Мы живем в век открытий, социально-экономических и политических преобразований, и поэтому от каждого человека требуется поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией — креативно .
Мы должны разводить два понятия: креативность и одарённость. Важно знать, что не все одарённые дети креативны. Одарённость — это лишь потенциал. Многие одарённые дети с лёгкостью достигают требуемых результатов и не видят стимулов двигаться дальше. Развитие в обучающихся креативной личности становится одной из важных задач современной школы.
Русский язык в школе — это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности.
Рассмотрим несколько приемов, ориентированных на формирование креативного мышления у школьников:
Метод «Ассоциации»
Оптимально задание при закреплении понятия, характеристики героя. Ученики выбирают какое — либо слово, называющее предмет, явление или действие. Затем все по очереди начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основание для сравнения. Задача — привести убедительное сравнение, повторяться нельзя. Пример: «Дорога — похожа на ленту (длинная и гладкая), на змею (также извивается), на провода (проводят поток машин)».
Приём «Судейское заседание»
Можно использовать на уроках литературы присоставлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Приём «Правда-неправда»
Учитель называет фразы, а ученики должны определить среди них ошибочные:
1) Правда ли, что в предложении «Вы сегодня сажали деревья?» есть обращение?
2) Правда ли, что деепричастный оборот обособляется всегда?
3) Верно ли утверждение, что обращения не являются членами предложения?
4) Можно ли утверждать, что в предложении «Андрей бежал навстречу другу сломя голову» есть производный предлог?
5) Верно ли, что слово «РОСТОК» — исключение?
6) Правда ли, что деепричастный и сравнительные обороты в предложении являются обстоятельствами?
7) Верно ли, что твердый знак пишется на конце корня?
8) Правда ли, что в слове «ДЕРЕВЯННЫЙ» пишется НН?
9) Правда ли, что в предложении «Максим, по всей вероятности, сегодня опять опоздает» есть обращение?
Метод «Закрой окошко»
Учитель показывает карточки со словами, в которых пропущены буквы на одну и ту же орфограмму, а также это могут быть словарные слова.
Учащиеся поднимают заранее заготовленную карточку с буквой, которую надо вставить и тогда окошко «закрывается», и нужная буква ставится на свое место.
Прием «кластер («гроздь», «солнечная система»)»
Кластер — (от англ. — cluster- гроздь) — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
- По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.
Главное: в работе над кластерами соблюдать следующие правила:
- Дать волю воображению и интуиции и не бояться записывать все, что приходит на ум.
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
Использовать этот приём можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получают при обычной письменной работе.
Также можно привлечь учителей информатики, которые на своих уроках научат ребят оцифровать свои конспекты в таблицы, презентации, графики и схемы.
Существует еще очень много различных приемов, но все они помогут учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни, т. е. способствуют формированию функциональной грамотности.