было успешным, учитывают факторы:

– Незамедлительность (подкрепление должно следовать незамедлительно после поведения);

– Объем (подкрепления должны быть достаточны, чтобы ребенок мог преодолеть другие конкурирующие желания),

– Зависимость (подкрепление зависит от формируемого вами навыка, его дают только тогда, когда успешно выполнена инструкция и не в коем другом случае),

– Пресыщение. Важно, что решать вопрос о количестве и времени применения поощрения нужно в тесном контакте с родителями. Перенасытившись любимыми сладостями дома, ребенок не сможет на занятии воспринимать их адекватно; наигравшись дома с любимыми предметами, он не потянется к ним и не будет с ними манипулировать [2, стр. 99].

Первая ступень овладенияPECS-системы. Обмен картинки на предмет . Нужно научить ребенка проявлять инициативу и передавать карточку с изображенным предпочтением, взамен получать желаемое. На этом этапе ребенок осваивает такие моторные навыки, как взять, дотянуться, положить помогает ему в этом физический помощник, который выступает в роли «продолжения руки ребенка».

У детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями и/или низким уровнем мотивации, с высокой пресыщаемостью, быстрой сменой и малым количеством мотивационных стимулов, время обучения на первой ступени может затянуться и достигнуть месяца и более. Есть дети, которые останутся на этом уровне всю дальнейшую жизнь. Все зависит от индивидуальных особенностей и способностей ребенка.

Вторая ступень. Условно ее называют «Расстояние и настойчивость». Название подразумевает проявление настойчивости при возникновении препятствий, увеличение дистанции. Необходимо четко понимать, что спешить нельзя. Переходить ко второй фазе можно, когда понятно, что ребенок овладел навыком замены карточки на предмет. На второй ступени появляется коммуникативная книга. Здесь находятся изображения со стимулами и коммуникативное поле, на которое выкладываются карточки. Необходимо донести до ребенка, насколько важна для него эта книга, что именно благодаря ей он получает то, что хочет. Ребенок всегда должен знать, где находится его книга, понимать, что там находится нужная карточка, которую нужно передать для получения желаемого, а чтобы передать, нужно привлечь внимание, а это является очень сложным процессом для ребенка, не умеющего общаться.

Для успешного результата при обучении на данном этапе требуется соблюдение следующих условий:

– Коммуникативная книга всегда должна находиться в зоне доступа и лежать на видном месте. При обучении ее перемещают, тем самым приучают ребенка не выпускать книгу из виду.

– На этой фазе нельзя обойтись и без физического помощника, который будет сначала с полной физической подсказкой помогать и направлять ребенка при поиске книги, а затем помогать проводить манипуляции с карточками.

– Задание постепенно усложняют: коммуникативный партнер не всегда будет находиться лицом к ребенку, он может развернуться спиной либо быть в другой комнате, в этом случае ребенку нужно будет применить больше усилий, чтобы найти партнера и привлечь его внимание и передать карточку, получив взамен желаемое.

– Для закрепления результата проводят смену ролей физического помощника и коммуникативного партнера, меняют и положение коммуникативной книги, изменяют и расстояние между ребенком и коммуникативным партнером. Тем самым образуют невидимый треугольник, который разворачивается в пространстве и меняет свое местоположение. Работа на данном этапе требует проявления настойчивости взрослого и воспитание настойчивости у ребенка.

Работа, проводимая на второй ступени, никогда не прекращается. Если книга рабочая, то в ней всегда идет наполнение и замена стимулов.

Третья ступень посвящена обучению различий. Ребенок учится выбирать из карточек коммуникативной книги, ту, которая нужна. Вначале выбирает между двух, затем задание усложняется.

При проведении проб на данном этапе соблюдают следующие условия:

– Недопустимость применения словесных подсказок.

– Получение ребенком именно того предмета, который изображен на выбранной карточке, не зависимо от того, этот ли предмет изначально был желаемым, возможно выбор карточки был ошибочен.

– Изменение положения карточек, что обязывает ребенка быть внимательным.

– Проведение процедуры коррекции при допущении ошибок, где коммуникативный партнер применяет подсказку. Он пальцем показывает на нужную карточку или ближе к ней подвигает открытую ладонь.

После того как ребенок научился делать выбор одной карточки из двух ему предлагают сделать выбор между соответствующими предметами. Здесь также используют коммуникативную книгу с двумя карточками, на которых изображены предметы. Ребенок должен произвести обмен одной карточки на соответствующий предмет, а затем обменять вторую. После каждого успешного прикосновения к желаемому следует похвала и разрешение взять.

Четвертая ступень — это обучение составлять предложения из карточек. На этой ступени ребенок складывает карточки в предложения. Полоска из коммуникативной книги заполняется закрепленными в нужном порядке карточками и используется при коммуникации. Составленную фразу использует при просьбе предметов. Используют цепочку поведения, разбитую на реакции:

  1. Подойди к книге.
  2. Выбери символ «Я хочу» («Дай мне»)
  3. Прикрепи символ «Я хочу» («Дай мне») на полоску.
  4. Какой предмет хочешь? Выбери карточку.
  5. Прикрепи ее на полоску.
  6. Возьми полоску.
  7. Дай ее.

Очень многие дети начинают говорить на этом этапе, но их слова невнятные, непонятные, и родители отказываются от использования ребенком коммуникативной книги.

На пятой ступени проходит обучение воспринимать вопрос и давать на него ответ. Пятая — это последняя ступень с применением материального подкрепления. На данном этапе у ребенка появляется понимание речи. Его учат проявлять реакцию на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что ты чувствуешь?», «Что это?». Задавая вопрос, предполагают, что он его не понял, тогда используют подсказку с нулевой задержкой . Звучит: «Что ты хочешь?» («Что ты видишь?», одновременно указывают на карточку: «Я хочу» (Я вижу…) и помогают ребенку выстраивать ответ на коммуникативном поле, используя карточки. Как только ребенок адаптировался к данной ситуации, то время задержки увеличивают. Звучит: «Что ты хочешь?» — задержка 1–2 секунды — указывают на карточку «Я хочу» и далее… Постепенно эти подсказки убирают, и у ребенка формируется условно-рефлекторная связь. Он понимает, что именно то, что хочешь, связано с тем, что встраиваешь в предложение и если табло с этим предложением передать коммуникативному партнеру, то получишь именно то, что хочешь. Прохождение этой ступени дает возможность рассматривать обобщающие понятия, обучать буквенному составу слов, изучать времена года, части суток, изучать правила поведения и т. д.

Шестая ступень учит комментированию, разделенному вниманию, важным социально-коммуникативным навыкам. Ребенок учится сообщать важную информацию, например о том, что у него что- то болит. Подкрепления материальные и стимулы — «вкусняшки» здесь не используют, а широко применяют социальные похвалы: «Здорово!», «Молодец!», «Да!». Здесь ребенок впервые сталкивается с ситуацией, когда взамен картинки он ничего не получает: «Что ты видишь? (Что болит?) Прикрепи картинку». С помощью картинок выстраивается фраза на табло: «Я вижу…(У меня болит...)». Затем он передает табло, но взамен ничего не получает, а слышит в ответ слова одобрения, похвалу, получает оказываемую помощь.

Хочется отметить, что обучение по PECS-системе ребенка с отсутствием мотивации к говорению и нарушенным механизмом коммуникации, может длиться годами и все это время, согласовывая общее направление работы, вместе трудится ряд специалистов, здесь и учителя, и дефектологи, и логопеды, и психологи, а так же родители. Только при четком соблюдении последовательности работы, тщательности выполнения инструкций, при соблюдении правил, ряда условий появляется возможность помочь ребенку и достичь результатов в формировании его коммуникативных навыков.

Литература:

  1. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб. / Л. Г. Нуриева. — Изд. 2-е. — М: Теревинф, 2006. — 112 с. — (Серия «Особый ребенок»).
  2. Шрамм, Р.Детский аутизм и АВА: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм; пер. с англ. 3. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова.— Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. — 208 с.
  3. Расстройства аутистического спектра: прикладной анализ поведения в работе с детьми и их родителями [Электронный ресурс]: уч.методическое пособие / И. А. Нигматуллина, О. А. Иванова, А. Ю. Сазонова, И. В. Диярова. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Издательство Казанского университета, 2022. — 108 с.
  4. Новосёлова Наталья Владимировна Система альтернативной коммуникации PECS в обучении детей с РАС // Интерактивная наука. 2021. № 8 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-alternativnoy-kommunikatsii-pecs-v-obuchenii-detey-s-ras
  5. https://срц-86.рф/tinybrowser/files/kompleksnoe-soprovozdenie-ras/1/sistema_al-ternativnoy_kommunikacii_pecs.pdf
  6. https://masterskayalogo.ru/ml2?utm_source=site_map&utm_medium=home
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, PECS, коммуникативная книга, коммуникативный партнер, карточка, ступень, физический помощник, предмет, введение PECS-системы, нужная карточка.


Ключевые слова

коммуникация, стимул, аутизм, карточка, PECS-система, подкрепление

Похожие статьи

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...

Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации

В статье представлены психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра, обуславливающие нарушения процесса их социализации и эффективного взаимодействия с социумом. Дается анализ современных отечественных технологий, направлен...

Ресурсный класс как модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра

В настоящей статье рассмотрена проблема инклюзивного образования в России с акцентом на образование детей с расстройствами аутистического спектра. В статье особое внимание уделяется ресурсным классам как одной из форм инклюзивного обучения, позволяющ...

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в игровой деятельности через параллельную имитацию

Статья посвящена обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в игровой деятельности посредством метода параллельной имитации. В ней рассматриваются ключевые характеристики РАС. Автор учитывает индивидуальный подход к обучению детей с...

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с РАС

В статье рассматриваются методические подходы к формированию и развитию навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 4–5 лет. Освещаются основные трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, вклю...

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Похожие статьи

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...

Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации

В статье представлены психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра, обуславливающие нарушения процесса их социализации и эффективного взаимодействия с социумом. Дается анализ современных отечественных технологий, направлен...

Ресурсный класс как модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра

В настоящей статье рассмотрена проблема инклюзивного образования в России с акцентом на образование детей с расстройствами аутистического спектра. В статье особое внимание уделяется ресурсным классам как одной из форм инклюзивного обучения, позволяющ...

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в игровой деятельности через параллельную имитацию

Статья посвящена обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в игровой деятельности посредством метода параллельной имитации. В ней рассматриваются ключевые характеристики РАС. Автор учитывает индивидуальный подход к обучению детей с...

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с РАС

В статье рассматриваются методические подходы к формированию и развитию навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 4–5 лет. Освещаются основные трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, вклю...

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Задать вопрос